kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Стихи для детей. Н.А. Заболоцкий «Детство».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе по УМК Начальная школа 21 века.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Стихи для детей. Н.А. Заболоцкий «Детство».»



Предмет Литературное чтение

Класс 4

Тема урока Стихи для детей. Н.А. Заболоцкий «Детство».

Тип урока Открытие новых знаний и способов действий.

Цели урока Познакомить с произведением Н.А.Заболоцкого «Детство», раскрыть

идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;

способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру

учащихся, навыки правильного, выразительного чтения,

развивать эмоциональный и духовный мир учащихся; творческое воображение;

воспитывать любовь к родному краю, нравственные качества,

интерес к жизни автора и его произведениям.

Задачи урока 1. Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством поэта Н. Заболоцкого,

его стихотворением «Детство».

2. Способствовать развитию умений работать с текстом стихотворения,

анализировать, определять его тему, грамотно, точно и доказательно

высказывать свои суждения.

3. Воспитывать интерес к чтению стихотворений.



Технологическая карта урока

Тема урока

Стихи для детей. Н.А. Заболоцкий «Детство».

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий.

Педагогические задачи

1. Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством поэта Н. Заболоцкого, его стихотворением «Детство».

2. Способствовать развитию умений работать с текстом стихотворения, анализировать, определять его тему, грамотно, точно и доказательно высказывать свои суждения.

3. Воспитывать интерес к чтению стихотворений.

Планируемые предметные результаты

Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Определять тему, главную мысль. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способов эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно – нравственного содержания. Понимать и правильно употреблять термины «эпитет», «сравнение», «олицетворение».

Метапредметные УУД

Познавательные: используют разные виды чтения в соответствии с условиями учебной задачи, знаково – символическое моделирование для работы с произведением; слушают вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечают на вопросы и подтверждают свой ответ примерами из текста.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: овладевают умением с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.





Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

- С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А проснуться и вставать!

Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.



Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)


Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

2. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения


- Ребята, послушайте одну притчу.
Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.
Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить.
Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми.
Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.
Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему недостает в тридевятом царстве.
Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.
Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
- «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
- «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.
Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают.
Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.
А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его. Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный. Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.
И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира.
Это был путь на Родину, дорога к себе самому!


-Ребята, скажите, почему человек бросил богатства и вернулся на Родину? Что значит для человека Родина? А вы бы, что сделали на его месте? Как бы вы поступили?

- Ребята, подумайте, а на какую тему будет произведение, с которым мы будем работать сегодня на уроке?

-Сегодня, действительно, мы будем работать со стихотворением Н.Заболоцкого «Детство», в котором говориться о любви к родному краю. Если это стихотворение, то какие цели мы ставим перед собой на уроке

(ключевые слова на доске:

- узнать

- учиться

- определить

- развивать)

Моделирование обложки-3 мин.

- Попробуем составить модель обложки, возьмите на своих столах наборы для составления модели обложки.

- Что на данный момент мы можем разместить на модели обложки?

-Где будет расположено название произведения?

- Назовите название произведения.









- А что еще мы можем сейчас разместить на модели обложки?

- Где на модели обложки размещается имя автора?

- Назовите автора стихотворения «Детство»


- Рассматривание портрета Н. Заболоцкого и выставку его книг (выставляет ученик)


Родился он в 1903 году в семье агронома и сельской учительницы. У отца была большая библиотека и он уже в детстве перечитал все произведения русской литературы, а в 7 лет сочинил свое первое стихотворение и решил стать поэтом. Николай Заболоцкий никогда не изменял своему высокому назначению поэта – и он является верным сыном, продолжателем творцов великой русской литературы. Его лучшие стихи удивительно естественны: они выросли из судьбы поэта. В своих стихах он утверждал идеалы красоты, чести, совести.

- Где была его Родина?

- Вы читали стихи этого автора?


Дети внимательно слушают учителя и запоминают важные события.




















































Это произведение о Родине, детстве





дети называют цели урока,










название произведения

внизу

«Детство» (дети кладут на белый лист на парте, заменяющий модель обложки, треугольник, обозначающий название произведения)

Фамилию, имя автора

вверху


Николай Алексеевич Заболоцкий

сообщение ученицы о биографии автора














под Казанью

ответы детей

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)


3. Этап первичного восприятия

- Это первое стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого, с которым мы сегодня познакомимся. На последующих уроках мы еще будем изучать его стихи, в том числе и о Родине.


(Чтение стих. Детство») Видео


Дети слушают и представляют картины.


Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

4. Этап выявления специфики восприятия

-Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?


-Кто главный герой стихотворения?

-А можно ли сказать, что чувства девочки такие же, как у автора?

- Что нового вы узнали о жизни и творчестве поэта Н. Заболоцкого?



Ответы детей

звучит музыка



девочка




Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

5. Этап постановки учебной задачи

- Как вы думаете, почему стихотворение называется «Детство»? Потому, что автор стих. ребенок или это воспоминания поэта?


Ответы детей.



Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)


6. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

-Что же помнит девочка? Необычны ли эти картины?




-Какое общее слово для всех этих картин находит автор?

-Какова же главная мысль этого стихотворения? Ответьте, что роднит нас с героем и автором?

(С этих картин начинается весь мир, вся будущая жизнь и наша Родина. Жизнь хороша и крепка, пока есть эти картины)


-Чтение стихотворения выразительно, уточнение и значение некоторых слов и выражений.




-Объясните выражение «В глубь души её…»?




-Найдите объяснение слова «Зеницы»

-А как вы понимаете выражение «младенческих зениц»?


-Объясните значение выражения «Сердечной смуты»?

-А каково значение выражения «Блаженный смысл»?

-Ответьте, что роднит нас с героем и автором?

Вы посмотрели взгляды и видения поэта, каждый из вас попробует изобразить свои чувства в рисунках.

- Что в вашем понимании Родина?



сельский дом, сад, огород, два петуха, хозяин, шершавый хмель, крыльцо,…


весь мир


«И в глубь души её, как спутники живые,

Вошли и этот дом, и этот сад, и лес»



2-3 ученика





«восхитил»

в глубине души, внутри неё

работа со словарем

глаза, зрачки.

«Глаза маленького ребенка»


«сердечные переживания»

«счастливый миг»


Групповая работа









Познавательные УУД

(умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)

Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)






























7.Этап обобщения

-Ребята, с творчеством какого поэта мы сегодня знакомились?


Работа с выставкой рисунков.


Чтение стихотворений.


Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая малая Родина моя!

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Село родное, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я!


-А какие события из своей жизни вы будете вспоминать, когда вырастите?


Удивительное рядом.

Как часто мы, проезжая по трассе, даже и не догадываемся, что совсем рядом, стоит только съехать с дороги, находятся интересные объекты, сотворенные самой матушкой – природой карьер «Озерки» Это место является охраняемым геологическим объектом. Основная достопримечательность - "железистые колодцы" представляют из себя причудливые каменные образования, выступающие из толщи белого кварцевого песка.
Место абсолютно фантастическое и вызывает сильное желание возвращаться.


Давайте соберем ромашку из пожеланий нашей Родине.


с творчеством Н. Заболоцкого.




















смыслов , давлетшин




сообщение о карьере ученик













Коллективная работа

Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

8. Рефлексия.

- Какая цель стояла перед нами в начале урока?

- Удалось ли ее решить?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

-Если вам понравился урок, то поднимите соответствующий смайлик- «улыбку», а если нет -то « грустный смайлик».


Когда читаешь внимательно, можно увидеть очень многое и многое для себя открыть.

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)

9. Домашнее задание.

По выбору: выучить наизусть стихотворение Н. Заболоцкого «Детство»; чтение выразительно; подобрать пословицы о Родине.

Записывают в дневник домашнее задание.

Регулятивные УУД

(принимают учебную задачу, планируют ее решение)



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению Стихи для детей. Н.А. Заболоцкий «Детство».

Автор: Ветлугина Елена Николаевна

Дата: 13.03.2022

Номер свидетельства: 602126


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства