Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Создание условий для понимания детьми необходимости постоянного расширения знаний. | Словесный (беседа), наглядный (пословица на слайде) | (Создаёт определённый настрой). -Здравствуйте, ребята. -Садитесь. Меня зовут Полина Дмитриевна и я проведу у вас урок окружающего мира. А начать его я хотела бы с высказывания британского писателя Рональда Даля. Обратите внимание на слайд. -Кто может громко, чётко прочитать его? -Да, пожалуйста, (Имя). -Спасибо, молодец! -Ребята, а как вы понимаете, о чём данное высказывание? -Отлично! Абсолютно верно! -А мы должны охранять природу? -Зачем же её охранять? -Молодец, верно. | (Приветствуют учителя стоя). (Садятся за парты). (Слушают). (Поднимают руки). "Самое главное — вглядеться пристально в тот мир, который тебя окружает: удивительнейшие тайны скрываются там, где их меньше всего ждешь. Тот, кто не верит в чудеса, никогда не встретится с ними». -О том, что нужно изучать окружающий мир. -Да! -Чтобы сохранить её для потомков. | Ф-фронтальная | Интерактивная доска: презентация – (слайд 1); Высказывание Р.Даля. Приложение 1. | - | - | П-Строить несложные цепочки логических рассуждений; чётко выражать своё мнение. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. | Повторение изученного материала. | Словесный (беседа), наглядный (слова на слайде) | -Ребята, на прошлом уроке вы знакомились с разнообразием растений, и узнали на какие группы они делятся. -Назовите мне эти группы. -Отлично! Молодцы! -Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и выполнить задание на повторение. -Прежде чем начать, назовите мне правила работы в парах. -Верно. -Теперь возьмите такие листы. Здесь у вас есть 5 растений, которые нужно отнести к той, группе, к которой они принадлежат. -Задание понятно? -Тогда можете приступать. -Когда будете готовы, скрепите руки «домиком», чтобы я видела вашу готовность. | -Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения. -Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. -Если не понял, переспроси. -Своё несогласие высказывай вежливо. -Да! (Выполняют задание) | Ф-фронтальная; П- парная | Интерактивная доска: презентация – (слайд 2); Приложение 2. Раздаточный материал «Группы растений». Приложение 3. | Взаимоконтроль | Сформированность положительной мотивации к чтению; Овладение умением определения характеристики звуков. | П-Строить несложные цепочки логических рассуждений. Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем. К-Отвечать на вопросы учителя. К-Воспринимают и обсуждают различные точки зрения и подходы к выполнению заданий). | Начальные основы мотивации учебно – познавательной деятельности и личностного смысла учения. |
3.Выявление места и причины затруднения | Создание условий для осознания обучающимися того, каких именно им знаний не хватает. | Словесный (беседа). | - Посмотрите на слайд, здесь представлена картина В.Н. Максутова «На пашне». -Ребята, кому плохо видно со слада, можете открыть учебник на странице 82. - Что вы видите на данной картине? - А как называется приспособление, которым он пашет землю? - Что такое плуг? -А если быть точнее, то плуг – это приспособление для переворачивания верхнего слоя земли, что облегчает дальнейший посев. -А что же называют верхним плодородным слоем земли? -Молодец! - Какие виды народного творчества вы знаете? -На данной картине мы можем чётко понять, что это (показываю) земля. -А знаете ли вы, как обозначали обработанное поле в народном творчестве? | -Мужчина пашет землю. -Плуг. -Приспособление для вспахивания земли. -Почву. -Живопись, резьба, вышивка. (Затрудняются) | Ф – Фронтальная | Интерактивная доска: презентация – (слайд 3). Картина. Приложение 4. учебник (стр. 82). Приложение 5. | - | Понимание на слух речь учителя. | П-строят несложные цепочки логических рассуждений. Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем. К-Отвечать на вопросы учителя. | Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Способствовать проектированию обучающимися процесса построения нового знания. | Словесный (беседа), наглядный (презентация). | -Тогда вы уже, наверное, догадались какова будет тема сегодняшнего урока? -А если быть точнее, то «Плодородная земля и растения в народном творчестве». -Правильно. -Тогда какую же можно поставить цель? -Умница, абсолютно верно! -Давайте же сейчас составим план изучения данной темы. Он уже есть на слайде, но пункты перемешались. Помогите мне, пожалуйста, восстановить порядок. -Спасибо! Молодцы! -Теперь можем переходить к изучению темы. | -Обозначение почвы в народном творчестве. -Узнать, как обозначалась плодородная земля в народном творчестве. -1. Узнать, что является четвёртой природной стихией. 2. Узнать, какие знаки люди использовали для обозначения обработанной земли. 3. Найти изображения земли на предметах быта 4. Выполнение самостоятельной работы. | Ф – Фронтальная | Интерактивная доска: презентация – (слайд 4, 5, 6, 7); Тема, цель, план. Приложение 6, 7, 8, 9. | - | | Р-Понимают и принимают учебную задачу. Р- Принимают план действий для решения задач. К- отвечают на вопросы учителя. | Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. |
5.Реализация построенного проекта | Построить новое знание и определить область его применения. | Словесный (беседа, объяснение), практический (написание буквы, схемы); наглядный (презентация, раздаточный материал). | -Какие три природные стихии с древности все народы мира считали главными? -Для того, чтобы узнать четвёртую природную стихию, я предлагаю вам открыть учебник на странице 82 и прочитать первый абзац. -(Имя), прочитай, пожалуйста, громко и выразительно. -Итак, что же люди называли четвёртой природной стихией? -А сейчас прочитайте второй абзац и найдите в нём ответ на вопрос: «Какие знаки использовали люди для обозначения обработанной земли в народном творчестве?» -Кто нашёл, поднимает руку и зачитывает. -(Имя), пожалуйста. -Верно. Землю изображали квадратной не просто так. Об этом есть китайский миф. «…Нюйва – младшая дочь Предка Огня – взвалила на спину квадрат земли, взяла в охапку круг неба, сделала весну мягкой, лето жарким, осень убивающей, зиму сохраняющей. -Кресты внутри квадрата изображаются тоже не случайно. Так обрабатывали поле под посев семян. Пахали в одном направлении, а боронили поперёк вспаханных борозд и получался крест. -А теперь попробуйте отгадать загадки. 1.Стоит на мосту яблоня, У ней цвет во весь белый свет. 2.Вечером цветут, утром вянут. -Для того, чтобы проверить, правильно ли вы ответили, предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик. Слушайте внимательно. -Итак, верны ли были ваши предположения? -А какие же ответы были верны? -Конечно, абсолютно верно. -Вы поняли, что такое Мировое древо? -Образ мирового древа в творчестве народов Земли отражает важнейшую роль растений во взаимной связи живой и неживой природы и людей. Это единое целое всех стихий. -А где же по преданиям оно растёт? -Отлично! - Выполним следующий пункт нашего плана. (Имя), прочитай задание под точкой. -Для начала, я предлагаю вам повторить, как изображались знаки стихий природы. -Правильно. А огонь? -Воздух? -Почва? -Итак, повторили, как обозначались природные стихии. Теперь найдём данные знаки на предметах быта. Смотрим изображения на страницах 82 – 83. -Какие знаки природных стихий вы нашли? -Как много знаков вы нашли! | -Воздух, вода, огонь. (Читает первый абзац) -Почву. (Читают про себя и ищут ответ на вопрос) (Поднимают руки) -Знаком квадрата, прямоугольника, ромба с решёткой или крестом внутри. (Ответы детей). (Смотрят) -Нет. -Солнце и звёзды. -Образ Земли. -В середине мира. -Рассмотри фотографии. На каких изображены знаки земли? Найди уже знакомые тебе знаки других стихий природы. -Воду изображали извилистыми, переплетёнными линиями, зигзагами, каплями. -В виде колеса с шестью спицами. -В образе птицы. -Знаком квадрата, прямоугольника, ромба с решёткой или крестом внутри. -На прялке изображение огня (круг со спицами) и земли (квадраты с крестами внутри). -На спинке стула – огонь (круг со спицами). -На кружеве – знак земли (квадраты с крестами внутри). | Ф – Фронтальная П- парная | Учебник; видеоролик https://yandex.ru/video/preview/11929807701442177466 (1,47 – 3,17 сек) Интерактивная доска: презентация – (слайд 8). Приложение 10. | Взаимоконтроль | Знать способы изображения плодородной земли в разных видах народного творчества. Знать несколько загадок о земле и растениях из творчества народов своего края. Узнавать образы плодородной земли в произведениях изобразительно-прикладного народного творчества | П-Строить несложные цепочки логических рассуждений. Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем. К-Отвечать на вопросы учителя. К-уважительно ведут диалог с товарищами. | Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. |
Динамическая пауза | | -Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. -Встаём посвободнее, чтобы друг другу не мешать, и повторяем движения за мной. Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад. -Садитесь. | (Встают) (Повторяют движения физкультминутки) (Садятся за парты) | |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Способствовать усвоению обучающимися нового знания. | Словесный (беседа). | -А теперь я хочу проверить, запомнили ли вы обозначения природных стихий. Для этого вам нужно выполнить работу в группах, но для начала назовите мне правила. -Как же нужно работать в группе? -Отлично! -Теперь ваша задача взять такой лист (показываю). Это схема, в которой вам нужно написать названия природных стихий и ниже зарисовать их обозначения. -Задание понятно? -Тогда можете приступать. -Итак, проверим, что же у вас получилось. Первая группа, какие вы написали названия природных стихий? -Абсолютно верно! А как же их изображали? -Молодцы! | -В группе должен быть ответственный. -Работать должен каждый на общий результат. -Один говорит, другие слушают. -Своё несогласие высказывай вежливо. -Если не понял, переспроси. -Да! -Вода, воздух, огонь, почва. -Воду изображали извилистыми, переплетёнными линиями, зигзагами, каплями. -Огонь в виде колеса с шестью спицами. -Воздух в образе птицы. -Почву – знаком квадрата, прямоугольника, ромба с решёткой или крестом внутри. | Ф – Фронтальная Г – групповая | Учебник; раздаточный материал «Природные стихии». | Взаимоконтроль. | Знать способы изображения природных стихий. | К-Отвечать на вопросы учителя. | Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Создать условия для самопроверки обучающимися умения применять новое знание в типовых заданиях; для коррекции допущенных ошибок. | Наглядный (раздаточный материал-задания для самостоятельной работы; Практический (выполнение самостоятельной работы) | -Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. У каждого на парте лежит лист с тестом. В нём 5 заданий, после каждого из них есть пустая строка для ответа. -Ваша задача: внимательно прочитать задания и ответить на вопросы. -Выполняем самостоятельно. Когда будете готовы, отложите ручки, чтобы я видела вашу готовность. -Давайте проверим, правильно ли вы выполнили тест. (Вывожу на доску эталон). -Сравните, у всех так? -Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. -Отлично! Я очень рада, что большая часть класса справилась с заданием безошибочно. | (Выполняют задания теста). (Показывают свою готовность). (Сравнивают ответы). (Поднимают руки) | Ф-фронтальная И – индивидуальная | Раздаточный материал (тест) – приложение 11; Интерактивная доска с презентацией (слайд - 9) Эталон. Приложение 11. | Самоконтроль (самопроверка по эталону). | Знать способы изображения почвы. Знать несколько загадок о земле и растениях из творчества народов своего края. | Р-Осуществляют проверку своих действий. Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем. К-применяют знания грамоты при выполнении задания. | |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторения 9.Домашнее задание. | Способствовать включению нового знания в систему изученных знаний, повторению изученного материала. | Словесный (беседа). | -А сейчас я предлагаю вам поработать в тетрадях. Откройте страницу 56. -(Имя), прочитай задание номер 1. -Понятно задание? -Можете приступать. -Кто закончит, красиво сложите руки на парте. -Сидим ровно, не сутулимся. -Открываем дневники и записываем домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 57 №2, 3. -Открываем страницу 57 в рабочей тетради. -(Имя), читай задание. -Какие это могут быть сказки? -Хорошо. И вам нужно будет изобразить растение. -(Имя), прочитай задание под номером 3. -Это понятно? | -Раскрась узоры на старинном полотенце. Определи образы земли и растений. Укрась второе полотенце древними узорами, характерными для изобразительно – прикладного искусства народов твоего края. -Да! -Нарисуй иллюстрацию к сказке народов твоего края, в которой растение играет важную роль в развитии действия. -«Цветик – семицветик». -«Репка». -Подбери и запиши загадки и пословицы народов твоего края о земле – кормилице и растениях. -Да. | Ф-фронтальная Ф-фронтальная | Рабочая тетрадь. Приложение 12. Рабочая тетрадь. | Учительский - | Творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях. - | - | - |
10.Рефлексия учебной деятельности | Создать условия для самооценки обучающимися своей деятельности. | Словесный (беседа). | -Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель поставили на сегодняшний урок? -Мы достигли этой цели? -Сейчас предлагаю вам проанализировать вашу работу на уроке. -Скажите, что вы сегодня нового узнали? -Отлично! А что больше всего понравилось? -Что было труднее всего? -А ты преодолел эту трудность? Я очень рада. Спасибо за ваши ответы. Вы очень хорошо потрудились. -До свидания! | -Узнать, как обозначалась плодородная земля в народном творчестве. -Да! -Я узнал, что почву называют четвёртой природной стихией. -Я узнал, как обозначается плодородная земля в народном творчестве. -Мне понравилось выполнять работу в паре с (Имя). -Мне было труднее всего нарисовать узоры. -Да! -До свидания! | Ф-фронтальная | Интерактивная доска с презентацией (слайд – 10). Приложение 13. | Самоконтроль. | | Р-Осознают результат учебных действий, под руководством учителя описывают результаты действий. | Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебно-познавательной деятельности и того, что успех в ней во многом зависит от самого обучающегося. |