kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему Н.Носов «Ступеньки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ХОД УРОКА

  1. Организация класса на работу. Психологический настрой.
  • Ребята, у нас  на уроке много гостей. Поздоровайтесь, улыбнитесь, садитесь, начнем наш урок.

- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас.  И давайте поиграем в игру «Доброе утро».

Игра «Доброе утро».

- Я скажу слова: «Доброе утро…»и тех, кого я назову, помашет мне рукой,

- значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу!

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!


- Ребята, обратили ли вы внимание на нашу доску?

- Что вы увидели на ней? (солнце)

- Да, правильно, на доске у нас красивое солнце. Оно будет светить, давать нам тепло, радость и хорошее настроение.

2 Речевая разминка.

  • А сейчас мы выполним  подготовительные упражнения, чтобы правильно  и выразительно читать

Слайд 1

1 ряд читает две строчки спокойно, повествовательно

2 ряд читает две строчки вопросительно

3 ряд читает две строчки радостно, восклицательно

-Прочитайте  самостоятельно

-Прочитайте вслух выразительно

 

3 Выведение темы урока

Игра «Составь слово»  (на доске вывешиваю слоги)

СТУ –– КИ – ПЕНЬ (ступеньки)

-Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать. Так называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

- А кто написал это произведение, вы узнаете, если посмотрите на доску  (на доске:

Слайд 2

Н    6    С     3   

    О     1     4      В

  9      5       О     7

 

-Вам необходимо выписать на листок только буквы и сложить из них слово. Получится автор произведения. (Носов)

Слайд 3

-Правильно это Николай Носов (портрет)

4. Работа с выставкой книг

-Ребята, вы принесли к сегодняшнему уроку книги Н.Носова. Скажите, а кто читал его произведения?

-А давайте проверим.

5 Литературная викторина:

Слайд 4-7

-Вы внимательно смотрите на экран и вспоминаете, из какого произведения данная иллюстрация.

–Какие у него рассказы по настроению? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

6. Сообщение темы и цели урока

Слайд 8

-Цель сегодняшнего урока  познакомиться с новым произведением Николая Носова «Ступеньки».

7. Основной этап.

а)Сообщения об авторе.

  1. Даниил.

Носов родился 106 лет тому назад в городе Киеве, в семье актера. В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.

  1. Настя.

Почти 20 лет Н.Носов был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

  1. Света

Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы.

Проверим, внимательно ли вы слушали.

- Кем мечтал стать Носов в школьные годы? (музыкантом)

- А кем он стал? (писателем)

- Для кого он сначала писал свои рассказы? (для сына)

 

                         Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

 

б)Работа с текстом.

1.Первичное восприятие

 -Откроем учебники на стр58.

-Вы внимательно послушаете и ответите  на вопрос:

 - Кто главные герои?

(читает учитель)

2. Выявление первичного восприятия

- Кто главные герои? (Петя и Валя)

- Что произошло на лестнице? (Петя забыл число)

 

   3. Повторное чтение

-А теперь этот рассказ прочитаем  вслух, а стр 60 самостоятельно.(жужжащее чтение). И обсудим, какое впечатление произвёл на вас рассказ?

4.Беседа о прочитанном

-Что начал Петя делать, когда пришел из д/с?

  •   Что, огорчило? (Петя забыл число) ( слова вывешиваются на доске).
  • Да, он забыл число, а он бросил ступеньки считать? (нет)
  • Как он поступил? (стал вспоминать и несколько раз начинал считать сначала )
  •  Что, порадовало? (Валя пришла ему на помощь) ( слова вывешиваются на доске).
  • А как вы думаете, кто был младше Петя или Валя? (Валя)
  •  Кто нашёл выход из трудной ситуации?
  • А что именно она сделала? (обратилась к маме)
  • А почему она это  сделала? (Она пожалела Петю, а еще ей надоело ждать Петю)

5. Обсуждение прочитанного

  •  Сейчас мы поработаем в парах. Давайте подберем слова, которые характеризуют  Петю и Валю. I в. –Петю(зеленым каран), а  IIв –Валю(красным каран)

доброта
упорство
находчивость

ворчливость
настойчивость
неумение терпеть

хвастовство

-Давайте проверим правильно ли вы подобрали слова.

Слайд 9

 

Физминутка

Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)

Да!(Хлопки в ладоши.)

И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.)

Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед, а руки назад)

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.)

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали. (присесть.)

 

6. Выборочное чтение.

  • Найдите и зачитайте:
  • Откуда возвращался Петя?
  • Чему новому научился в этот день мальчик?
  • Что стал считать Петя?

-  Почему остановился Петя?                           

7 Работа с иллюстрацией

-Посмотрите внимательно на иллюстрацию на стр 59

-Найдите в тексте строки, описывающие этот рисунок.

8. Чтение по ролям.

- А можно ли прочитать этот рассказ по ролям? (отрывок  стр 60)

- Кто герой рассказа? Назовите.

         Петя – Мкртчян Каруш

Валя – Ковалева София

Мама – Белова Елизавета

Автор –  Павлик Екатерина

9. Обобщающая беседа.

    - Как вы думаете, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

- Правильно ли  сестра сделала?

10. Выявление основной мысли рассказа.

-Чему же мы поучились у героев рассказа?

Слайд 10

-Доводить начатое дело до конца

-Не хвастаться

     -Помогать близким

     8. Работа в парах.

- А сейчас опять поработайте в парах.

Пословицы

Подобрать пословицу, к данному  рассказу.

Слайд 11

  • Один в поле не воин
  • Умел начать, умей окончить.

9 Работа с деформированным текстом.

Работа в группах.

  • Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры в нужном порядке.
  • Забытое число (2)
  • Возвращение из детского сада (1)
  • Подсказка сестры(3)

10.Итог.

-    Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с рассказом)

-     Достигли ли мы этой цели?

  • Как звали сестру Пети? (Валя)
  • На какой ступеньке застрял Петя? (6)
  • Кто был старше Петя или Валя? (Петя)
  • Сколько всего было ступенек? (10)
  • Что вам понравилось в характере Вали (доброта, отзывчивость)
  • Что вам понравилось в характере Пети? (настойчивость)
  • Можно ли научиться новому делу без настойчивости? (нет)

11.Рефлексия

Весь урок нам светило «солнышко». Помогло ли оно вам на уроке, мы проверим. Поднимите солнышко, если оно соответствует вашему настроению и проделанной работе на уроке.

У нас было одно солнышко, а теперь много веселых солнышек еще добавилось и от этого в нашем классе стало еще светлее и радостней.

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО  ЗА  РАБОТУ  ВАМ  РЕБЯТА!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему Н.Носов «Ступеньки»»



Тема: Н.Носов «Ступеньки»

  • .Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием произведения Н. Н. Носова «Ступеньки»; создать условия для развития умения давать оценку поступкам героев, навыков правильного чтения; упражнять в выборочном чтении; воспитывать интерес к детской литературе и учиться быть настойчивым; внимательное отношение к чужому мнению; прививать культуру диалога и интереса к детской литературе

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: учить отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать навык правильного чтения; умения давать оценку поступкам героев; устную монологическую речь; упражнять в выборочном чтении и чтении по ролям.

оценивать литературного героя произведения по его поступкам; называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека.

Оборудование: Портрет Носова, выставка книг, слоговая таблица, рисунок «солнышка», раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса на работу. Психологический настрой.

  • Ребята, у нас на уроке много гостей. Поздоровайтесь, улыбнитесь, садитесь, начнем наш урок.

- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. И давайте поиграем в игру «Доброе утро».

Игра «Доброе утро».

- Я скажу слова: «Доброе утро…»и тех, кого я назову, помашет мне рукой,

- значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу!

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!


- Ребята, обратили ли вы внимание на нашу доску?

- Что вы увидели на ней? (солнце)

- Да, правильно, на доске у нас красивое солнце. Оно будет светить, давать нам тепло, радость и хорошее настроение.

2 Речевая разминка.

  • А сейчас мы выполним подготовительные упражнения, чтобы правильно и выразительно читать

Слайд 1

1 ряд читает две строчки спокойно, повествовательно

2 ряд читает две строчки вопросительно

3 ряд читает две строчки радостно, восклицательно

-Прочитайте самостоятельно

-Прочитайте вслух выразительно


3 Выведение темы урока

Игра «Составь слово» (на доске вывешиваю слоги)

СТУ –– КИ – ПЕНЬ (ступеньки)

-Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать. Так называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

- А кто написал это произведение, вы узнаете, если посмотрите на доску (на доске:

Слайд 2

Н 6 С 3

О 1 4 В

9 5 О 7


-Вам необходимо выписать на листок только буквы и сложить из них слово. Получится автор произведения. (Носов)

Слайд 3

-Правильно это Николай Носов (портрет)

4. Работа с выставкой книг

-Ребята, вы принесли к сегодняшнему уроку книги Н.Носова. Скажите, а кто читал его произведения?

-А давайте проверим.

5 Литературная викторина:

Слайд 4-7

-Вы внимательно смотрите на экран и вспоминаете, из какого произведения данная иллюстрация.

–Какие у него рассказы по настроению? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

6. Сообщение темы и цели урока

Слайд 8

-Цель сегодняшнего урока познакомиться с новым произведением Николая Носова «Ступеньки».

7. Основной этап.

а)Сообщения об авторе.

  1. Даниил.

Носов родился 106 лет тому назад в городе Киеве, в семье актера. В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.

  1. Настя.

Почти 20 лет Н.Носов был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

  1. Света

Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы.

Проверим, внимательно ли вы слушали.

- Кем мечтал стать Носов в школьные годы? (музыкантом)

- А кем он стал? (писателем)

- Для кого он сначала писал свои рассказы? (для сына)


Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.


Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.


б)Работа с текстом.

1.Первичное восприятие

-Откроем учебники на стр58.

-Вы внимательно послушаете и ответите на вопрос:

- Кто главные герои?

(читает учитель)

2. Выявление первичного восприятия

- Кто главные герои? (Петя и Валя)

- Что произошло на лестнице? (Петя забыл число)


3. Повторное чтение

-А теперь этот рассказ прочитаем вслух, а стр 60 самостоятельно.(жужжащее чтение). И обсудим, какое впечатление произвёл на вас рассказ?

4.Беседа о прочитанном

-Что начал Петя делать, когда пришел из д/с?

  • Что, огорчило? (Петя забыл число) ( слова вывешиваются на доске).

  • Да, он забыл число, а он бросил ступеньки считать? (нет)

  • Как он поступил? (стал вспоминать и несколько раз начинал считать сначала )

  • Что, порадовало? (Валя пришла ему на помощь) ( слова вывешиваются на доске).

  • А как вы думаете, кто был младше Петя или Валя? (Валя)

  • Кто нашёл выход из трудной ситуации?

  • А что именно она сделала? (обратилась к маме)

  • А почему она это сделала? (Она пожалела Петю, а еще ей надоело ждать Петю)

5. Обсуждение прочитанного

  • Сейчас мы поработаем в парах. Давайте подберем слова, которые характеризуют Петю и Валю. I в. –Петю(зеленым каран), а IIв –Валю(красным каран)

доброта
упорство
находчивость

ворчливость
настойчивость
неумение терпеть

хвастовство

-Давайте проверим правильно ли вы подобрали слова.

Слайд 9


Физминутка

Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)

Да!(Хлопки в ладоши.)

И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.)

Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед, а руки назад)

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.)

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали. (присесть.)


6. Выборочное чтение.

  • Найдите и зачитайте:

  • Откуда возвращался Петя?

  • Чему новому научился в этот день мальчик?

  • Что стал считать Петя?

- Почему остановился Петя?

7 Работа с иллюстрацией

-Посмотрите внимательно на иллюстрацию на стр 59

-Найдите в тексте строки, описывающие этот рисунок.

8. Чтение по ролям.

- А можно ли прочитать этот рассказ по ролям? (отрывок стр 60)

- Кто герой рассказа? Назовите.

Петя – Мкртчян Каруш

Валя – Ковалева София

Мама – Белова Елизавета

Автор – Павлик Екатерина

9. Обобщающая беседа.

- Как вы думаете, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

- Правильно ли сестра сделала?

10. Выявление основной мысли рассказа.

-Чему же мы поучились у героев рассказа?

Слайд 10

-Доводить начатое дело до конца

-Не хвастаться

-Помогать близким

8. Работа в парах.

- А сейчас опять поработайте в парах.

Пословицы

Подобрать пословицу, к данному рассказу.

Слайд 11

  • Один в поле не воин

  • Умел начать, умей окончить.

9 Работа с деформированным текстом.

Работа в группах.

  • Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры в нужном порядке.

  • Забытое число (2)

  • Возвращение из детского сада (1)

  • Подсказка сестры(3)

10.Итог.

- Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с рассказом)

- Достигли ли мы этой цели?

  • Как звали сестру Пети? (Валя)

  • На какой ступеньке застрял Петя? (6)

  • Кто был старше Петя или Валя? (Петя)

  • Сколько всего было ступенек? (10)

  • Что вам понравилось в характере Вали (доброта, отзывчивость)

  • Что вам понравилось в характере Пети? (настойчивость)

  • Можно ли научиться новому делу без настойчивости? (нет)

11.Рефлексия

Весь урок нам светило «солнышко». Помогло ли оно вам на уроке, мы проверим. Поднимите солнышко, если оно соответствует вашему настроению и проделанной работе на уроке.

У нас было одно солнышко, а теперь много веселых солнышек еще добавилось и от этого в нашем классе стало еще светлее и радостней.

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ ВАМ РЕБЯТА!









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению на тему Н.Носов «Ступеньки»

Автор: Лапшина Елена Викторовна

Дата: 31.10.2020

Номер свидетельства: 561936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства