kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Н.Носов "Живая шляпа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первичное и вторичное чтение рассказа. Работа в микрогруппах. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Н.Носов "Живая шляпа"»

Тип урока: Изучение нового материала

Класс: 2

Учитель: Иванова В.С.





Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока

Рассказ Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные

Формируемые УУД

- Личностные

- Регулятивные

- Коммуникативные

- Познавательные

Основные понятия

Рассказ, речь, главная мысль, тема, образ.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, шляпа, выставка книг¸ портрет Н.Н.Носова, словарь














Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД


I. Организация класса на работу





Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

- Здравствуйте, ребята.

Рефлексия:

Мне очень интересно с каким настроением вы сегодня при-шли, у вас на партах лежат смайлики, возьмите и покажи-те мне тот смайлик какое у вас на данный момент настроение. Если у вас плохое настроение то покажите грустный смайлик, если хорошее настроение то веселый смайлик, если и не хорошее и не плохое то пока-жите мне нейтральный смай-лик.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.



Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему,

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Познавательные:

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

2 мин



II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.





Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

-Мы продолжаем знакомиться с творчеством и рассказами Николая Носова .

Но сначала вспомним , что вы знаете об этом писателе или о его творчестве?

-Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Какие рассказы вам знакомы?

В домашней библиотеке Темировой Р. есть книга Н.Носова , она хотела бы вас с ней познакомить.(реклама книги)

-Какие задачи каждый из вас поставит перед собой?


Выдвигают предположение о теме урока; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.


Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.




Познавательные:

Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.


2 мин



III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.




Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.


-В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

-Мы познакомимся с рассказом «Живая шляпа»

-В тексте встретятся слова, значения которых вам неизвестны давайте уточним их значение.

Эти слова из устаревших превратим в общеупотребительные.

-Что изображено на слайде?

Комод- низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и мелких вещей

Кочерга- железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть- ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть

Автор назвал рассказ «Живая шляпа».Как вы думаете почему?

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.






Регулятивные:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы




3 - 5 мин















2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.




Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

-Давайте прослушаем чтение профессионального артиста и постарайтесь подумать, почему рассказ называется «Живая шляпа».

- Какие предположения оправдались?

- Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания.

- За кого вы волновались и почему?

- Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха?

Физкультминутка


Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Познавательные:

Уметь анализировать степень выразительности чтения

Коммуникативные:

Понимать на слух содержание произведения

Регулятивные:

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу

10 мин.


3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.









Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Перечитывание учащимися по частям. И после каждой части будем отвечать на вопросы по ней.

1 часть (до слов и накрыла его сверху.) (жужжащим чтением)

-Как звали котёнка?

-как котёнок оказался под шляпой?

2 часть (до слов упало на пол.) (чтение вслух)

-Почему мальчики не видели того, что случилось с котёнком?

-Как звали ребят?

-Когда мальчики заметили шляпу?

-Что значит «плюхнулось»?

-Что же так сильно испугало мальчиков?

-Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков?

-Что значит «трястись от страха»?

-Что предприняли мальчики

3 часть (до слов подскочит кверху) (по цепочке)

-Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик)Почему?

- Как меняется поведение мальчиков на кухне? Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении.(Мальчики успокоились и осмелели.)

- Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»? Как вы понимаете слово «треснуть»?

- А как вела себя шляпа всё это время?- Как вы думаете, почему?

- Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.)

- Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу?

5 часть (в книге есть иллюстрация ,подберите слова из последней части к ней).

- Какое слово передаёт их настроение?(Обрадовались.)

- Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

- А как автор относится к героям своего произведения? А какой это смех: добрый или злой?

- Как называется такой смех?

- К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали?

- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как?

-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение

Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.


Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Познавательные:

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков;

Коммуникативные:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

15мин.


4. Работа учащихся в микрогруппах




Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.


- Ребята, я предлагаю вам небольшую работу в группах. Пожалуйста первые парты повернитесь ко вторым, а третьи парты к четвертым. Для каждой группы я дам индивидуальное задание. Постарайтесь подойти к решению этих заданий творчески, с интересом.

- Сейчас мы будем работать по группам.

1 группа –актеры (прочитать отрывок из рассказа , проинсценировать диалог главных героев)

2 группа- мультипликаторы (составить диафильм)

3 группа- редакторы (составить план)


Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Познавательные:

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект;

Коммуникативные:

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы;

Регулятивные:

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы.

5 – 10 мин.




IV. Подведение итога урока.




Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.


-Что вы для себя сегодня нового узнали?

-Какая главная мысль этого рассказа?

(Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Коммуникативные:

Учатся оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения

5 мин



V. Рефлексия




Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

- Молодцы, ребята. Наше занятие подходит к концу. Давайте оценим наше настроение на конец занятия.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению Н.Носов "Живая шляпа"

Автор: Иванова Виктория Сергеевна

Дата: 22.02.2019

Номер свидетельства: 500935


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства