kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по кубановедению для 3 класса по теме: "Особенности казачьего быта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с бытом кубанских казаков, с обстановкой хаты, утварью, воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, уважение к еѐ традициям.
Предметные результаты: обучающиеся научатся: воспринимать на слух рассказ о быте казаков; отвечать на вопросы учителя по содержанию беседы; обучающиеся получат возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности быта кубанского казачества и высказывать собственное суждение;

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по кубановедению для 3 класса по теме: "Особенности казачьего быта"»

Кубановедение.
Тема: Особенности казачьего быта.

3 класс


Цель: познакомить детей с бытом кубанских казаков, с обстановкой хаты, утварью, воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, уважение к еѐ традициям.
Предметные результаты: обучающиеся научатся: воспринимать на слух рассказ о быте казаков; отвечать на вопросы учителя по содержанию беседы; обучающиеся получат возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности быта кубанского казачества и высказывать собственное суждение;
Метапредметные результаты
Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные УУД: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Познавательные УУД: общеучебные – владеют методом познания окружающего мира – наблюдением; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет.
Оборудование: презентация, учебник-тетрадь «Кубановедение», компьютер, экран, мультимедиа.
Ход урока.
Организационный момент. Слайд № 1.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем!
Проверка домашнего задания (с. 44).
Как называется наша малая Родина? (Краснодарский край - Кубань)
Да, верно. Мы живём на большой, красивой и благодатной земле, у которой великая история.
Расскажите о религиозных традициях казаков.
Расскажите о праздниках, которые отмечают в вашей семье.
Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.
Слайд № 2.
Посмотрите на доску. Определите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(На доске предметы казачьего быта.)
Что это за предметы?
Кто пользовался ими?
Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Сегодня в прошлое мы с вами попадём,
Дом казака увидим и в него войдём.
О том, как жили, многое узнаем.
Итак, готовы? Мы начинаем.
Итак, к кому же мы сегодня отправимся? (В гости к казакам.)
С какой целью? (Чтобы узнать, как они жили, познакомиться с их бытом.)
Слайд № 3.
Тема урока – «Особенности казачьего быта».
Работа по теме урока.
1. Определение слова «быт». Слайд № 4.
Что такое быт?
Что нам говорит об этом понятии словарь Ожегова?
Быт - уклад жизни, повседневная жизнь.
2. Рассказ учителя.
а) Казачье подворье. Слайд № 5.
Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой.
Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него. Зелень здесь не росла, поскольку её вытаптывали с весны до осени детвора, взрослые, домашний скот, кони. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи.
б) Внутреннее убранство казачьей хаты. Слайд № 6.
-А теперь вместе с хозяйкой-казачкой отправимся в хату.
Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.
Слайд № 7.
В первой комнате - "малой хате", или "теплушке" - находилась, печь, длинные деревянные лавки, небольшой стол. Возле печи обычно стояла широкая лавка для посуды, а у стены, где располагался "святой угол", кровать.
Слайд № 8.
Во второй комнате, "великой хате", стояла добротная мебель: шкаф для посуды - "горка", или "угольник", комод для белья и одежды, кованные и деревянные сундуки.
Слайд № 9.
Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В божнице хранились молитвы, свечи.
Накануне и в праздничные дни зажигали лампадку, висевшую перед иконами. Зайдя в хату, любой гость здоровался и крестился перед иконами.
Слайды № 10.
Традиционным элементом украшения кубанского казачьего жилища были "рушники". Их делали из тканей домашнего производства. Концы обвязывались кружевом. Рушники вышивались простым геометрическим узором. Настенные рушники вышивались по всей длине. Ими украшались семейные фотографии, иконы, зеркала, верх дверей и окон.
Слайд № 11.
Традиционными семейными реликвиями были фотографии, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи. Они висели на стенах, обрамлённые вышитыми рушниками.
в) Работа с учебником (стр.45).
А теперь давайте откроем учебник и прочитаем текст на с. 45 (первый абзац).
На какие части делилась хата? («Малая хата» или «кухня» и «великая хата»)
Что находилось в «малой хате»? (Печь, длинные деревянные лавки, небольшой стол)
Для чего служила «великая хата»? (Для принятия гостей)
Опишите, как выглядела «великая хата»? (Там стояла добротная мебель для посуды и одежды, кованные и деревянные сундуки, на стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами-«рушниками» семейные фотографии и изображения святых)
Физминутка.
1. Рассказ учителя «Гостеприимство казаков. Казачья пища.».Слайд № 12.
На Кубани очень уважали гостей. Гостю отводилось самое лучшее место за столом.
Кубанцы встречают гостей хлебом-солью. Хлеб и соль - символы гостеприимства и радушия. Соль, мо мнению предков, защищает от злых духов. Если человек угостится хлебом и солью, значит, он не замышляет зла. 
Слайд № 13.
У нас на Кубани гостя угощали блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. Из напитков предлагали узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Но вместо заварки использовали калину или веточки фруктовых деревьев.
Основой питания казачьей семьи являлись пшеничный хлеб, рыба, продукты животноводства и садоводства.
Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом.
Любили казаки вареники, галушки. Ели рыбу: её солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мёд.
2. Работа с учебником (стр. 45).
Познакомимся с рецептами блюд, распространённых на Кубани на с. 47 учебника.
3. Выполнение задания в тетради «Хитрое задание» (стр. 46).
Переставьте буквы местами и узнайте названия кубанских блюд.
щобр- _________________________ гипро - _________________________
наривеки - ______________________
Придумайте своё задание. (шрокаок - окрошка)
4. Закрепление. Работа с учебником (стр. 45).
Прочитаем текст на с. 45 (второй абзац).
Как должны были повести себя гости войдя в хозяйский дом? (Крестились перед иконой)
Как встречали хозяева гостей? (С хлебом и солью)
Какими блюдами угощали гостей? (Блинами, пирожками с кабаком, фасолью, пирогами с капустой, яблоками)
Что такое узвар? (Напиток.)
Из чего? (Из сушенных кубанских фруктов.)
5. Рассказ учителя «Песни кубанских казаков».
Наш край славится богатым народным поэтическим и музыкальным наследием. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Душа народа живёт в песнях. Песня - драгоценное богатство каждого народа.
Песни кубанских казаков можно разделить на несколько групп.
Слайд 14.
Исторические песни: “Ой, на гори та жнеци жнуть”, “Во горах было, во крутых горах”.
Слайд 15.
Военно-бытовые и походные песни: “ По-над лесом”, “Ты встань, взойди, красно солнышко”, «Любо, братцы, любо».
Слайд 16.
Лирические и обрядовые песни: “Ой, у поли риченька”, “Зелёный дубочек”.
Слайд 17.
Послушайте песню «Любо, братцы, любо» в исполнении Кубанского казачьего хора. 
(Прослушивание песни в исполнении Кубанского казачьего хора.)
6. Работа с пословицами (стр. 46 № 4).
Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейных обрядах, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено пение на улицах.
Прочитайте, как о песнях говорили казаки в пословицах на с. 46 задание № 4.
Казак без песен, что виноградная лоза без гроздей.
На Кубани казаку и камушек подпевает.
Веселы привалы, где казаки запевали.
Объясните, как вы понимаете смысл кубанских пословиц.
Итог урока. Рефлексия.
Итак, кто мне назовет тему нашего сегодняшнего урока?
А кто мне скажет, что такое быт?
Что вам понравилось на уроке больше всего?
Домашнее задание. Слайд 18.
Учебник стр. 45 – пересказ текста.
Учебник стр. 46 № 2, 3.
Слайд 19.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по кубановедению для 3 класса по теме: "Особенности казачьего быта"

Автор: Лущенкова Светлана Генриховна

Дата: 14.09.2019

Номер свидетельства: 519714


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства