Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. Тема: "Стихи И.Токмаковой "В чудной стране", "Плим"»
Урок № 117
Тема: Стихи И, П. Токмаковой «В чудной стране», «Плим»
Цель: познакомить учащихся с произведениями И. Токмаковой; совершенствовать технику выразительного чтения; учить оценивать свою работу; поддерживать интерес и любовь к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; анализировать заголовок произведения; сравнивать произведения, характеризовать их героев; определять какое настроение передано в произведении; придумывать свои веселые истории.
Оборудование: портрет и выставка книг И. Токмаковой; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Прослушивание историй про учебные вещи.
Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение выразительно. Научитесь читать его скороговоркой.
Про пана Трулялинского
Кто не слышал об артисте
Тралиславле Трулялинском!
А живет он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тетка – Трулялетка,
И дочурка – Трулялюрка,
И сынишка – Трулялишка,
И собачка- Труляличка.
Ю.Тувим
Постановка целей урока.
- Расшифруйте слова.
SQИRPDZИLHQWA TFODSKMZQAWYKOGBA
(Ирина Токмакова)
ПЛАСТИК-АСТК+М=(плим)
ЕНАРТСЙОНДУЧВ (в чудной стране)
- Сегодня мы будем читать стихотворения Ирины Токмаковой. Будем сравнивать произведения, характеризовать их героев, определять, какое настроение передано в произведении.
Работа по теме урока
Разговор об И. Токмаковой
- Что вы помните об И. Токмаковой?
- Какие ее произведения вы читали?
Материал для учителя
Ирина Петровна Токмакова становиться писателем, поэтом не собиралась. Вначале работала перводчиком. Первая ее книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына.
Отец Ирины Петровны – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ней иллюстрации. Так появилась на свет первая книга.
Ириной Петровной Токмаковой написаны не только стихи, но и рассказы, повести, сказки, пьесы. Герой ее стихотворений – очень внимательный к окружающему миру, добрый и справедливый, фантазер и выдумщик. Он очень любит играть со словами, повторять их, прятать слова внутри друг друга, выдумывать новые.
Физминутка
Прибежали, прибежали
Ежики, ежики.
Наточили, наточили
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну дружно:
«Девочки! Мальчики!»
Продолжение по теме урока
Стихотворение «Плим»
- На с. 150 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей)
- Проверим, верны ли ваши предположения.
(Учитель читает стихотворение)
- Каким словом играл мальчик?
- Что оно значит? (Примерный ответ. Ничего не значит. Такие слова люди придумывали и придумывают для обозначения каких-то явлений, действий. Встретить непонятные слова можно в считалках)
- Как мы будем читать это стихотворение? (Весело)
- Прочитайте стихотворение выразительно.
Стихотворение «В чудной стране»
- На с. 152 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей)
- Проверим, верны ли ваши предположения.
(Учитель читает стихотворение)
- Как ритм стихотворения помогает правильно определить ударение в слове «Чудной»?
- Обсудите в парах: почему самые обычные предметы, описаны в стихотворении, кажутся нам сказочным?
- Прочитайте последнюю строчку стихотворения. К кому обращается автор?
- Где может находиться такая страна? (В снах, фантазиях)