kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему Н.Носов «Ступеньки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ХОД УРОКА

  1. Организация класса на работу. Психологический настрой.
  • Ребята, у нас  на уроке много гостей. Поздоровайтесь, улыбнитесь, садитесь, начнем наш урок.

- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас.  И давайте поиграем в игру «Доброе утро».

Игра «Доброе утро».

- Я скажу слова: «Доброе утро…»и тех, кого я назову, помашет мне рукой,

- значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу!

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!


- Ребята, обратили ли вы внимание на нашу доску?

- Что вы увидели на ней? (солнце)

- Да, правильно, на доске у нас красивое солнце. Оно будет светить, давать нам тепло, радость и хорошее настроение.

2 Речевая разминка.

  • А сейчас мы выполним  подготовительные упражнения, чтобы правильно  и выразительно читать

Слайд 1

1 ряд читает две строчки спокойно, повествовательно

2 ряд читает две строчки вопросительно

3 ряд читает две строчки радостно, восклицательно

-Прочитайте  самостоятельно

-Прочитайте вслух выразительно

 

3 Выведение темы урока

Игра «Составь слово»  (на доске вывешиваю слоги)

СТУ –– КИ – ПЕНЬ (ступеньки)

-Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать. Так называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

- А кто написал это произведение, вы узнаете, если посмотрите на доску  (на доске:

Слайд 2

Н    6    С     3   

    О     1     4      В

  9      5       О     7

 

-Вам необходимо выписать на листок только буквы и сложить из них слово. Получится автор произведения. (Носов)

Слайд 3

-Правильно это Николай Носов (портрет)

4. Работа с выставкой книг

-Ребята, вы принесли к сегодняшнему уроку книги Н.Носова. Скажите, а кто читал его произведения?

-А давайте проверим.

5 Литературная викторина:

Слайд 4-7

-Вы внимательно смотрите на экран и вспоминаете, из какого произведения данная иллюстрация.

–Какие у него рассказы по настроению? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

6. Сообщение темы и цели урока

Слайд 8

-Цель сегодняшнего урока  познакомиться с новым произведением Николая Носова «Ступеньки».

7. Основной этап.

а)Сообщения об авторе.

  1. Даниил.

Носов родился 106 лет тому назад в городе Киеве, в семье актера. В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.

  1. Настя.

Почти 20 лет Н.Носов был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

  1. Света

Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы.

Проверим, внимательно ли вы слушали.

- Кем мечтал стать Носов в школьные годы? (музыкантом)

- А кем он стал? (писателем)

- Для кого он сначала писал свои рассказы? (для сына)

 

                         Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

 

б)Работа с текстом.

1.Первичное восприятие

 -Откроем учебники на стр58.

-Вы внимательно послушаете и ответите  на вопрос:

 - Кто главные герои?

(читает учитель)

2. Выявление первичного восприятия

- Кто главные герои? (Петя и Валя)

- Что произошло на лестнице? (Петя забыл число)

 

   3. Повторное чтение

-А теперь этот рассказ прочитаем  вслух, а стр 60 самостоятельно.(жужжащее чтение). И обсудим, какое впечатление произвёл на вас рассказ?

4.Беседа о прочитанном

-Что начал Петя делать, когда пришел из д/с?

  •   Что, огорчило? (Петя забыл число) ( слова вывешиваются на доске).
  • Да, он забыл число, а он бросил ступеньки считать? (нет)
  • Как он поступил? (стал вспоминать и несколько раз начинал считать сначала )
  •  Что, порадовало? (Валя пришла ему на помощь) ( слова вывешиваются на доске).
  • А как вы думаете, кто был младше Петя или Валя? (Валя)
  •  Кто нашёл выход из трудной ситуации?
  • А что именно она сделала? (обратилась к маме)
  • А почему она это  сделала? (Она пожалела Петю, а еще ей надоело ждать Петю)

5. Обсуждение прочитанного

  •  Сейчас мы поработаем в парах. Давайте подберем слова, которые характеризуют  Петю и Валю. I в. –Петю(зеленым каран), а  IIв –Валю(красным каран)

доброта
упорство
находчивость

ворчливость
настойчивость
неумение терпеть

хвастовство

-Давайте проверим правильно ли вы подобрали слова.

Слайд 9

 

Физминутка

Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)

Да!(Хлопки в ладоши.)

И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.)

Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед, а руки назад)

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.)

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали. (присесть.)

 

6. Выборочное чтение.

  • Найдите и зачитайте:
  • Откуда возвращался Петя?
  • Чему новому научился в этот день мальчик?
  • Что стал считать Петя?

-  Почему остановился Петя?                           

7 Работа с иллюстрацией

-Посмотрите внимательно на иллюстрацию на стр 59

-Найдите в тексте строки, описывающие этот рисунок.

8. Чтение по ролям.

- А можно ли прочитать этот рассказ по ролям? (отрывок  стр 60)

- Кто герой рассказа? Назовите.

         Петя – Мкртчян Каруш

Валя – Ковалева София

Мама – Белова Елизавета

Автор –  Павлик Екатерина

9. Обобщающая беседа.

    - Как вы думаете, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

- Правильно ли  сестра сделала?

10. Выявление основной мысли рассказа.

-Чему же мы поучились у героев рассказа?

Слайд 10

-Доводить начатое дело до конца

-Не хвастаться

     -Помогать близким

     8. Работа в парах.

- А сейчас опять поработайте в парах.

Пословицы

Подобрать пословицу, к данному  рассказу.

Слайд 11

  • Один в поле не воин
  • Умел начать, умей окончить.

9 Работа с деформированным текстом.

Работа в группах.

  • Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры в нужном порядке.
  • Забытое число (2)
  • Возвращение из детского сада (1)
  • Подсказка сестры(3)

10.Итог.

-    Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с рассказом)

-     Достигли ли мы этой цели?

  • Как звали сестру Пети? (Валя)
  • На какой ступеньке застрял Петя? (6)
  • Кто был старше Петя или Валя? (Петя)
  • Сколько всего было ступенек? (10)
  • Что вам понравилось в характере Вали (доброта, отзывчивость)
  • Что вам понравилось в характере Пети? (настойчивость)
  • Можно ли научиться новому делу без настойчивости? (нет)

11.Рефлексия

Весь урок нам светило «солнышко». Помогло ли оно вам на уроке, мы проверим. Поднимите солнышко, если оно соответствует вашему настроению и проделанной работе на уроке.

У нас было одно солнышко, а теперь много веселых солнышек еще добавилось и от этого в нашем классе стало еще светлее и радостней.

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО  ЗА  РАБОТУ  ВАМ  РЕБЯТА!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему Н.Носов «Ступеньки»»



Тема: Н.Носов «Ступеньки»

  • .Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием произведения Н. Н. Носова «Ступеньки»; создать условия для развития умения давать оценку поступкам героев, навыков правильного чтения; упражнять в выборочном чтении; воспитывать интерес к детской литературе и учиться быть настойчивым; внимательное отношение к чужому мнению; прививать культуру диалога и интереса к детской литературе

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: учить отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать навык правильного чтения; умения давать оценку поступкам героев; устную монологическую речь; упражнять в выборочном чтении и чтении по ролям.

оценивать литературного героя произведения по его поступкам; называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека.

Оборудование: Портрет Носова, выставка книг, слоговая таблица, рисунок «солнышка», раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса на работу. Психологический настрой.

  • Ребята, у нас на уроке много гостей. Поздоровайтесь, улыбнитесь, садитесь, начнем наш урок.

- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. И давайте поиграем в игру «Доброе утро».

Игра «Доброе утро».

- Я скажу слова: «Доброе утро…»и тех, кого я назову, помашет мне рукой,

- значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу!

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!


- Ребята, обратили ли вы внимание на нашу доску?

- Что вы увидели на ней? (солнце)

- Да, правильно, на доске у нас красивое солнце. Оно будет светить, давать нам тепло, радость и хорошее настроение.

2 Речевая разминка.

  • А сейчас мы выполним подготовительные упражнения, чтобы правильно и выразительно читать

Слайд 1

1 ряд читает две строчки спокойно, повествовательно

2 ряд читает две строчки вопросительно

3 ряд читает две строчки радостно, восклицательно

-Прочитайте самостоятельно

-Прочитайте вслух выразительно


3 Выведение темы урока

Игра «Составь слово» (на доске вывешиваю слоги)

СТУ –– КИ – ПЕНЬ (ступеньки)

-Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать. Так называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

- А кто написал это произведение, вы узнаете, если посмотрите на доску (на доске:

Слайд 2

Н 6 С 3

О 1 4 В

9 5 О 7


-Вам необходимо выписать на листок только буквы и сложить из них слово. Получится автор произведения. (Носов)

Слайд 3

-Правильно это Николай Носов (портрет)

4. Работа с выставкой книг

-Ребята, вы принесли к сегодняшнему уроку книги Н.Носова. Скажите, а кто читал его произведения?

-А давайте проверим.

5 Литературная викторина:

Слайд 4-7

-Вы внимательно смотрите на экран и вспоминаете, из какого произведения данная иллюстрация.

–Какие у него рассказы по настроению? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

6. Сообщение темы и цели урока

Слайд 8

-Цель сегодняшнего урока познакомиться с новым произведением Николая Носова «Ступеньки».

7. Основной этап.

а)Сообщения об авторе.

  1. Даниил.

Носов родился 106 лет тому назад в городе Киеве, в семье актера. В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.

  1. Настя.

Почти 20 лет Н.Носов был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

  1. Света

Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы.

Проверим, внимательно ли вы слушали.

- Кем мечтал стать Носов в школьные годы? (музыкантом)

- А кем он стал? (писателем)

- Для кого он сначала писал свои рассказы? (для сына)


Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.


Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.


б)Работа с текстом.

1.Первичное восприятие

-Откроем учебники на стр58.

-Вы внимательно послушаете и ответите на вопрос:

- Кто главные герои?

(читает учитель)

2. Выявление первичного восприятия

- Кто главные герои? (Петя и Валя)

- Что произошло на лестнице? (Петя забыл число)


3. Повторное чтение

-А теперь этот рассказ прочитаем вслух, а стр 60 самостоятельно.(жужжащее чтение). И обсудим, какое впечатление произвёл на вас рассказ?

4.Беседа о прочитанном

-Что начал Петя делать, когда пришел из д/с?

  • Что, огорчило? (Петя забыл число) ( слова вывешиваются на доске).

  • Да, он забыл число, а он бросил ступеньки считать? (нет)

  • Как он поступил? (стал вспоминать и несколько раз начинал считать сначала )

  • Что, порадовало? (Валя пришла ему на помощь) ( слова вывешиваются на доске).

  • А как вы думаете, кто был младше Петя или Валя? (Валя)

  • Кто нашёл выход из трудной ситуации?

  • А что именно она сделала? (обратилась к маме)

  • А почему она это сделала? (Она пожалела Петю, а еще ей надоело ждать Петю)

5. Обсуждение прочитанного

  • Сейчас мы поработаем в парах. Давайте подберем слова, которые характеризуют Петю и Валю. I в. –Петю(зеленым каран), а IIв –Валю(красным каран)

доброта
упорство
находчивость

ворчливость
настойчивость
неумение терпеть

хвастовство

-Давайте проверим правильно ли вы подобрали слова.

Слайд 9


Физминутка

Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)

Да!(Хлопки в ладоши.)

И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.)

Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед, а руки назад)

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.)

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали. (присесть.)


6. Выборочное чтение.

  • Найдите и зачитайте:

  • Откуда возвращался Петя?

  • Чему новому научился в этот день мальчик?

  • Что стал считать Петя?

- Почему остановился Петя?

7 Работа с иллюстрацией

-Посмотрите внимательно на иллюстрацию на стр 59

-Найдите в тексте строки, описывающие этот рисунок.

8. Чтение по ролям.

- А можно ли прочитать этот рассказ по ролям? (отрывок стр 60)

- Кто герой рассказа? Назовите.

Петя – Мкртчян Каруш

Валя – Ковалева София

Мама – Белова Елизавета

Автор – Павлик Екатерина

9. Обобщающая беседа.

- Как вы думаете, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

- Правильно ли сестра сделала?

10. Выявление основной мысли рассказа.

-Чему же мы поучились у героев рассказа?

Слайд 10

-Доводить начатое дело до конца

-Не хвастаться

-Помогать близким

8. Работа в парах.

- А сейчас опять поработайте в парах.

Пословицы

Подобрать пословицу, к данному рассказу.

Слайд 11

  • Один в поле не воин

  • Умел начать, умей окончить.

9 Работа с деформированным текстом.

Работа в группах.

  • Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры в нужном порядке.

  • Забытое число (2)

  • Возвращение из детского сада (1)

  • Подсказка сестры(3)

10.Итог.

- Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с рассказом)

- Достигли ли мы этой цели?

  • Как звали сестру Пети? (Валя)

  • На какой ступеньке застрял Петя? (6)

  • Кто был старше Петя или Валя? (Петя)

  • Сколько всего было ступенек? (10)

  • Что вам понравилось в характере Вали (доброта, отзывчивость)

  • Что вам понравилось в характере Пети? (настойчивость)

  • Можно ли научиться новому делу без настойчивости? (нет)

11.Рефлексия

Весь урок нам светило «солнышко». Помогло ли оно вам на уроке, мы проверим. Поднимите солнышко, если оно соответствует вашему настроению и проделанной работе на уроке.

У нас было одно солнышко, а теперь много веселых солнышек еще добавилось и от этого в нашем классе стало еще светлее и радостней.

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ ВАМ РЕБЯТА!









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению на тему Н.Носов «Ступеньки»

Автор: Лапшина Елена Викторовна

Дата: 31.10.2020

Номер свидетельства: 561936

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства