kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: " А. С. Пушкин Осень", Волков " Этот удивительный Пушкин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по литературному чтению в 4 классе по теме: " А. С. Пушкин Осень", Волков " Этот удивительный Пушкин". Конспект составлен по УМК Школа 21 век

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: " А. С. Пушкин Осень", Волков " Этот удивительный Пушкин"»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:

« А.С. Пушкин Осень» Волков « Этот удивительный Пушкин»

Педагогическая цель:

Способствовать ознакомлению с биографией и творчеством А.С. Пушкина, раскрытию возвышенного настроения стихотворения; создать условия для совершенствования выразительности чтения, формирования умений понимать изобразительно-выразительные средства языка, находить их; содействовать развитию литературной речи, языка, образного мышления; способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к природе.

Тип урока Комбинированный

Планируемые результаты

-Понимают роль чтения, используют разные виды чтения; умеют осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении. Имеют представление о жанровом разнообразии произведений А.С. Пушкина. Знают произведения поэта разных жанров, изученных 1-3 классах. Определяют тему, комментируют заголовок.

Личностные результаты

-Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Универсальные учебные действия

Познавательные: владеют приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; выделяют существенную информацию из текста; осуществляют сравнение, обобщение, делают выводы

Регулятивные: планируют свои действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи.

Основное содержание темы, понятия и термины Жанровое разнообразие произведений Пушкина. Средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворение). Тема произведения. Заголовок.









Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя организуют рабочее место.

Подготовка к основному этапу урока

Создание направленности на учебную работу. Принятие учебной задачи урока (предугадывание предстоящего чтения)

Учитель предлагает обратить внимание на иллюстрации с осенними пейзажами.

- Какие слова вы бы использовали для описания этой красоты?

-Какие стихотворные строки поэтов вам вспоминаются?

Заранее подготовленные ученики читают поочерёдно отрывки стихов и узнают авторов этих четверостиший.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая,

С замираньем летит на звезду… (Есенин)



Лес точно терем расписной…

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной… (Бунин)



Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…



- Назовите фамилию этих прекрасных строк.

- Какова тема этих стихов? Значит, о чём мы будем говорить на уроке?

- Мы продолжим знакомиться с творчество великого поэта, имя которого вам всем известно с самого раннего детства А.С. Пушкина и будем работать с отрывками из стихотворения «Осень».

Слушая их, постарайтесь увидеть, представить те картины природы, о которых нам говорит поэт, пережить те чувства, которые переживал Александр Сергеевич при написании этого стихотворения.

Рассказ учителя о Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.

Из четырёх времён года Пушкин больше всего любил осень. Другие в это время собирают опята или снимают с веток яблоки поздних сортов, а он радовался урожаю стихов. Хоть и был он поэтом, писать стихи удавалось не каждый день. Пушкин признавался друзьям, что бывают дни, когда не в состоянии написать и двух строчек. Осенью вместе с кленовыми листьями и дождевыми каплями слетало к нему вдохновение. Поэт проводил свою жизнь в разъездах. Так что «унылая пора, очей очарованье» заставала его всякий раз на новом месте: то в Царском Селе, то в Михайловском, то в Кишинёве. Но самой изобильной оказалась осень в селе Большое Болдино, что под Нижним Новгородом. За три ненастных месяца 1830 года Пушкин написал больше 40 произведений в стихах и прозе. И до сих пор никто не может написать лучше. В мировой литературе это – рекорд, известный под названием «Болдинская осень».

Отчего она вдруг случилась? Надо сказать что этот вопрос мучает многих людей, неравнодушных к Пушкину. Может всё дело в деревне?

Но в ней на первый взгляд, жилось неуютно. Не было рядом ни леса, ни речки. Только ветряные мельницы окружали село, пасмурное небо, да мокрая степь. В сентябре, к приезду поэта, дороги успели раскиснуть от дождей. Моросило. Непогода держалась до самой зимы: …и дождь, и снег, и по колено грязь», - сообщал он из деревни. Дом родителей уже давно пустовал. Четыре дня он смотрел на низкие избы, крытые соломой… Бродил по улицам с непоэтическими названиями: Поганый конец, Кривулица… Мокнул под дождём… А потом неожиданно написал стихотворение. На следующий день ещё одно. Потом «Сказку о попе и о работнике его Балде». Пушкин оживился и отправил другу такое письмо: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степ да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает».

Выходит он писал много потому что не с кем было поговорить? Нет, собеседники были: местные крестьяне. Может поэту нравился стол, изготовленный из красного дерева и дерева чинары, растущей на Кавказе. А Пушкин на Кавказе бывал и любил его.

Но известно, что за столом Пушкин только переписывал свои вещи набело. Сочинял обычно, лёжа в постели. Впоследствии сам описал свой распорядок дня: «Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей, и лежу до 3 часов… В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До 9 часов – читаю». Может ему помогало его особенное расписание? Или гречневая каша поддерживала в нём бодрое самочувствие и радостное настроение?

Но нет, поэт нервничал. Рвался в Москву к невесте.18-летней красавицы Натальи Гончаровой, но началась эпидемия холеры, на дорогах стояли карантины. Приходилось возвращаться в Болдино и продолжать писать стихи. Так Пушкин и не женился той осенью. Зато к зиме привёз из деревни столько рукописей, что их хватило на целую библиотечку новых книг. Ему это до того понравилось, что он через 3 года вернулся туда – и снова осенью. И тогда появились «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Мёртвой царевне» и т. д. Просто, наверное, для каждого человека существует где-нибудь на земном шаре местечко, где сами собой удачно складываются обстоятельства. Пушкин нашёл – Большое Болдино.

Беседа:

- Что нового вы узнали об А.С. Пушкине?

Чтение отрывка из стихотворения «Осень». Проводит словарную работу.

- Какую картину вы представили?

- Как поэт относится к осени?

- Прочитайте слова, передающие его отношение к осени.

Словарная работа:

Отъезжие (поля) – земли, отдалённые от усадьбы.

Озими – поля, засеянные озимыми (под зиму) культурами.

Тщеславный – любящий славу, похваляющийся своими достоинствами.

Страждут – ждут с нетерпением

Смиренно – проникнутый смирением, спокойствием

Своенравной – упрямой, капризной, поступающей так, как вздумается



Предлагает поработать над выразительностью чтения данных отрывков: выбор тона и темпа, отметить логические ударения (главные слова), паузы.

- Какое по настроению это стихотворение?

- Какие слова в нём самые важные, определяющие настроение поэта? Такие слова называются ключевыми. (мне она мила)

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Как следует прочитать это стихотворение?

- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо?

Предлагается выразительно прочитать отрывки из стихотворения.

Организует беседу по вопросам к стихотворению

Знакомство со статьёй Г.Н. Волкова «Удивительный Александр Сергеевич»

Слушают чтение учителем очерка. Отвечают на вопросы. Читают учебный текст. Слушают чтение стихотворения учителем. Находят в словаре объяснение слов. Выразительно читают стихотворение.

Отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы примерами из текста.

Рефлексия:

- Мне было интересно…

- Мне было скучно…

Подведение итогов урока.

- Что нового узнали о Пушкине?

- Чему научились на уроке?

- Оцените свою работу и класса в целом.

Высказывают своё мнение

Домашнее задание

Выразительное чтение наизусть






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Наталья Угарова Евгеньевна

Дата: 25.03.2022

Номер свидетельства: 603347


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства