Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время |
Предметные | УУД |
| I. Организация класса на работу | | | |
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | - Здравствуйте, ребята. Рефлексия: Мне очень интересно с каким настроением вы сегодня при-шли, у вас на партах лежат смайлики, возьмите и покажи-те мне тот смайлик какое у вас на данный момент настроение. Если у вас плохое настроение то покажите грустный смайлик, если хорошее настроение то веселый смайлик, если и не хорошее и не плохое то пока-жите мне нейтральный смай-лик. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать и читать И друг другу помогать. | Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему, | Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. | Познавательные: Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; | 2 мин |
| II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. | | | |
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | -Мы продолжаем знакомиться с творчеством и рассказами Николая Носова . Но сначала вспомним , что вы знаете об этом писателе или о его творчестве? -Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Какие рассказы вам знакомы? В домашней библиотеке Темировой Р. есть книга Н.Носова , она хотела бы вас с ней познакомить.(реклама книги) -Какие задачи каждый из вас поставит перед собой? | Выдвигают предположение о теме урока; отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. | Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
| Познавательные: Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. | 2 мин |
| III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. | | | |
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. | -В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. -Мы познакомимся с рассказом «Живая шляпа» -В тексте встретятся слова, значения которых вам неизвестны давайте уточним их значение. Эти слова из устаревших превратим в общеупотребительные. -Что изображено на слайде? Комод- низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и мелких вещей Кочерга- железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. Треснуть- ударить. Плюхнуться – тяжело сесть, упасть Автор назвал рассказ «Живая шляпа».Как вы думаете почему? | Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; | Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
| Регулятивные: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
| 3 - 5 мин
|
| 2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. | | | |
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. | -Давайте прослушаем чтение профессионального артиста и постарайтесь подумать, почему рассказ называется «Живая шляпа». - Какие предположения оправдались? - Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания. - За кого вы волновались и почему? - Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха? Физкультминутка | Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. | Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. | Познавательные: Уметь анализировать степень выразительности чтения Коммуникативные: Понимать на слух содержание произведения Регулятивные: Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу | 10 мин. |
| 3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. | | |
|
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | Перечитывание учащимися по частям. И после каждой части будем отвечать на вопросы по ней. 1 часть (до слов и накрыла его сверху.) (жужжащим чтением) -Как звали котёнка? -как котёнок оказался под шляпой? 2 часть (до слов упало на пол.) (чтение вслух) -Почему мальчики не видели того, что случилось с котёнком? -Как звали ребят? -Когда мальчики заметили шляпу? -Что значит «плюхнулось»? -Что же так сильно испугало мальчиков? -Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков? -Что значит «трястись от страха»? -Что предприняли мальчики 3 часть (до слов подскочит кверху) (по цепочке) -Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик)Почему? - Как меняется поведение мальчиков на кухне? Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении.(Мальчики успокоились и осмелели.) - Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»? Как вы понимаете слово «треснуть»? - А как вела себя шляпа всё это время?- Как вы думаете, почему? - Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.) - Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу? 5 часть (в книге есть иллюстрация ,подберите слова из последней части к ней). - Какое слово передаёт их настроение?(Обрадовались.) - Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? - А как автор относится к героям своего произведения? А какой это смех: добрый или злой? - Как называется такой смех? - К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали? - Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? -Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. | Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; | Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. | Познавательные: Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков; Коммуникативные: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; | 15мин. |
| 4. Работа учащихся в микрогруппах | | | |
Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности. | - Ребята, я предлагаю вам небольшую работу в группах. Пожалуйста первые парты повернитесь ко вторым, а третьи парты к четвертым. Для каждой группы я дам индивидуальное задание. Постарайтесь подойти к решению этих заданий творчески, с интересом. - Сейчас мы будем работать по группам. 1 группа –актеры (прочитать отрывок из рассказа , проинсценировать диалог главных героев) 2 группа- мультипликаторы (составить диафильм) 3 группа- редакторы (составить план) | Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. | Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. | Познавательные: Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект; Коммуникативные: Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы; Регулятивные: Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы. | 5 – 10 мин. |
|
IV. Подведение итога урока. | | | |
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. | -Что вы для себя сегодня нового узнали? -Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.) | Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. | Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. | Коммуникативные: Учатся оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения | 5 мин |
| V. Рефлексия | | | |
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | - Молодцы, ребята. Наше занятие подходит к концу. Давайте оценим наше настроение на конец занятия. | | | | |