Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: " А. С. Пушкин Осень", Волков " Этот удивительный Пушкин"»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:
« А.С. Пушкин Осень» Волков « Этот удивительный Пушкин»
Педагогическая цель:
Способствовать ознакомлению с биографией и творчеством А.С. Пушкина, раскрытию возвышенного настроения стихотворения; создать условия для совершенствования выразительности чтения, формирования умений понимать изобразительно-выразительные средства языка, находить их; содействовать развитию литературной речи, языка, образного мышления; способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к природе.
Тип урока Комбинированный
Планируемые результаты
-Понимают роль чтения, используют разные виды чтения; умеют осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении. Имеют представление о жанровом разнообразии произведений А.С. Пушкина. Знают произведения поэта разных жанров, изученных 1-3 классах. Определяют тему, комментируют заголовок.
Личностные результаты
-Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей
Универсальные учебные действия
Познавательные: владеют приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; выделяют существенную информацию из текста; осуществляют сравнение, обобщение, делают выводы
Регулятивные: планируют свои действия, принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи.
Основное содержание темы, понятия и термины Жанровое разнообразие произведений Пушкина. Средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворение). Тема произведения. Заголовок.
Организационный момент
Мотивирование к учебной деятельности
Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.
Приветствуют учителя организуют рабочее место.
Подготовка к основному этапу урока
Создание направленности на учебную работу. Принятие учебной задачи урока (предугадывание предстоящего чтения)
Учитель предлагает обратить внимание на иллюстрации с осенними пейзажами.
- Какие слова вы бы использовали для описания этой красоты?
Заранее подготовленные ученики читают поочерёдно отрывки стихов и узнают авторов этих четверостиший.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая,
С замираньем летит на звезду… (Есенин)
Лес точно терем расписной…
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной… (Бунин)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
- Назовите фамилию этих прекрасных строк.
- Какова тема этих стихов? Значит, о чём мы будем говорить на уроке?
- Мы продолжим знакомиться с творчество великого поэта, имя которого вам всем известно с самого раннего детства А.С. Пушкина и будем работать с отрывками из стихотворения «Осень».
Слушая их, постарайтесь увидеть, представить те картины природы, о которых нам говорит поэт, пережить те чувства, которые переживал Александр Сергеевич при написании этого стихотворения.
Рассказ учителя о Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.
Из четырёх времён года Пушкин больше всего любил осень. Другие в это время собирают опята или снимают с веток яблоки поздних сортов, а он радовался урожаю стихов. Хоть и был он поэтом, писать стихи удавалось не каждый день. Пушкин признавался друзьям, что бывают дни, когда не в состоянии написать и двух строчек. Осенью вместе с кленовыми листьями и дождевыми каплями слетало к нему вдохновение. Поэт проводил свою жизнь в разъездах. Так что «унылая пора, очей очарованье» заставала его всякий раз на новом месте: то в Царском Селе, то в Михайловском, то в Кишинёве. Но самой изобильной оказалась осень в селе Большое Болдино, что под Нижним Новгородом. За три ненастных месяца 1830 года Пушкин написал больше 40 произведений в стихах и прозе. И до сих пор никто не может написать лучше. В мировой литературе это – рекорд, известный под названием «Болдинская осень».
Отчего она вдруг случилась? Надо сказать что этот вопрос мучает многих людей, неравнодушных к Пушкину. Может всё дело в деревне?
Но в ней на первый взгляд, жилось неуютно. Не было рядом ни леса, ни речки. Только ветряные мельницы окружали село, пасмурное небо, да мокрая степь. В сентябре, к приезду поэта, дороги успели раскиснуть от дождей. Моросило. Непогода держалась до самой зимы: …и дождь, и снег, и по колено грязь», - сообщал он из деревни. Дом родителей уже давно пустовал. Четыре дня он смотрел на низкие избы, крытые соломой… Бродил по улицам с непоэтическими названиями: Поганый конец, Кривулица… Мокнул под дождём… А потом неожиданно написал стихотворение. На следующий день ещё одно. Потом «Сказку о попе и о работнике его Балде». Пушкин оживился и отправил другу такое письмо: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степ да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает».
Выходит он писал много потому что не с кем было поговорить? Нет, собеседники были: местные крестьяне. Может поэту нравился стол, изготовленный из красного дерева и дерева чинары, растущей на Кавказе. А Пушкин на Кавказе бывал и любил его.
Но известно, что за столом Пушкин только переписывал свои вещи набело. Сочинял обычно, лёжа в постели. Впоследствии сам описал свой распорядок дня: «Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей, и лежу до 3 часов… В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До 9 часов – читаю». Может ему помогало его особенное расписание? Или гречневая каша поддерживала в нём бодрое самочувствие и радостное настроение?
Но нет, поэт нервничал. Рвался в Москву к невесте.18-летней красавицы Натальи Гончаровой, но началась эпидемия холеры, на дорогах стояли карантины. Приходилось возвращаться в Болдино и продолжать писать стихи. Так Пушкин и не женился той осенью. Зато к зиме привёз из деревни столько рукописей, что их хватило на целую библиотечку новых книг. Ему это до того понравилось, что он через 3 года вернулся туда – и снова осенью. И тогда появились «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Мёртвой царевне» и т. д. Просто, наверное, для каждого человека существует где-нибудь на земном шаре местечко, где сами собой удачно складываются обстоятельства. Пушкин нашёл – Большое Болдино.
Беседа:
- Что нового вы узнали об А.С. Пушкине?
Чтение отрывка из стихотворения «Осень». Проводит словарную работу.
- Какую картину вы представили?
- Как поэт относится к осени?
- Прочитайте слова, передающие его отношение к осени.