kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира "Плодородная земля и растения в народном творчестве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по окружающему миру соответствует требованиям ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Плодородная земля и растения в народном творчестве"»

Министерство образования и молодежной политики Рязанской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Рязанский педагогический колледж»

(ОГБПОУ «РПК»)





КОНСПЕКТ урока

окружающего мира

по теме: «Плодородная земля и растения в народном творчестве»






ФИО студента: Копытова Полина Дмитриевна

ФИО методиста:

Допуск к проведению ______________________

«___» __________________ 2022 г.

Отметка: ___________________________

Подпись методиста ______________________




Рязань, 2022

Класс: 3

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема урока: «Плодородная земля и растения в народном творчестве»

Цель урока: формирование представления о том, как обозначалась плодородная земля в народном творчестве.

Задачи:

1. Образовательные:

Знать:

  • что такое «почва»;

  • на какие группы делятся растения;

  • четыре природные стихии;

  • каким знаком обозначается обработанная земля;

Уметь:

  • объяснять, что такое «почва»;

  • определять к какой группе относятся растения;

  • называть четыре природные стихии;

  • обозначать знаком обработанную землю.

2. Развивающие:

  • развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

  • развивать устную речь;

  • развивать коммуникативный навык (работа в парах, группах).

3. Воспитательные:

  • воспитывать ценностное отношение к предмету «Окружающий мир»;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска с презентацией; раздаточный материал «Группы растений», «Тест», учебник по Окружающему миру 3 класс, 1 часть А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, рабочая тетрадь по Окружающему миру 3 класс, 1 часть А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.



Ход урока:

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р-

регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности.

Создание условий для понимания детьми необходимости постоянного расширения знаний.

Словесный (беседа), наглядный (пословица на слайде)

(Создаёт определённый настрой).

-Здравствуйте, ребята.


-Садитесь.

Меня зовут Полина Дмитриевна и я проведу у вас урок окружающего мира. А начать его я хотела бы с высказывания британского писателя Рональда Даля. Обратите внимание на слайд.

-Кто может громко, чётко прочитать его?

-Да, пожалуйста, (Имя).












-Спасибо, молодец!

-Ребята, а как вы понимаете, о чём данное высказывание?


-Отлично! Абсолютно верно!

-А мы должны охранять природу?

-Зачем же её охранять?


-Молодец, верно.




(Приветствуют учителя стоя).

(Садятся за парты).


(Слушают).






(Поднимают руки).


"Самое главное — вглядеться пристально в тот мир, который тебя окружает: удивительнейшие тайны скрываются там, где их меньше всего ждешь. Тот, кто не верит в чудеса, никогда не встретится с ними».


-О том, что нужно изучать окружающий мир.


-Да!


-Чтобы сохранить её для потомков.


Ф-фронтальная

Интерактивная доска: презентация – (слайд 1);

Высказывание Р.Даля.

Приложение 1.

-

-

П-Строить несложные цепочки логических рассуждений;

чётко выражать своё мнение.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

Повторение изученного материала.

Словесный (беседа), наглядный (слова на слайде)

-Ребята, на прошлом уроке вы знакомились с разнообразием растений, и узнали на какие группы они делятся.

-Назовите мне эти группы.




-Отлично! Молодцы!

-Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и выполнить задание на повторение.

-Прежде чем начать, назовите мне правила работы в парах.







-Верно.

-Теперь возьмите такие листы. Здесь у вас есть 5 растений, которые нужно отнести к той, группе, к которой они принадлежат.

-Задание понятно?

-Тогда можете приступать.

-Когда будете готовы, скрепите руки «домиком», чтобы я видела вашу готовность.





-Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.






-Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

-Если не понял, переспроси.

-Своё несогласие высказывай вежливо.







-Да!

(Выполняют задание)

Ф-фронтальная;

П-

парная

Интерактивная доска: презентация – (слайд 2);

Приложение 2.

Раздаточный материал «Группы растений».

Приложение 3.


Взаимоконтроль

Сформированность положительной мотивации к чтению;

Овладение умением определения характеристики звуков.

П-Строить несложные цепочки логических рассуждений.

Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

К-Отвечать на вопросы учителя.

К-Воспринимают и обсуждают различные точки зрения и подходы к выполнению заданий).


Начальные основы мотивации учебно – познавательной деятельности и личностного смысла учения.

3.Выявление места и причины затруднения

Создание условий для осознания обучающимися того, каких именно им знаний не хватает.

Словесный (беседа).

- Посмотрите на слайд, здесь представлена картина В.Н. Максутова «На пашне».

-Ребята, кому плохо видно со слада, можете открыть учебник на странице 82.

- Что вы видите на данной картине?

- А как называется приспособление, которым он пашет землю?

- Что такое плуг?


-А если быть точнее, то плуг – это приспособление для переворачивания верхнего слоя земли, что облегчает дальнейший посев.

-А что же называют верхним плодородным слоем земли?

-Молодец!

- Какие виды народного творчества вы знаете?

-На данной картине мы можем чётко понять, что это (показываю) земля.

-А знаете ли вы, как обозначали обработанное поле в народном творчестве?








-Мужчина пашет землю.


-Плуг.



-Приспособление для вспахивания земли.






-Почву.


-Живопись, резьба, вышивка.




(Затрудняются)


Ф –

Фронтальная

Интерактивная доска: презентация – (слайд 3). Картина.

Приложение 4.

учебник (стр. 82).

Приложение 5.

-

Понимание на слух речь учителя.


П-строят несложные цепочки логических рассуждений.

Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

К-Отвечать на вопросы учителя.

Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Способствовать проектированию обучающимися процесса построения нового знания.

Словесный (беседа), наглядный (презентация).

-Тогда вы уже, наверное, догадались какова будет тема сегодняшнего урока?

-А если быть точнее, то «Плодородная земля и растения в народном творчестве».

-Правильно.

-Тогда какую же можно поставить цель?



-Умница, абсолютно верно!

-Давайте же сейчас составим план изучения данной темы. Он уже есть на слайде, но пункты перемешались. Помогите мне, пожалуйста, восстановить порядок.










-Спасибо! Молодцы!

-Теперь можем переходить к изучению темы.


-Обозначение почвы в народном творчестве.






-Узнать, как обозначалась плодородная земля в народном творчестве.


-1. Узнать, что является четвёртой природной стихией.

2. Узнать, какие знаки люди использовали для обозначения обработанной земли.

3. Найти изображения земли на предметах быта

4. Выполнение самостоятельной работы.





Ф –

Фронтальная

Интерактивная доска: презентация – (слайд 4, 5, 6, 7);

Тема, цель, план.

Приложение 6, 7, 8, 9.

-


Р-Понимают и принимают учебную задачу.

Р- Принимают план действий для решения задач.

К- отвечают на вопросы учителя.

Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

5.Реализация построенного проекта

Построить новое знание и определить область его применения.

Словесный (беседа, объяснение), практический (написание буквы, схемы);

наглядный (презентация, раздаточный материал).

-Какие три природные стихии с древности все народы мира считали главными?

-Для того, чтобы узнать четвёртую природную стихию, я предлагаю вам открыть учебник на странице 82 и прочитать первый абзац.

-(Имя), прочитай, пожалуйста, громко и выразительно.

-Итак, что же люди называли четвёртой природной стихией?

-А сейчас прочитайте второй абзац и найдите в нём ответ на вопрос: «Какие знаки использовали люди для обозначения обработанной земли в народном творчестве?»

-Кто нашёл, поднимает руку и зачитывает.

-(Имя), пожалуйста.




-Верно. Землю изображали квадратной не просто так. Об этом есть китайский миф.

«…Нюйва – младшая дочь Предка Огня – взвалила на спину квадрат земли, взяла в охапку круг неба, сделала весну мягкой, лето жарким, осень убивающей, зиму сохраняющей.

-Кресты внутри квадрата изображаются тоже не случайно. Так обрабатывали поле под посев семян. Пахали в одном направлении, а боронили поперёк вспаханных борозд и получался крест.


-А теперь попробуйте отгадать загадки.

1.Стоит на мосту яблоня,

У ней цвет во весь белый свет.

2.Вечером цветут, утром вянут.

-Для того, чтобы проверить, правильно ли вы ответили, предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик. Слушайте внимательно.

-Итак, верны ли были ваши предположения?

-А какие же ответы были верны?

-Конечно, абсолютно верно.

-Вы поняли, что такое Мировое древо?

-Образ мирового древа в творчестве народов Земли отражает важнейшую роль растений во взаимной связи живой и неживой природы и людей. Это единое целое всех стихий.

-А где же по преданиям оно растёт?

-Отлично!

- Выполним следующий пункт нашего плана. (Имя), прочитай задание под точкой.





-Для начала, я предлагаю вам повторить, как изображались знаки стихий природы.



-Правильно. А огонь?



-Воздух?

-Почва?




-Итак, повторили, как обозначались природные стихии. Теперь найдём данные знаки на предметах быта. Смотрим изображения на страницах 82 – 83.

-Какие знаки природных стихий вы нашли?










-Как много знаков вы нашли!


-Воздух, вода, огонь.








(Читает первый абзац)

-Почву.


(Читают про себя и ищут ответ на вопрос)




(Поднимают руки)


-Знаком квадрата, прямоугольника, ромба с решёткой или крестом внутри.




















(Ответы детей).





(Смотрят)





-Нет.


-Солнце и звёзды.



-Образ Земли.








-В середине мира.



-Рассмотри фотографии. На каких изображены знаки земли? Найди уже знакомые тебе знаки других стихий природы.

-Воду изображали извилистыми, переплетёнными линиями, зигзагами, каплями.

-В виде колеса с шестью спицами.

-В образе птицы.

-Знаком квадрата, прямоугольника, ромба с решёткой или крестом внутри.







-На прялке изображение огня (круг со спицами) и земли (квадраты с крестами внутри).

-На спинке стула – огонь (круг со спицами).

-На кружеве – знак земли (квадраты с крестами внутри).


Ф –

Фронтальная

П-

парная

Учебник;

видеоролик https://yandex.ru/video/preview/11929807701442177466

(1,47 – 3,17 сек)

Интерактивная доска: презентация – (слайд 8).

Приложение 10.



Взаимоконтроль

Знать способы изображения плодородной земли в разных видах народного творчества.


Знать несколько загадок о земле и растениях из творчества народов своего края.


Узнавать образы плодородной земли в произведениях изобразительно-прикладного народного творчества

П-Строить несложные цепочки логических рассуждений.

Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

К-Отвечать на вопросы учителя.

К-уважительно ведут диалог с товарищами.


Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

Динамическая пауза


-Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

-Встаём посвободнее, чтобы друг другу не мешать, и повторяем движения за мной.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

-Садитесь.

(Встают)


(Повторяют движения физкультминутки)











(Садятся за парты)


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Способствовать усвоению обучающимися нового знания.

Словесный (беседа).

-А теперь я хочу проверить, запомнили ли вы обозначения природных стихий. Для этого вам нужно выполнить работу в группах, но для начала назовите мне правила.

-Как же нужно работать в группе?










-Отлично!

-Теперь ваша задача взять такой лист (показываю). Это схема, в которой вам нужно написать названия природных стихий и ниже зарисовать их обозначения.

-Задание понятно?

-Тогда можете приступать.

-Итак, проверим, что же у вас получилось. Первая группа, какие вы написали названия природных стихий?

-Абсолютно верно! А как же их изображали?













-Молодцы!








-В группе должен быть ответственный.

-Работать должен каждый на общий результат.

-Один говорит, другие слушают.

-Своё несогласие высказывай вежливо.

-Если не понял, переспроси.








-Да!


-Вода, воздух, огонь, почва.



-Воду изображали извилистыми, переплетёнными линиями, зигзагами, каплями.

-Огонь в виде колеса с шестью спицами.

-Воздух в образе птицы.

-Почву – знаком квадрата, прямоугольника, ромба с решёткой или крестом внутри.


Ф –

Фронтальная

Г –

групповая



Учебник;

раздаточный материал «Природные стихии».

Взаимоконтроль.

Знать способы изображения природных стихий.


К-Отвечать на вопросы учителя.


Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Создать условия для самопроверки обучающимися умения применять новое знание в типовых заданиях; для коррекции допущенных ошибок.

