1) Организационный момент | – Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами урок литературного чтения. Посмотрите, всё ли вы приготовили к уроку. Кто готов к уроку, садитесь. – Скажите, с каким разделом вы работали на предыдущих уроках? – С творчеством, каких писателей этого раздела вы познакомились? – Какие произведения вам понравились больше всего? – Сейчас проверим, на сколько, хорошо и внимательно вы работали над этим разделом. На экране в разброс написаны названия произведений и авторы. Вам необходимо соединить название произведения с автором. «Моя родина» Бианки (Михаил Михайлович Пришвин) «Листопадничек» Астафьев (Иван Сергеевич Соколов-Микитов) «Малька провинилась» Житков (Василий Иванович Белов) «Мышонок Пик» Драгунский (Виталий Валентинович Бианки) «Про обезьяну» Пришвин (Борис Степанович Житков) «Капалуха» Белов (Виктор Петрович Астафьев) «Он живой и светится» Соколов- Микитов (Виктор Юзефович Драгунский) – Так, чему же учат нас герои этих произведений? О чем заставляют задуматься авторы? – Ребята, на странице 109-ой посмотрите, как называется раздел, который мы сегодня начинаем изучать? – О чем говорит название этого раздела? – Правильно. А теперь давайте закроем глазки и послушаем. Звучит в записи шум дождя. – Какие чувства и фантазии возникают у вас, когда за окном идет дождь? – Посмотрите на экран, выберите слова, подходящие вашему настроению, вашим чувствам: спокойствие, задумчивость, грусть, печаль, уют, умиротворение, страх, радость, тоска, пустота, прибытие сил, отдыха, домашнее тепло | – Приветствуют учителя. – Раздел «Люби живое» – М. Пришвин, И. Соколов- Микитов, В. Белов, В. Бианки, Б. Житков, В. Астафьев, В. Драгунский Учащиеся внимательно слушают учителя и выполняют задание Учащиеся отвечают на вопросы учителя – «Поэтическая тетрадь два» – О том, что мы познакомимся с творчеством поэтов *включается звук дождя за окном* Учащиеся отвечают на вопросы учителя Учащиеся выполняют задание |
3) Вступительная беседа | – Сегодня с вами познакомимся с двумя стихотворениями. А для того, чтобы узнать автора стихотворений, надо правильно расставить буквы по порядку. А К М А Ш Р 2 6 1 5 4 3 – Правильно, автором стихотворений является Самуил Яковлевич Маршак. Посмотрите на слайд. Давайте с вами познакомимся с этим писателем. – Самуил Маршак родился 22 октября 1887 года в Воронеже. Отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать – Евгения Борисовна – была домохозяйкой. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4 года, он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы – А теперь проверим, как вы знакомы с творчеством Маршака. Я вам буду читать отрывки из его произведений, а вы должны будете угадать их названия 1) Ищут пожарные, Ищет милиция… Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти Парня какого-то Лет двадцати. («Рассказ о неизвестном герое») 2) Замяукал жалобно Серый кот: Мне, коту усатому, Скоро год… И красив я, лодыри, И умен, А письму и грамоте не учен. («Кот и лодыри») 3) Пела ночью мышка в норке: – Спи, мышонок, замолчи. Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи. («Сказка о глупом мышонке») – Молодцы, ребята! – Прочитайте названия книг. Они вам знакомы? *картинки* – Поднимите руку, кто эти произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? | – Маршак – Слушают учителя |
5) Первичное восприятие с установкой | – Отгадайте загадки: Мы сидим сегодня дома, Вот по небу мчится конь – За окном, раскаты грома. Из-под ног летит огонь. Скрыли тучи небеса, Конь копытом бьет могучим Это летняя …. И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит… – Правильно! Кто догадался, о чем первое стихотворение С. Я. Маршака? – Сейчас вы прослушаете стихотворение «Гроза днем» | – Гроза – О грозе |
7) Чтение по частям и анализ прочитанного текста | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Как называется стихотворение? – Найдите строчку, которая подтверждает, что гроза была днем. Прочитайте. – Прочитайте стихотворение и найдите слова, в которых автор передает звуки грома. – Какой звук в этих словах повторяется? – Что нам помогает услышать грохот грома и шум дождя? (Звук Р) – Давайте прочитаем отрывок выразительно и покажем интонацией звуки грома. По небу голубому Проехал грохот грома, И снова всё молчит – Найдите в тексте, как стучит дождь. Прочитайте. – Каким вы себе представляете дождь, описанный в стихотворении? – Почему дождь стеклянный? (Звон капель, перезвон, когда капли ударяют по железу.) Давайте найдём в тексте и прочитаем. – Найдите в тексте эпитеты. (Голубому, зеленым, железным, пролетный.). Прочитаем этот отрывок. – Какой эпитет использует автор для описания неба? (По небу голубому.) Прочитаем этот отрывок. – По чему ударяют капли дождя? (По листьям, крышам, цветникам, скамейкам, ведрам и лейкам.). Давайте найдём это в тексте и прочитаем. – Давайте прочитаем следующий отрывок стихотворения и покажем интонацией как идёт дождь. А миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зелёным листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По вёдрам и по лейкам Стеклянный дождь стучит. – С каким настроением будете читать стихотворение? – Сколько четверостиший в стихотворении? – Давайте прочитаем выразительно стихотворение по четверостишиям. – А теперь давайте прочитаем выразительно стихотворение полностью (3-4 человека) | Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
| Демонстрирует фотографии с изображением грозы. – Что говорит о приближении грозы? – Какой ветер дует во время грозы? – Каким бывает небо в грозу? – Что сверкает на небе, когда идет гроза? – Что мы слышим после блеска молнии? – Какой дождь идет во время грозы? – Как выглядит земля после грозы? – Чем опасна гроза? – Кто знает, как нужно вести себя во время грозы? (Дополняет ответы учащихся сведениями о том, что во время грозы нужно плотно закрыть форточки, окна, двери, отключить электроприборы; находясь в лесу, нельзя прятаться под высокими деревьями, находиться на возвышении.) | Отвечают на вопросы учителя |
8) Проведение разных видов творческих работ | – Прочитайте слова на экране: огромная лиловая туча, надвигалась, сильный ветер, закачались, крупные капли дождя, сверкнула, загремел, проливной, прошла, засияло, зазеленела. – Объясните значение слов: Лиловая – имеющий цвет фиалки или сирени; светло-фиолетовый. Проливной – очень сильный (о дожде). Засиять – начать сиять. Сверкнула – показаться на короткое время и скрыться; мелькнуть. – Составьте рассказ, по опорным словам, | Составляют предложения и из несколько предложенных слов |