ХОД УРОКА
- Организация класса на работу. Психологический настрой.
- Ребята, у нас на уроке много гостей. Поздоровайтесь, улыбнитесь, садитесь, начнем наш урок.
- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. И давайте поиграем в игру «Доброе утро».
Игра «Доброе утро».
- Я скажу слова: «Доброе утро…»и тех, кого я назову, помашет мне рукой,
- значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто приехал в школу!
Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!
- Ребята, обратили ли вы внимание на нашу доску?
- Что вы увидели на ней? (солнце)
- Да, правильно, на доске у нас красивое солнце. Оно будет светить, давать нам тепло, радость и хорошее настроение.
2 Речевая разминка.
- А сейчас мы выполним подготовительные упражнения, чтобы правильно и выразительно читать
Слайд 1
1 ряд читает две строчки спокойно, повествовательно
2 ряд читает две строчки вопросительно
3 ряд читает две строчки радостно, восклицательно
-Прочитайте самостоятельно
-Прочитайте вслух выразительно
3 Выведение темы урока
Игра «Составь слово» (на доске вывешиваю слоги)
СТУ –– КИ – ПЕНЬ (ступеньки)
-Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать. Так называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.
- А кто написал это произведение, вы узнаете, если посмотрите на доску (на доске:
Слайд 2
Н 6 С 3 О 1 4 В 9 5 О 7 |
-Вам необходимо выписать на листок только буквы и сложить из них слово. Получится автор произведения. (Носов)
Слайд 3
-Правильно это Николай Носов (портрет)
4. Работа с выставкой книг
-Ребята, вы принесли к сегодняшнему уроку книги Н.Носова. Скажите, а кто читал его произведения?
-А давайте проверим.
5 Литературная викторина:
Слайд 4-7
-Вы внимательно смотрите на экран и вспоминаете, из какого произведения данная иллюстрация.
–Какие у него рассказы по настроению? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?
6. Сообщение темы и цели урока
Слайд 8
-Цель сегодняшнего урока познакомиться с новым произведением Николая Носова «Ступеньки».
7. Основной этап.
а)Сообщения об авторе.
- Даниил.
Носов родился 106 лет тому назад в городе Киеве, в семье актера. В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.
- Настя.
Почти 20 лет Н.Носов был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
- Света
Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы.
Проверим, внимательно ли вы слушали.
- Кем мечтал стать Носов в школьные годы? (музыкантом)
- А кем он стал? (писателем)
- Для кого он сначала писал свои рассказы? (для сына)
Физкультминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
б)Работа с текстом.
1.Первичное восприятие
-Откроем учебники на стр58.
-Вы внимательно послушаете и ответите на вопрос:
- Кто главные герои?
(читает учитель)
2. Выявление первичного восприятия
- Кто главные герои? (Петя и Валя)
- Что произошло на лестнице? (Петя забыл число)
3. Повторное чтение
-А теперь этот рассказ прочитаем вслух, а стр 60 самостоятельно.(жужжащее чтение). И обсудим, какое впечатление произвёл на вас рассказ?
4.Беседа о прочитанном
-Что начал Петя делать, когда пришел из д/с?
- Что, огорчило? (Петя забыл число) ( слова вывешиваются на доске).
- Да, он забыл число, а он бросил ступеньки считать? (нет)
- Как он поступил? (стал вспоминать и несколько раз начинал считать сначала )
- Что, порадовало? (Валя пришла ему на помощь) ( слова вывешиваются на доске).
- А как вы думаете, кто был младше Петя или Валя? (Валя)
- Кто нашёл выход из трудной ситуации?
- А что именно она сделала? (обратилась к маме)
- А почему она это сделала? (Она пожалела Петю, а еще ей надоело ждать Петю)
5. Обсуждение прочитанного
- Сейчас мы поработаем в парах. Давайте подберем слова, которые характеризуют Петю и Валю. I в. –Петю(зеленым каран), а IIв –Валю(красным каран)
доброта
упорство
находчивость
ворчливость
настойчивость
неумение терпеть
хвастовство
-Давайте проверим правильно ли вы подобрали слова.
Слайд 9
Физминутка
Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)
Да!(Хлопки в ладоши.)
И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.)
Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед, а руки назад)
И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.)
Пошипели, помолчали
И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали. (присесть.)
6. Выборочное чтение.
- Найдите и зачитайте:
- Откуда возвращался Петя?
- Чему новому научился в этот день мальчик?
- Что стал считать Петя?
- Почему остановился Петя?
7 Работа с иллюстрацией
-Посмотрите внимательно на иллюстрацию на стр 59
-Найдите в тексте строки, описывающие этот рисунок.
8. Чтение по ролям.
- А можно ли прочитать этот рассказ по ролям? (отрывок стр 60)
- Кто герой рассказа? Назовите.
Петя – Мкртчян Каруш
Валя – Ковалева София
Мама – Белова Елизавета
Автор – Павлик Екатерина
9. Обобщающая беседа.
- Как вы думаете, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?
- Правильно ли сестра сделала?
10. Выявление основной мысли рассказа.
-Чему же мы поучились у героев рассказа?
Слайд 10
-Доводить начатое дело до конца
-Не хвастаться
-Помогать близким
8. Работа в парах.
- А сейчас опять поработайте в парах.
Пословицы
Подобрать пословицу, к данному рассказу.
Слайд 11
- Один в поле не воин
- Умел начать, умей окончить.
9 Работа с деформированным текстом.
Работа в группах.
- Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры в нужном порядке.
- Забытое число (2)
- Возвращение из детского сада (1)
- Подсказка сестры(3)
10.Итог.
- Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с рассказом)
- Достигли ли мы этой цели?
- Как звали сестру Пети? (Валя)
- На какой ступеньке застрял Петя? (6)
- Кто был старше Петя или Валя? (Петя)
- Сколько всего было ступенек? (10)
- Что вам понравилось в характере Вали (доброта, отзывчивость)
- Что вам понравилось в характере Пети? (настойчивость)
- Можно ли научиться новому делу без настойчивости? (нет)
11.Рефлексия
Весь урок нам светило «солнышко». Помогло ли оно вам на уроке, мы проверим. Поднимите солнышко, если оно соответствует вашему настроению и проделанной работе на уроке.
У нас было одно солнышко, а теперь много веселых солнышек еще добавилось и от этого в нашем классе стало еще светлее и радостней.
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ ВАМ РЕБЯТА!