Наглядный (раздаточный материал-задания для самостоятельной работы;

Практический (выполнение самостоятельной работы)

-Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. У каждого на парте лежит лист с тестом. В нём 5 заданий, после каждого из них есть пустая строка для ответа.

-Ваша задача: внимательно прочитать задания и ответить на вопросы.

-Выполняем самостоятельно. Когда будете готовы, отложите ручки, чтобы я видела вашу готовность.

-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили тест.

(Вывожу на доску эталон).

-Сравните, у всех так?


-Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки.

-Отлично! Я очень рада, что большая часть класса справилась с заданием безошибочно.







(Выполняют задания теста).


(Показывают свою готовность).






(Сравнивают ответы).

(Поднимают руки)

Ф-фронтальная

И

индивидуальная


Раздаточный материал (тест) – приложение 11;

Интерактивная доска с презентацией (слайд - 9) Эталон.

Приложение 11.


Самоконтроль (самопроверка по эталону).

Знать способы изображения почвы.


Знать несколько загадок о земле и растениях из творчества народов своего края.



Р-Осуществляют проверку своих действий.

Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

К-применяют знания грамоты при выполнении задания.



8.Включение нового знания в систему знаний и повторения

















9.Домашнее задание.

Способствовать включению нового знания в систему изученных знаний, повторению изученного материала.

Словесный (беседа).


-А сейчас я предлагаю вам поработать в тетрадях. Откройте страницу 56.

-(Имя), прочитай задание номер 1.












-Понятно задание?

-Можете приступать.

-Кто закончит, красиво сложите руки на парте.

-Сидим ровно, не сутулимся.

-Открываем дневники и записываем домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 57 №2, 3.

-Открываем страницу 57 в рабочей тетради.

-(Имя), читай задание.







-Какие это могут быть сказки?



-Хорошо. И вам нужно будет изобразить растение.

-(Имя), прочитай задание под номером 3.




-Это понятно?

-Раскрась узоры на старинном полотенце. Определи образы земли и растений. Укрась второе полотенце древними узорами, характерными для изобразительно – прикладного искусства народов твоего края.

-Да!














-Нарисуй иллюстрацию к сказке народов твоего края, в которой растение играет важную роль в развитии действия.

-«Цветик – семицветик».

-«Репка».



-Подбери и запиши загадки и пословицы народов твоего края о земле – кормилице и растениях.

-Да.

Ф-фронтальная




















Ф-фронтальная

Рабочая тетрадь.

Приложение 12.




















Рабочая тетрадь.


Учительский




















-

Творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях.






-






















-






















-

10.Рефлексия учебной деятельности

Создать условия для самооценки обучающимися своей деятельности.

Словесный (беседа).

-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель поставили на сегодняшний урок?

-Мы достигли этой цели?

-Сейчас предлагаю вам проанализировать вашу работу на уроке.

-Скажите, что вы сегодня нового узнали?





-Отлично! А что больше всего понравилось?


-Что было труднее всего?



-А ты преодолел эту трудность?

Я очень рада. Спасибо за ваши ответы. Вы очень хорошо потрудились.

-До свидания!


-Узнать, как обозначалась плодородная земля в народном творчестве.

-Да!




-Я узнал, что почву называют четвёртой природной стихией.

-Я узнал, как обозначается плодородная земля в народном творчестве.

-Мне понравилось выполнять работу в паре с (Имя).

-Мне было труднее всего нарисовать узоры.

-Да!



-До свидания!

Ф-фронтальная

Интерактивная доска с презентацией (слайд – 10).

Приложение 13.

Самоконтроль.


Р-Осознают результат учебных действий, под руководством учителя описывают результаты действий.

Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебно-познавательной деятельности и того, что успех в ней во многом зависит от самого обучающегося.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира "Плодородная земля и растения в народном творчестве"

Автор: Копытова Полина Дмитриевна

Дата: 17.12.2022

Номер свидетельства: 620652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "тема:Плодородная земля и растения в народном творчестве. Конспект урока по окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(94) "tiemaplodorodnaiaziemliairastieniiavnarodnomtvorchiestviekonspiekturokapookruzhaiushchiemumiru"
    ["file_id"] => string(6) "275123"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452521033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства