Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему "Развитие восприятия художественного произведения. В.Бианки "Лесной колобок-колючий бок" "»
Урок литературного слушания по теме: В. Бианки «Лесной Колобок-Колючий бок»
1»а класс УМК «21 век»
Учитель: Ю.А. Нестерова
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с произведением В.Бианки «лесной Колобок-Колючий бок»
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию читательских умений (отличать народную сказку от авторской, выделять особенности народной и авторской сказки, умение сравнивать сказки по темам, правильно называть произведение, лексическая работа), учить детей “искусству слушать” сказку, “вживаться” в художественные образы героев. Развивающие: развивать восприятия, внимание, творческую деятельность, устную речь. Воспитательные: содействовать формированию художественного вкуса и эстетического воспитания.
УУД:
ЛичностныеУУД: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать учителя и речь других, формулировать собственное мнение, понимать прочитанное, выполняя различные роли в паре, в группе сотрудничать в совместном решении проблемы.
Познавательные УУД:выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Уметь определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора); выделять признаки сказки (жили-были, повторы); рассказывать по сюжетным рисункам в учебной хрестоматии; сравнивать сказки с похожим сюжетом.
Личностные:эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героямпрочитанных произведений, к их поступкам Метапредметные: формирование УУД.
Основные понятия: Сказка (авторская и народная), автор, заголовок, писатель
Ресурсы:Л.А.Ефросинина, Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс, Л.А.Ефросинина, Рабочая тетрадь: 1 класс, компьютер, телевизор, презентация, детские книги, карточки (сказка, рассказ, стихотворение), портрет писателя В.Бианки, карточки для рефлексии (красные, желтые, зеленые), книги со сказками, книги для выставки:«Приключения муравьишки», «Чей нос лучше?, «Кто чем поёт?», круги. Треугольники и прямоугольники по количеству детей, С-Б-К-В-М-Л-Е модели для каждого ученика, пословицы для групповой работы; компоненты для моделирования обложки (круг, треугольник, прямоугольник)
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Технология: здоровьесберегающая технология, работа в группах, парах.
ХОД УРОКА
Орг. Этап
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело.
– На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их, мы вам очень рады. И с хорошим настроением продолжаем наш урок.
Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового произведения
-Предлагаю поиграть в Литературную игру. Я буду читать отрывок из произведения, а вы будете показывать мне карточку с условным обозначением жанра, к которому относится данное произведение. Вспомним КРУГ-сказка, ТРЕУГОЛЬНИК – стихотворение, ПРЯМОУГОЛЬНИК - рассказ.
1. Шел ежик домой. По дороге нагнал его Заяц и пошли они вместе. Вдвоем дорога короче.
-Кто автор? Как называется произведение? Какую фигуру показали? Почему?-Каким цветом раскрасили бы эту фигуру? Почему?
Владимир ГригорьевичСутеев «Палочка-выручалочка», сказка о животных. (круг-коричневый)
Несет. Несет маменька Жареной говядинки, А бабушка- кренделек, А тетушка- киселек И леденчиков кулек.
-Кто автор? Как называется произведение? Какую фигуру показали? Почему?-Каким цветом раскрасили бы эту фигуру? Почему?
Елена Александровна Благинина «Тюлюлюй, стихотворение о детях.(треугольник-желтый)
И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба. Со мной постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес-голодно, а возьму-забуду съесть и назад понесу.
-Кто автор? Как называется произведение? Какую фигуру показали? Почему?-Каким цветом раскрасили бы эту фигуру? Почему?
Михаил Михайлович Пришвин. « Лисичкин хлеб», рассказ о природе.(прямоугольник-зеленый)
- Предлагаю поработать в парах
–У вас на партах лежат книги. Рассмотрите их, прочитайте название и автора. Произведения какого жанра собраны в этих книгах? (сказки)
-Как узнали? (по иллюстрациям, названию и т.д.)
-Разделите книги со сказками на 2 группы. На какие группы разделили? (авторские и народные)
-Чем отличаются народные сказки от авторских?
- Как вы, думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о сказке)
3.Изучение нового материала
Цель: Сегодня мы познакомимся с новой сказкой, будем учиться ее внимательно слушать, узнаем об особенностях сказок, продолжим развивать внимание, устную речь.
(на доске висит портрет В.В.Бианки и выставка книг)
-Как вы думаете, с произведением какого писателя сегодня на уроке мы с вами познакомимся? (Виталия Валентиновича .Бианки)
-- Всмотритесь в его портрет. Как вы, думаете, какой это человек? Что вы о нем знаете?
Виталий Бианки-исследователь природы, он умел не тольконаблюдать, видеть всё интересное, но и увлекательно об этом рассказывать детям в своих произведениях. Природа для него – источник радости, которая раскрывает человеку большие и маленькие тайны, красоту и богатство. Кто читает произведения Бианки, тот по-другому смотрит на природу, лучше видит и понимает её, правильнее к ней относится. Это замечательный писатель, тонкий наблюдатель природы. Он умел замечать удивительное в самом обыкновенном и простом. Еще мальчишкой любил ходить в лес, разгадывать птичьи голоса и следы зверей. В своих произведениях он постарался ответить на многие тайны природы.
-Им было написано свыше 30 замечательных сказок о природе, среди которых такие известные произведения, как "Первая охота" (1923), "Как Муравьишка домой спешил" (1935), "Сказки зверолова" (1937), Кто чем поет (1923) и многие другие.
- Какие произведения В.Бианки вы читали? («Мышонок Пик», «Лесные домишки», «Сказки о природе», «Терентий Тетерев»).
-Обратите внимание на выставку книг В.В.Бианки. Здесь мы можем увидеть книги: «Мышонок Пик», «Лесные домишки» и все эти книги вы можете взять почитать в нашей школьной библиотеке.
-А о ком мы будем читать вы узнаете отгадав загадку:
Сердитый недотрога, Живёт в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной. (ежик)
-Рассмотрите обложку. Как называется произведение? («Лесной Колобок-Колючий бок»)
4.Знакомство с произведением В.Бианки«Лесной Колобок – Колючий бок».
-Чем отличается сказка В.Бианки от русской народной сказки? (В русской народной сказке Колобок был из теста, а в авторской сказке Колобок оказался ёжиком; нет одного героя – зайчика)
-Кто из героев вам понравился больше и почему?
-К какой группе относится сказка, к авторской или народной? Почему?
-Как вы, думаете, почему лиса не съела Колобка?
5.Физ. минутка
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках,
А потом на пяточках,
Пойдем мягко как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся –
Ежик сладко потянулся.
6. Анализ прослушанного произведения
-А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали сказку.
-Назовите героев сказки. (старик, бабушка, колобок)
-Обозначим их карточками-заместителями: старик, его заместитель-С, бабушка-Б, Колобок-К, ежик-Е.
-Отгадайте, о каком герое сказки говорится:
-«Тихонечко, одними коготками толк в канаву!» (лиса-ее заместитель Л)
-«Хвать его лапой, колючки в лапу впились-ой, больно!» (волк- его заместитель В)
-«Хотел его в пасть схватить, губы наколол-ой, больно!» (медведь-его заместитель М)
7. Работа в парах.
-Поработаем в парах
-Вспомните, в каком порядке появлялись герои и постройте цепочку событий. (выкладывают на партах: С-Б-К-В-М-Л-Е) (Вспоминают сюжет сказки в парах)
-Проверим (проверка по слайду)(Вслух проговаривают при проверке сюжет сказки)
-Чем закончилась сказка?
- Каким вы представляете ежа?Что вы знаете о ежах? (Млекопитающее. Впадает в спячку, всеядное. Не боится гадюк.)
-Что познавательного о ежах мы узнаем из этой сказки? (Что ежики умеют плавать)
-Какие недостатки у людей высмеивает автор? (жадность)
- Сказка вымысел. Но все-же Очень с жизнью сказка схожа В сказке есть всегда намек добрым молодцам урок.
8. Групповая работа
-Поработаем в группах.
Первая группа:
-будет работать творчески и попробует сочинить продолжение этой сказки.
-Учащиеся, которые будут работать в первой группе сейчас встанут тихо и соберутся у первой парты своего ряда.
Вторая группа:
-Из предложенных пословиц вы выберете ту, которая подходит к произведению В Бианки «Лесной Колобок- Колючий бок» и приклеите ее на лист.
-Учащиеся, которые будут работать во второй группе сейчас тихо встанут и соберутся у 3 парты своего ряда.
Пословицы:
А) Терпение и труд все перетрут.
Б) Важна смелость, но нужна и умелость.
В) Добро побеждает зло.
Третья группа:
-Смоделирует обложку к сказке В.Бианки «Лесной Колобок-Колючий бок».
-Учащиеся, которые будут работать в третьей группе сейчас тихо встанут и соберутся у 1 парты своего ряда. (Сказка- круг, тема-о животных –коричневый цвет)
Выступление групп
9. Итог урока
- Удалось ли нам выполнить намеченную цель?
–О чем бы вы хотели рассказать вашим родителям?
- Вот и закончился наш урок. Знакомится со сказками вы можете и самостоятельно, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник сказок –и в путь! Чтобы сказки не обидеть. Надо их почаще видеть Их читать и рисовать Их любить и в них играть Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться. Быть добрее и скромнее Терпеливее, мудрее.
10.Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке, используя карточки самооценки: (красное, желтое или зеленое яблоко)
-Выберите то яблоко, которое соответствует вашей работе на уроке сегодня и прикрепите его на иголки ежа.