kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по курсу "Основы православной культуры" для 4- класса по теме: «Защита Отечества».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов стал монахом. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января. Его останки – «мощи» - до сих пор лежат в Киево-Печерском монастыре.

Князь Александр Невский - великий воин. Он одерживал победы и над шведскими и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр - великий миротворец.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по курсу "Основы православной культуры" для 4- класса по теме: «Защита Отечества».»

Конспект урока 11 (28). «Защита Отечества»

Цель урока: познакомиться с защитниками Отечества, выяснить, как относится православная культура к теме войны.

Ход урока.

Слово учителя.
Дорогие ребята!

Сегодня на уроке вы узнаете:

- Когда война бывает «справедливой»

- о святых защитниках Родины

Слушаем и/или поем песню «Солнечный круг». Смена слайдов клипа автоматическая.

Солнечный круг

Слова: Л.Ошанин, музыка: А.Островский.


Солнечный круг, небо вокруг —

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:


Припев:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.


Тише, солдат, слышишь, солдат,-

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз в небо глядят,

Губы упрямо твердят:

Припев.


Против беды, против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце — навек! Счастье — навек! —

Так повелел человек.

Припев.


Предварительная беседа

Слайд 1. Блаженны миротворцы.

Помните 7-ю Заповедь блаженств: «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».Давайте попробуем вместе разобраться, почему сохранение мира так важно для христианина.

Слайд 2. Война и мир.

Работа с заданием 1. Напишите, что сопутствует, по-вашему, войне и миру.

Дети зачитывают, учитель может записывать на доске. Резюмируем.

Как вы думаете, что лежит в основе войны?(дети отвечают)

(щелчок) В основе войны лежит эгоизм.

А что лежит в основе мира?(дети отвечают)

(щелчок) В основе мира лежит любовь.

Слайд 3. Микробы.

Давайте совсем немного отвлечемся и поговорим о микробах.

В каких условиях болезнетворные микробы лучше размножаются и развиваются – в чистой или грязной среде?(дети отвечают)

Грязь не только некрасива, она еще и очень опасна. Вместе с частицами земли и пыли на нашей коже скапливаются болезнетворные микробы. Холера, брюшной тиф, дизентерия, гельминтозы и многие другие инфекционные заболевания ожидают грязнулю. Самое противное, что через грязные руки можно не только заразиться самому, но и заразить любого другого человека. И даже можно стать источником эпидемии в целой стране.

А как можно постараться ограничить возможность инфекционных заболеваний?(дети отвечают)

(щелчок) С помощью профилактических мер.

Слайд 4Война - грех.

Так вот как грязь - благоприятная среда для микробов, так и война – желанная среда для грехов.Война особенно способствует развитию ненависти, жестокости, грабительства, насилия, всему тому, что калечит душу и тело человека. Но человек предназначен к вечности,и вся его земная жизнь оценивается с точки зрения достижения спасения. Т.е. как проходит его духовное развитие, насколько здорова душа.

В условиях войны или в условиях мира возможно правильное духовное развитие человека?(дети отвечают)

Конечно в условиях мира. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими.Азащита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.

Слайд 5 «Профилактика» против войны.

Есть народная мудрость: «Худой мир лучше доброй ссоры» или «худой мир лучше доброй войны».

Т.е. нужно всеми средствами и силами стараться предотвратить войну.

Как вы думаете, что является «профилактическими» мерами против войны?(дети отвечают)

(щелчок) Одна из мер, предотвращающих войну, как и при любой ссоре – это переговоры. И наше правительство, которое несет ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.

(щелчок) И Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и других иерархов также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с правителями стран.

Такая деятельность относится к миротворческой.

Слайд 6 «Профилактика» против войны.

Как вы думаете, на кого скорее всего нападет грабитель – на сильного или на слабого?(дети отвечают)

Чаще всего нападают на слабых. Ведь сильный может дать отпор, а преступники трусливы. И иногда надо показать свою силу, чтобы избежать впоследствии ее применения. Т.е., чтобы испугать преступника.

А чтобы кто-то побоялся нападать на нашу страну, что нам нужно?(дети отвечают)

Слайд 7 Сильная армия.

Нужна сильная армия. Но, конечно же, не для того, чтобы нападать самим.Наша страна – мирное государство, которое допускает военные действия только при нападении на территорию нашей страны. Или как помощьстрадающим от захватчиков соседям и друзьям, если они попросят. А те, кто развязывает войну, по сути своей грабители. Ведь цель любой захватнической войны –отнять у других народов их землю, богатства, свободу, честь, жизнь.


Самостоятельное чтение

Слайд 8. Защитники.

Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. Точнее – половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах.

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.

Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину?

Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Вечером 28 ноября 2008 года пьяный бандит позвонил в квартиру Табаковых в подмосковном городе Ногинск-9. Дома были только дети: 7-летний Женя и его 11-летняя сестра Яна. Они поверили словам за дверью, будто им принесли «заказное письмо». Угрожая ножом, бандит потребовал отдать ему деньги. Затем он связал девочку и стал её мучить. В это время в комнату вошёл её младший брат. Бандит пригрозил, что убьёт его, если он не выйдет. Сбегав на кухню, мальчик взял нож и ударил мужчину. Преступник побежал за Женей, а девочка выбежала из квартиры и позвала на помощь. В это время насильник схватил мальчика и нанёс ему 8 ударов ножом в спину. Женя скончался. Указом Президента Российской Федерации Женя Табаков награждён посмертно Орденом Мужества за самоотверженность, проявленную при исполнении гражданского долга.

Анализ текста

Слайд 9. Насилие.

↓4. Одинаково ли надо реагировать на обиды, нанесенные тебе и любимому тобой человеку? (дети отвечают)

Работа с заданием 2.Прочерти правильные ответы из этих слов…


Самостоятельное чтение

Слайд 10 Защита Родины.

Когда в 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию, то все народы России – русские, украинцы, калмыки, башкиры, грузины, татары и другие встали на защиту нашей общей Родины.

С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.

Война может быть справедливой, если ведется «За алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою большую семью – Отчизну, и за ее духовные святыни.

Но нельзя силой оружия навязывать свою веру. Русская поговорка гласит: «Невольник - не богомольник». Христос никого не заставлял слушать Его слова. Он много раз говорил Своим ученикам, что их будут преследовать из-за веры в Него, но он никогда не говорил им: «Вы должны преследовать других во имя Мое».

Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

↓ВРЕЗКА

Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, то и Ея Величество из тех же правил, содействуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царствовали» - указ императрицы Екатерины Великой (1773 г.).

Анализ текста

↓5. Знаете ли вы войны, где против общих недругов России вместе сражались христиане, мусульмане, буддисты (татары, калмыки, русские и другие народы)?(дети отвечают)

↓1. Может ли война быть справедливой? В каком случае?(дети отвечают)


Слушаем текст

Слайд 11 Куликовская битва.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь.(щелчок)Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским.(щелчок)Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может, можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо шепнул ему: «Ступай с Богом! Ты победишь».(щелчок)И благословил Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово.(щелчок) Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь).

Анализ текста

Слайд 12. Куликовская битва.

О чем уговаривал прп. Сергий РадонежскийДмитрия Донского, прежде чем благословил князя на битву?Почему он это делал?(дети отвечают)

Как вы думаете, почему прп. Сергий все-таки благословил князя Дмитрия на битву, хотя есть заповедь «Не убий»? (дети отвечают)

Чтобы уменьшить зло, которое может принести захват татаро-монголами русской земли.



↓3. Какие слова Христа вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве?(дети отвечают)

(щелчок)«нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».

Самостоятельное чтение

Слайд 13. Воин-христианин.

Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

Но даже на войне христианский воин не должен превращаться в машину для убийства. Даже на войне надо остаться человеком. Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны

Когда, разбив Наполеона, русская армия подошла к его столице – Парижу - французы сдались. Парижане в трепете ждали мести за сожженную Москву. Но все было мирно. И вот на балу русский Император Александр Первый пригласил на танец бывшую жену Наполеона Жозефину. Та с тревогой спросила: «Теперь, наверно, вы переименуете парижский мост Аустерлиц?». За 9 лет до этого в битве под Аустерлицем войска Наполеона нанесли поражение русской армии, которой командовал Александр. В честь той победы Наполеон назвал мост в своей столице... Но русский царь ответил: «Зачем мне переименовывать этот мост? Мне достаточно, что по нему прошли мои солдаты!».

Анализ текста

Слайд 14. Французы в Москве, 1812 г.

↓2. Какие поступки недопустимы даже на войне?(дети отвечают)

Слайд 15 Россия начиналась не с меча.

Слушаем аудиофайл со стихотворением Э.Асадова или зачитываем его сами.

Россия начиналась не с меча!

Э.А. Асадов


Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...


И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.


В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.


А коли верх одерживали орды,

Прости, Россия, беды сыновей.

Когда бы не усобицы князей,

То как же ордам дали бы по мордам!


Но только подлость радовалась зря.

С богатырем недолговечны шутки:

Да, можно обмануть богатыря,

Но победить - вот это уже дудки!


Ведь это было также бы смешно,

Как, скажем, биться с солнцем и луною.

Тому порукой - озеро Чудское,

Река Непрядва и Бородино.


И если тьмы тевтонцев иль Батыя

Нашли конец на родине моей,

То нынешняя гордая Россия

Стократ еще прекрасней и сильней!


И в схватке с самой лютою войною

Она и ад сумела превозмочь.

Тому порукой - города-герои

В огнях салюта в праздничную ночь!


И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.


Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!


Самостоятельное чтение

Слайд 16 Святые воины.

Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов стал монахом. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января. Его останки – «мощи» - до сих пор лежат в Киево-Печерском монастыре.

Князь Александр Невский - великий воин. Он одерживал победы и над шведскими и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр - великий миротворец. В то время русские княжества были завоеваны монгольской Ордой. В любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 году правитель Орды - хан - послал своих людей собирать русских воинов для участия в ордынском походе в далекую Персию (ныне – Иран). И тогда князь поехал в Орду - «дабы отмолить люди от бед». Там на переговорах он одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены. А на обратном пути из Орды князь Александр скончался…

Он причислен к лику святых (в этом случае слово «лик» означает «собрание»). В его честь построено множество храмов, его именем назван величественный монастырь: Александро-Невская лавра в Петербурге. В истории Российской Империи было три императора с именем Александр – все они получали свои имена в честь святого князя Невского.

Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

Анализ текста

Как вы думаете, почему на Руси престарелые воины часто уходили в монастырь? (дети отвечают)

Когда физические силы оставляли тело и чувствовалась близость кончины, в традициях Руси было посвящать остаток жизни Богу. И многие бывшие воины, свершив свои ратные подвиги, чуя приближение старости, уходили в монастыри спасать души, молиться за Святую Русь, за родных и близких, за себя.


В стране у нас много войсковых частей, где солдаты постоянно несут службу, следят за неприкосновенностью границ нашей Родины. Их служба идет для того, чтобы населению спалось спокойно. Монастыри - это тоже своеобразные войсковые части. Монахи-воины войска Христова - молятся Господу, чтобы Господь защитил народ от врага невидимого - диавола, от его нападок и козней. Потому, чем больше монастырей будет в нашей России, тем лучше для нее, нашего народа. Чем больше будет действующих храмов, тем благополучнее и живее будут души людей. Мы живем по молитвам святых, по милости Божией, на нас нисходящей. Постоянно идущая к Богу монашеская молитва испрашивает небесную поддержку и благодать всему народу.


Слайд 17. Святые покровители русского воинства.

В российской армии существует легенда, что кокарда на головных уборах наших воинов являет собой память о святых Русской Православной Церкви - покровителях русского воинства. Исстари кокардаимеет 32 луча,символизирующих 32 святых, стоящих перед престолом Небесного Царя с молитвой о христолюбивом воинстве.

Конечно, на самом деленебесных покровителей гораздо больше чем 32. Так же, как неотделима от судьбы России судьба ее воинства, так же невозможно, как-то особенно, выделить имена его святых покровителей.Некоторые из святых воинов известны всем, но некоторые из этих святых - лишь немногим.

На иконахсвятые воинычаще всего изображаются влатах, с копьями или мечами. Сегодня мы с вами уже говорили о некоторых из них.

Вспомните и назовите эти святые имена? (дети отвечают)

Благоверные князья Димитрий Донской и Александр Невский, преподобные Илия Муромец,Ослябя и Пересвет, праведный Феодор Ушаков, преподобный Сергий Радонежский.


Это совсем маленькая толика из того числа святых воинов, которые защищали своих ближних, родину и отдали за них свою жизнь. А сколько еще безвестных святых воинов, сложивших свою голову на ратном поле в годы Второй мировой войны и в наше время.


А теперь мы прослушаем песню о России.

Служить России

Э.Ханок, И.Резник


Полки идут стеной, красиво держат строй

И гордо шелестят знамёна.

Комбат и рядовой, единою судьбой

Мы связаны с тобой, друг мой.


Припев:

Служить России суждено тебе и мне,

Служить России, удивительной стране,

Где солнце новое встаёт на небе синем.

Плечом к плечу идут российские войска

И пусть военная дорога не легка,

Мы будем верою и правдою служить России.


Бесстрашием атак спасли мы русский флаг,

И дом родной, и наши песни.

А, коль придёт беда, собою мы тогда

Отчизну заслоним, друг мой.

Припев:


Полки идут стеной, красиво держат строй

И вместе с нами вся Россия.

И он, и ты, и я - армейская семья,

И этим мы сильны, друг мой.

Припев:



Работа в рабочих тетрадях.

Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, то и Ея Величество из тех же правил, содействуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царствовали» - указ императрицы Екатерины Великй (1773 г.).

Вопросы

↑1. Может ли война быть справедливой? В каком случае?

↑2. Какие поступки недопустимы даже на войне?

↑3. Какие слова Христа вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве?

↑4. Одинаково ли надо реагировать на обиды, нанесенные тебе и любимому тобой человеку?

Прочерти правильные ответы из этих слов

Я:

Могу простить обиду сестренку

Не должен защитить мою

должен вступиться за себя

отомстить за Родину

↑5. Знаете ли вы войны, где против общих недругов России вместе сражались христиане, мусульмане, буддисты (татары, калмыки, русские и другие народы)?

Слово учителя.

_____Спасибо за урок!

Поднимите смайлики согласно вашему настроению в конце урока.

Использовала:


Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов. Урок №28 «Защита Отечества».

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/28

_________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Князева Елена Николаевна

Дата: 05.05.2019

Номер свидетельства: 509215

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства