kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира "Сокровища России и их хранители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о языке народа как хранителе культурного наследия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Сокровища России и их хранители"»

Класс: 4

УМК «Перспектива»

Предмет: Окружающий мир

Тип урока: Изучение нового материала


Тема

Сокровища России и их хранители


Цели:


Сформировать представление о языке народа как хранителе культурного наследия.

Ввести план исследования происхождения названия природного объекта.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты


Личностные умения


Метапредметные умения


Предметные умения

  • Проявлять:

интерес к изучению темы;

  • уважительное отношение к российской культуре и многообразию культур народов России;

  • желание определять происхождение названия природного объекта по его значению;

—понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

  • раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «культурное достояние народов РФ», «алфавит», «хранитель», «культура», «культурное наследие» и использовать их в активном словаре;

  • определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;

  • определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение;

- определять роль русского языка и культуры в творчестве деятелей культуры народов России и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

-выбирать вариант выполнения задания;

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

-конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

  • Рассказывать:

  • о происхождении названий природных объектов;

  • о хранителях языка одного из народов России;

  • о жизни и деятельности создателя национальной письменности;

  • Определять на карте местоположение различных природных объектов.

  • Исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план.

  • Составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России.

  • Оформлять и представлять:

  • выставку книг;

  • определять и писать название природного объекта по его значению


Основные понятия

«сокровище», «духовные сокровища», «культурное достояние народов РФ», «алфавит», «хранитель», «культура», «культурное наследие»

Межпредметные связи

Литературное чтение Разделы «Книга в мировой культуре», «Истоки литературного творчества», «О Родине, о подвигах, о славе», «Великие русские писатели».

Русский язык Темы «Речевое общение», «Цель речевого общения», «Речевая культура», «Слово и его значение».

Математика Темы «Окружность и круг», «Конус».

Технология Раздел «Человек и информация».

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч. (2014 г.);

- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь № 1(2016 г.);

- Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс / Сост. И.Ф.Яценко.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, парная

Технология проведения

Содержание деятельности обучающихся

Содержание деятельности

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;










Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.










Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока.


Ребята, поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь им, друг другу, мне. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! Я желаю вам хорошего настроения и успехов на нашем уроке.

Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. 

Слайд 1

Наш урок пройдет под девизом:

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

Здесь заканчивается текст первого слайда ( Слайд 1)


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД).


II. Актуализация опорных знаний

Цели:

- организовать повторение изученного, активизировать знания.

•Актуализировать умения:

-выполнять самопроверку, корректировку и самооценку учебного задания;







Отвечают на вопросы учителя и работают с тестами


Выполняют тест.

Самопровека.

Корректировка и самооценка.

Организует повторение изученного.




Организует проведение и проверки теста.







1.Как называется раздел, который мы изучаем? (Мы граждане единого Отечества.)

На прошлом уроке мы говорили с вами о государственной границе России, о наших соседях. Попробуем применить свои знания в тесте. ( см. Приложение)

А1

А2

А3

А4

В1

В2

С1

С2

4

3

2

1

4

3

1,2,3

1,3,4

Слайд 2

Самопроверка по ключу с показом стран на карте

-Что связывает эти страны? (Это страны-соседи России;)·  

- Почему необходимо с соседними государствами иметь добрососедские отношения? (Чтобы не было войны, все жили в мире, развитие торговых отношений, обмен культурными ценностями.)

Здесь заканчивается текст второго слайда ( Слайд 2)


Физкультминутка







Ответить на вопросы теста.

Уметь быстро и четко показывать объект на карте.

Уметь ответить на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).



II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

-организовать постановку цели урока учащимися.


Отвечают на вопросы, называют тему урока, задают вопросы.



С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.





Работа в группах.


Организует формулирование темы урока учащимися.




Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Записывает вопросы на доске.

-   1-й "сундучок с сокровищами": фотографии, письма, «бабушкины сокровища».

-Рассказ о том, как дороги эти вещи для семьи.

- Какие сокровища в этом сундучке? Чем они важны?

Вывод: В жизни каждого человека главное – это семья, близкие. Старики необходимы молодым, чтобы учиться мудрости, молодежь, чтобы поддерживать их в старости. Без детей нет семьи. Все эти семейные ценности передаются в роду из поколения в поколение.

- 2-й "сундучок с сокровищами": русская народная песня, пословицы о Родине, родном крае разных народов России, книга «Сказки народов России».

Слайд 3

- пословицы «рассыпались», помогите мне их собрать:

Родная земля – мягкая постель. (Удмуртская)

На чужой стороне и весна не красна. (Украинская)

На чужой сторонушке и летом холодно. (Мордовская)

От родины веет теплом, а от чужбины – холодом. (Бурятская)

Родина краше солнца, дороже золота. (Русская)

- Какова главная мысль всех пословиц?

- Чем отличается каждый народ России? (Свой язык, история и культура)

-А что самое главное, драгоценное в этой шкатулке? (Наш родной язык, который и позволяет всё новым и новым людям прикасаться к красоте, мудрости, доброте этих творений родной культуры. В родном языке — вековые народные знания о жизни. Это настоящая сокровищница России.)

- А кем являюсь я, если это мои сундучки с сокровищами? (Хранитель сокровищ.)

Здесь заканчивается текст третьего слайда ( Слайд 3)

 -  Попробуйте сформулировать тему урока (Сокровища России и их хранители)

Слайд 4

 - Какая цель нашего урока? (Сформировать представления о языке народа как хранителе культурного наследия.)

-Какие задачи мы поставим перед собой?

- Узнать….

- Выяснить…

- Повторить …

Здесь заканчивается текст четвертого слайда ( Слайд 4)

Уметь задавать вопросы на заданную тему.







Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять деятельность и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III.Совместное открытие знаний.

Цели:

•Стимулировать:

-интерес к изучению языка;

-уважительное отношение к многообразию культур народов России.

•Актуализировать знания об Основном законе РФ.

•Научить:

-определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;


Читают, анализируют, отвечают на вопросы.


Задает вопросы.






1. Прочитайте 1, 2 абзацы статьи  на стр. 38 и найдите ответ: -- Назовите устойчивый признак, который отличает один народ от другого.

-Назовите Основной закон для граждан Российской Федерации.

- Что гарантирует Конституции РФ?

- Какой язык является государственным в России?




Уметь составлять устный рассказ.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).



IV.Первичное закрепление нового Цель:

• Научить:

— определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о происхождении названий природных объектов;

Читают, анализируют, отвечают на вопросы.







Задает вопросы.













- Что же дает сохранение родных языков не только тем, кто говорит на них, но и всем нам?

- Как языки помогают ученым?

- Каждое имя или географическое название несет в себе некий смысл.

- Найдите и прочитайте подтверждение в тексте на с.39 последний абзац

-Что можно узнать по названиям природных объектов?





Уметь работать с информацией.



Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V. Включение нового знания в систему знаний Цель:

- проверить умение работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки.

• Научить:

— исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план;

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

Самостоятельно выполняют задание.

Обсуждают.








Организует проверку умения работать с информацией






























1) - С.40 –прочитайте в таблице, левый столбик название природных объектов

- Как называется наша область?

- Какой природный объект находится на территории нашей области и городе?

-Расскажите о происхождении реки Днепр.

- Как вы думаете, откуда появились названия объектов нашей местности?

- А как нам с вами определять название природного объекта по его значению?

- Об этом мы можем узнать из словаря топонимов. ( толкование слова)

-У вас на парте лежат эти словари. С их помощью вы

проведите исследование названия природного объекта нашего края, используя план, и напишите результаты в таблице.

Слайд 5

План:

  1. Название объекта.

  2. Из какого языка происходит.

  3. Значение названия, принятое в науке.

  4. Легенды и предания о природном объекте.

1 группа- ОРЛЕЯ —река правый приток реки Днепра.

2 группа- ДЕСНА — река левый приток Днепра..

3 группа- ВЯЗЬМА — река левый приток Днепра.

4 группа- САПШО — озеро.

5 группа- КЛОВКА — ручей, правый приток реки Днепра в пределах Смоленска..

- Отчет групп. Расскажите какие названия, вы выписали из словаря в тетрадь? Что оно значит? Что нового вы узнали?

- Оцените свою работу в группах.

Здесь заканчивается текст пятого слайда ( Слайд 5)

2) - Объясните значение слова «хранитель».

- Назовите того, кто является главным хранителем родного языка.

- Назовите способы сохранения родного языка.

Слайд 6

-Посмотрите на выставку. Какую книгу вы здесь видите? ( Азбука)

-Почему азбуку русского народа называют кириллицей?

Здесь заканчивается текст шестого слайда ( Слайд 6)

- На с.42-43 вы узнаете кто является хранителем чувашского языка и какой вклад он внес в сохранение чувашской культуры?

- Книгами какого хранителя сокровищ русского языка мы с вами пользуемся очень часто? (Выставка словаря и книга пословиц и поговорок В. И. Даля.)

Слайд 7

Здесь заканчивается текст седьмого слайда ( Слайд 7)


























Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.


Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)



























Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.







Отвечают на вопросы учителя.


По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.





Организует фиксирование содержания.






Организует рефлексию.







Организует самооценку учебной деятельности. Комментарии.

-работа по карточкам с взаимопроверкой по ключу (см. Приложение)

Слайд 8

Здесь заканчивается текст восьмого слайда ( Слайд 8)

Слайд 9

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

- Узнали….

- Выяснили…

- Повторили…

Здесь заканчивается текст девятого слайда ( Слайд 9)

Слайд 10

А теперь оцените сами свою работу.

«Для меня урок сегодня»

Урок

Я на уроке

Итог

1)Интересно

1 )Работал

1)Понял материал

2)Скучно

2)Отдыхал

2)Узнал больше, чем знал

3)Безразлично

3)Помогал

3)Не понял

Здесь заканчивается текст десятого слайда ( Слайд 10)

Оцени себя:

Отлично поработал- 5

Хорошо поработал- 4

Мог бы лучше поработать- 3

Не постарался- __


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


VIII.Домашнее задание




Определяют домашнее задание.


Помогает определить домашнее задание.

Слайд 11

1.Учебник стр. 38 - 43.

2. Рабочая тетрадь: стр. 25 № 3

3.Подготовить сообщение (презентацию) о деятеле культуры нашего края (писатели, поэты, композиторы, художники)

4.Выучить стихотворение или песню нашего земляка.

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда ( Слайд 11)

Слайд 12

- Вы, молодцы! Спасибо всем за урок.Урок окончен.




Источник:


  1. Бурцева Анжела АлександровнаБурцева Анжела АлександровнаБурцева А.А. Технологическая карта №3 «Сокровища России»

http://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/4_klass/tekhnologicheskaja_karta_3_sokrovishha_rossii/239-1-0-26515

  1. Мергинева Л.И. https://infourok.ru/konspekt_uroka_po_okruzhayuschemu_miru_sokrovischa_rossii_4_klass-179094.htm

  2. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". 4 класс. К УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой ("Перспектива"). ФГОС

  3. Технологические карты по Окружающему миру. 4 класс 1 полугодие. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=35343




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира "Сокровища России и их хранители"

Автор: Хачатрян Джульетта Эрнестовна

Дата: 24.11.2018

Номер свидетельства: 487322


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства