№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Орг. момент | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели. | |
2 | Речевая разминка | Речевая разминка СЛАЙД 3 Украшает лес листвой Красной, желтой, золотой — Меж рябин и сосен Ходит тихо осень. автор: В. Речиц -Прочитайте стихотворение про себя. -прочитайте первые две строчки, выделяя звук [л],вторые две, выделяя[н]. -Теперь давайте прочитаем данное четверостишье с разной интонационной окраской: 1)грустно 2) радостно. А теперь, давайте прочитаем стихотворение все вместе, выразительно. | Повторяют, выполняют |
4 | Организация познавательной деятельности | Открываем наш следующий раздел с.61 и наш следующий раздел называется, как? Правильно, давайте рассмотрим титульный лист данного раздела: что мы с вами будем изучать на этих уроках? Чему научимся? Сегодня мы познакомимся с произведением поэта СЛАЙД 4 Федора Ивановича Тютчева «Листья», будем учиться выразительно читать его. — Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? — Кого они просят о помощи? — Как надо читать эти строчки: громко или тихо, с какой интонацией? — Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении — Каким надо читать эти строки? Как листья говорят о соснах и елях? — Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Приготовьтесь читать так, как читали бы его для себя. Понравилось вам стихотворение? | -поэтическая тетрадь. Рассматривают, высказывают свои предположения |
5 | Этап открытия новых знаний. Ознакомление с биографией автора. | СЛАЙД 5-11 Краткая биография (презентация) СЛАЙД 12 — Еще раз прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чем будет это стихотворение? — Что вы можете сказать о листьях? Расскажите о них. (Выразительное чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.) — Понравилось ли вам стихотворение? — Какое настроение вызвало стихотворение? - Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение? - Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение? | Слушают. -Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь. |
6 | Вторичный синтез. | Дети по цепочке читаем стихотворение. | |
7 | Анализ стихотворения | — О каком времени года рассказывает нам автор? — От чьего имени написано стихотворение? — Как поэт рассказывает о листьях? — Приведите примеры, доказывающие это. — С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? СЛАЙД 13-14 — Найдите значение слова зефиры. За кем или за чем хотят улететь листья? (Зефиры — это теплые летние ветры.) Какие еще непонятные или незнакомые слова встретились в тексте? Вывожу на экран определение В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре | Об осени -От имени листьев -Он говорит о них как о живых существах. -Они гордятся, любуются собой. -Они говорят заносчиво, гордясь собой. -Они просят об этом ветры. Ищут в словаре. |
8 | Закрепление изученного материала | Олицетворение – это литературный приём, заключающийся в приписывании неодушевленным объектам свойства одушевленных (солнце улыбается, ветер воет) Эпитеты – это выразительное средство, которое используется для украшения или описания предметов, явлений, людей и других объектов, придания им определенных качеств или характеристик (лунный свет, горячее солнце, белоснежный снег). Сравнения – это термин, обозначающий сопоставление объектов по общим признакам (глаза, как небо, голубые; ягоды сладкие, будто мёд). | Олицетворения: сосны и ели ... в снега и метели закутавшись, спят; краткое время на сучьях гостим; играли с лучами, купались в росе; зефиры ушли; Эпитеты: тощая зелень; лёгкое племя; красное лето; буйные ветры; докучные ветви; Сравнения: тощая зелень, как иглы ежа; Метафоры, которыми поэт выражает своё отношение - к молодости и красоте: мы краткое время на сучьях гостим. - отношение к старости и смерти: буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!.. |
9 | Итог урока рефлексия | — С каким произведением познакомились на уроке? — Кто автор этого стихотворения? — Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева? -Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как о человеке? -Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой? - Сегодня все работали хорошо, молодцы! -Оцените своё настроение, работу на уроке. Жёлтый листик – если всё получилось, всё понравилось и настроение хорошее, красный – если что-то пока не удалось. | -С произведением «Листья». -Фёдор Иванович Тютчев -нет! Этот человек очень любил природу и свой родной край! |