Конспект урока по литературному чтению в 3В классе "Школа России" Тема: Взаимоотношения человека с окружающим миром в произведении В.П. Астафьева «Капалуха»
Конспект урока по литературному чтению в 3В классе "Школа России" Тема: Взаимоотношения человека с окружающим миром в произведении В.П. Астафьева «Капалуха»
Описание: Данный материал полезен для учителей начальных классов, работающих по программе "Школа России" в 3 классе. Тематика урока соответствует программе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3В классе "Школа России" Тема: Взаимоотношения человека с окружающим миром в произведении В.П. Астафьева «Капалуха»»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"
Описание: Данный материал полезен для учителей начальных классов, работающих по программе "Школа России" в 3 классе. Тематика урока соответствует программе. Тема: Взаимоотношения человека с окружающим миром в произведении В.П. Астафьева «Капалуха» Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; выслушивать мнение друг друга, формулировать правила поведения в лесу. Оборудование: выставка книг и портрет В.П. Астафьева.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Речевая разминка -Прочитайте скороговорку. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
3. Работа по теме урока. Введение в тему. ( отрывок читает учитель ) Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм- С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов) - Объясните, пожалуйста, как вы понимаете последние две строчки? (входить в лес с добрым понимающим сердцем, не совершать плохих поступков в лесу, соблюдать правила) - Ребята, как себя нужно вести, чтобы не осквернить храм природы- лес? ( не шуметь, не разводить костёр, не оставлять мусор, не ломать деревья, не брать животных домой, не подходить к птичьим гнёздам.) - Каких птиц можно встретить в наших лесах? (кукушка, поползень, дятел...) - А ещё в наших лесах водятся глухари, посмотрите (демонстрация картинки с изображением глухаря и глухарки)
- Что вы знаете о глухаре? Рассказ об этой птице подготовил ...( один из учеников) Глухарь- одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Выводят птенцов глухари в конце мая- начале июня. Яйца откладывают на земле в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Выводит птенцов только мать. Глухарка светло- коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит в гнезде, среди веток и сухих листьев. Весной, когда глухарь- петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.
4. Физкультминутка А сейчас мы совершим прогулку в лес. Мы шагаем, мы шагаем Руки выше поднимаем, Г олову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берём И назад в дупло кладём Впереди из-за куста Смотрит рыжая лиса. Мы лисицу обхитрим, На носочках побежим.
6. Продолжение работы по теме урока. Работа над рассказом. а.- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком, о чём будет рассказ? Чтение хором: При-бли-жа-лись К аль-пий-ским По-ко-роб-лен-ные (кривые, погнутые) Ред-ко-па-лых елей По-ше-ве-ли-ва-ли Блед-но-лист-ным До-цве-та-ю-щим Чер-нич-ни-ком Рас-пу-щен-ны-ми За-кос-те-не-ли От не-под-виж-нос-ти За-рож-да-ю-щим-ся По-до-шед-ший
б. Словарная работа проводится по ходу чтения. Тайга- хвойный лес на севере Альпийские луга- луга, расположенные на возвышении Валежник- сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Космы- спутанные волосы, нити. Чтение рассказа учителем и учащимися. в. Беседа: - Какую птицу охотники называют капалухой? - Где ребята обнаружили гнездо? - Что почувствовал рассказчик, когда обнаружил птицу, прочитайте. - Прочитайте диалог рассказчика с мальчиком. - Если бы ребята забрали яйца, что могло произойти? - Нужны ли птичьи яйца мальчикам? - Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха, прочитайте. - Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце», «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?
- Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их. - Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? - Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? - Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что он хочет вам сказать? - Кто-нибудь из вас узнал среди героев рассказа себя? Расскажите - В каких ещё рассказах мы встречались с самоотверженной любовью матери к детям? («Ещё раз про Мальку.» ) г. Работа над пословицами. - Соедините начало и конец пословиц о маме. Вся семья вместе чем родная матушка. Родную мать а дитя- матери Нет милей дружка, и душа на месте. Птица рада весне, никем не заменишь. д. Рассказ учителя об авторе Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — крупнейший писатель в жанре «деревенской» и военной прозы.
7. Рефлексия - Что вы узнали на сегодняшнем уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что вам захотелось сделать после этого урока?
8. Итог урока. Мы безмерно богаты. В наших чащах и рощах Столько всяких пернатых- Просто диву даёшься. И, конечно, тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем Не щадим, не жалеем. Ни за что не в ответе. Словно самую малость Нам по этой планете Жить и править осталось. -Так давайте хранить, беречь и жалеть наших меньших братьев, нашу природу 9. Домашнее задание. - Подготовить пересказ текста от имени глухарки. - Придумать рассказ, который заканчивается одной из пословиц. Вся семья вместе и душа на месте. Родную мать никем не заменишь.
Приложение.
Краткая биография Астафьева Виктора Петровича Известный русский писатель, наш современник Виктор Петрович Астафьев был рождён 1-ого мая 1924-ого года, в маленьком селе Овсянка Красноярского края, стоявшем на берегу реки Енисей. Мать будущего писателя погибла, когда ему было всего лишь семь лет. До конца своих дней Виктор Петрович так и не свыкнется с этой потерей. После гибели мамы лучшим другом Астафьева становится его бабушка – Екатерина Петровна. В село Игарка был выслан дед Виктора Петровича. Туда и переехала новая семья Астафьева – его отец нашёл себе новую жену. Но отношения маленького мальчика и мачехи были ужасными. Астафьеву очень повезло, потому что одним из преподавателей в интернате оказывается поэт Игнатий Рождественский, который очень быстро подмечает в Викторе литературный талант. И именно он начинает развивать его в будущем писателе. В 1942-ом году, когда уже второй год шла Великая Отечественная война, Астафьеву становится добровольцем, и спустя год начинает принимать участие в боевых сражениях. При этом он прошёл всю войну, был несколько раз ранен. За свои боевые заслуги он получит орден Красной звезды и несколько медалей – «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией».С 1951-ого года Виктор Петрович Астафьев начинает много писать, и уже через два года будет напечатана его первая книга – сборник рассказов «До будущей весны». С тех пор известный русский писатель Астафьев Виктор Петрович напишет и выпустит огромное количество произведений, рассказов и романов. Он будет принят в Союз Писателей, его литературные достижения будут постоянно отмечать различными наградами. 29-ого ноября 2001-ого года Виктор Петрович Астафьев умирает на 78-ом году жизни.