Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Н.Носов "Живая шляпа"»
Конспект урока по теме: «Н.Носов «Живая шляпа».
2 класс «Школа России»
Цели урока:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова и с его рассказом «Живая шляпа»;
Развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное;
Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев;
Воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в парах.
Планируемые результаты: уметь прогнозировать содержание произведения; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение у ним; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике, в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое позволит нам сделать новые открытия.
2. Проверка домашнего задания.
- С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке?
- Что вы знаете о Н. Н. Носове?
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. Его сильно влекло искусство, и он поступил в институт Кинематографии в Москве. Но Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. С 1938 года он начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова «Затейники» был опубликован в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно-сначала он просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.
« Взрослым ребёнком », в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Дети, читая его рассказы, от души смеются. Радуя и веселя юных читателей, его произведения заставляют о многом задуматься: о честности, о долге, о дружбе, о совести.
Писатель В. Катаев сказал о Н.Н. Носове вот такие замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа».
- Какие произведения Н.Носова вы знаете?
- Какой рассказ мы читали на прошлом уроке?
3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Послушайте стихотворение:
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
-Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так: (шляпа-это головной убор с высокими полями).
- Ребята, какие бывают шляпы?
(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
К шляпе дружно подойдем,
Её взглядом обведем!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?
-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
-Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.
-Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.
- Мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
4. Первичное чтение текста учителем.
-Понравился ли вам рассказ?
-Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?
-Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?
-Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?
-А вы догадывались?
-А как? (в начале рассказа подсказка автора).
5. Словарная работа
-В тексте встречаются неизвестные слова, давайте уточним их значение.
-Что такое КОЧЕРГА?
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
-Кто объяснит значение слова КОМОД?
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
- Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?
Треснуть - ударить.
-А слово ПЛЮХНУТЬ?
Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
6. Физкультминутка
Предлагаю отдохнуть и вспомнить кошачьи повадки.
Осторожно, как котенок,
На носочках я пройдусь.
Спинку я прогну немножко
Распрямлюсь и потянусь.
И из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
А потом свернусь колечком
И усну у теплой печки.
7. Повторное восприятие.
Чтение рассказа детьми. (По цепочке)
8. Работа с текстом.
- Как звали кота?
- Где сидел Васька? (на полу возле комода)
- Кого увидел Васька на шляпе? (муху)
- Что Васька делал в начале рассказа? (ловил мух)
- Как звали мальчиков, героев рассказа?(Володя и Вадик)
- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (кочергу и лыжную палку)
- Что происходило со шляпой? (лежала возле стола и не двигалась)
- Что предложил сделать Вадик? (спугнуть, стучать по полу кочергой)
- Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу).
- Кто попал картошкой в шляпу? (Вадик)
- Кого увидели мальчики? (котенка)
- Каким стало настроение ребят?
- Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?
-К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня читаем? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)
- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.)
-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.
Испуг
Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит: - Ай! - и прыг на диван.
Страх
-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя. -Куда? -Пойду к себе домой. -Почему? -Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
Радость
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: -Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.
9.Работа с пословицами.
-Продолжи пословицу:
Волков бояться – в лес не ходить.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
У страха глаза велики.
- Какая пословица подходит к содержанию рассказа?
- Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?
.- Ребята, скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики? - Я предлагаю вам пофантазировать.
- Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося? Я начну, а вы продолжите: «Ой, Васька, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и меня что-то накрыло. Вдруг вокруг меня стало… Мне стало…»
( придумывают рассказ котенка другу).
10. Обобщение полученных знаний.
-Ребята, как вы считаете, зачем автор придумал эту историю?
-Какой вывод мы сделаем из этого рассказа?
-Как ребята вели себя в начале рассказа?
-Как менялось их поведение?
-Какое чувство ребята испытали в конце рассказа?
- Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?
-( Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет.)
11. Итог урока.
- Как называется рассказ, который мы читали?
- Кто его автор?
- Почему шляпа оказалась «живой»? (Под ней сидел котенок).
- Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)
-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).
-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).
- Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? (страх перерос в смех). Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему «смешное» в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.
- Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение?
12. Рефлексия.
-Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно…
Я похвалил бы себя за …
Мне захотелось …
У меня получилось …
13.Домашнее задание: подготовить чтение рассказа по ролям.