Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: воспитывать у обучающихся уважительное отношение к мнению собеседника; развивать у обучающихся способность ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно; развивать умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог; развивать способность самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: беседа Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием | -Сегодня мы отправимся в путешествие по городу, который не менее знаменит чем Москва. А о каком городе идёт речь вы догадаетесь, прослушав отрывок стихотворения А.С.Пушкина «Пир Петра Первого» Над Невою резво вьются Флаги пёстрые судов; Звучно с лодок раздаются Песни дружные гребцов; Что пирует царь великий В Петербурге - Городке? Отчего пальба и крики И эскадра на реке? -Так же поможет вам учебник, страница 108. -Итак, в какой же город мы с вами сегодня отправимся? (Санкт-Петербург) - Верно, это город на Неве, Санкт-Петербург или как его ещё называют, северная столица нашей Родины. - Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? - Тема нашего урока «Экскурсия по Санкт-Петербургу». (слайд) - А какие задачи мы можем поставить для себя на сегодняшний урок? Нам важно знать о городе лишь то, что происходит в нем сейчас? (предположения обучающихся) - Первое, что мы должны сделать, это познакомиться с историей города Санкт-Петербург. (слайд) - Ребята, в Санкт-Петербурге очень много достопримечательностей. Как вы думаете, какой будет вторая задача? (предположения обучающихся) - Верно, но узнать мы сегодня лишь о некоторых достопримечательностях Санкт-Петербурга. (слайд) - Эти две задачи мы с вами решим сегодня на уроке. | Сосредотачивают внимание на задании. Выполняют индивидуальную работу. Сосредотачивают внимание на вопросе. Выстраивают полный ответ. Внимательно слушают задания. Обучающиеся ведут диалог с учителем, отвечают на вопросы. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют уважительное отношение к мнению собеседника Регулятивные УУД: обучающиеся способны ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог Познавательные УУД: обучающиеся способны самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Решение проблемы Задача: воспитывать у обучающихся доверие и уважение к истории и культуре столицы своей страны, осознают ценность гимна, герба и флага для страны и для города; развивать у обучающихся умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог. | Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием Методы организации учебно-познавательной деятельности: беседа Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: временная работа в парах | - Ребята, что вы уже знаете о городе Санкт-Петербург? - А знаете ли вы где находится этот город? И кто основал Санкт-Петербург? На какой реке расположен город? - Давайте с вами узнаем. У вас на столах лежат карточки. Работая в паре, прочитайте материал и подчеркните в нем предложения, в которых говорится главная информация о городе. Но помните, работать нужно в парах, помогать друг другу и советоваться, чтобы работать намного лучше и быстрее. А теперь поднимите руку, кому не понятно, что мы будем делать? Если всем понятно, тогда начинаем. На работу у вас есть 4 минуты. Если будут какие-то вопросы или затруднения, то поднимите руку, я подойду. Карточка №1 Текст: «Санкт-Петербург…» Санкт-Петербург один из самых красивых городов мира. Он находится на северо-западе нашей страны. Санкт-Петербург стоит на реке Неве его основал царь Пётер I более 300лет назад. Этот город часто называют северной столицей нашей страны. Удивительно красивы не только улицы, здания, но и реки, мосты, каналы. Особенно знаменит разводные мосты. - Итак, ребята, я вижу, что многие уже готовы, я предлагаю вам начать работу. -Name, прочитай, пожалуйста, где находится Санкт-Петербург? - Ребята, все согласны? - Кто прочитает нам ответ на следующий вопрос? -Кто основал Санкт-Петербург? -На какой реке расположен этот прекрасный город? - Ребята, а вы знаете, кто и когда основал Санкт-Петербург? (предположения обучающихся) - Я предлагаю вам ознакомиться с историей основания города Москвы. Вы внимательно меня слушаете и следите по тексту на карточке (Карточка №2) готовитесь ответить на вопросы, которые я вам сейчас выдам на карточке. (приложение) Вопросы: Какой год считается датой образования города? Кого принято считать основателем Санкт-Петербурга? Где был построен город? Кому не понятно, что мы сейчас будем делать – поднимите руку. Карточка № 2 Текст: История основания города Санкт-Петербург Санкт-Петербург – один из самых больших и красивых городов России – расположен на берегах Невы. Официальная дата основания Санкт-Петербурга – 27 мая 1703 года Чтобы укрепиться на Балтийском море, создать флот, быть ближе к Европе и решил Пётр I заложить новый город в устье реки Невы. Основывая новый город, Пётр мечтал перенести сюда столицу России. Имя новому городу решено было дать – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (от имени основателя «Петер» – Пётр, «бург» – город, «санкт» – святой) – «город святого Петра» – покровителя Петра I. Отличительной чертой города является место, где решили строить город, было сырое и болотистое. По приказу Петра I рабочих людей собирали со всей страны. Много трудностей пришлось испытать строителям нового города. Спали на земле, подстелив ветки. - Итак, ребята, вы меня очень внимательно слушали. Давайте сейчас ответим на вопросы. - Кто желает ответить на первый вопрос? - Все согласны с ответом? У кого-нибудь есть дополнения? Кто не согласен – поднимите руку. - Если есть несогласные: а как считаешь ты? Почему? ( проработать остальные вопросы аналогично) - Скажите, пожалуйста, какие отличительные символы имеет каждая страна? (предположения детей) - Верно, это герб, гимн и флаг. А какие отличительные символы имеет город? (предположения детей) - Наука, изучающая историю гербов, называется геральдика. Каждый цвет и элемент герба имеет особенное значение. Ничего случайного в символике не бывает. Мы сейчас внимательно рассмотрим герб северной столицы России и расшифруем его символы. - Что изображено на гербе города Санкт-Петербург? Посмотрите на слайд. (слайд) - На красном щите, изображены морской и речной якоря из серебра, скрещенные между собой, а также скипетр державы на их фоне. - А как вы думаете, почему изображены морской и речной якоря? - Якоря характеризовали Санкт-Петербург как морской и речной порт, а скипетр символизировал то, что город являлся столицей Российской империи - Флаг города – это полотнище красного цвета с изображением герба Санкт-Петербурга в центре. (слайд) -Ребята, мы с вами отлично поработали. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Какую задачу мы с вами выполнили? (слайд) - Верно, молодцы, мы выполнили с вами первую задачу. - Ну а теперь, ребята, я предлагаю вам отправиться на экскурсию по самым знаменитым достопримечательностям Санкт-Петербурга вместе с экскурсоводом. В Санкт-Петербург мы с вами переместимся на самолете, а дальше уже будем передвигаться на автобусах. - Что нам поможет сориентироваться и не заблудиться в городе? - Откройте учебник на странице 109. Что вы там видите? (План Санкт-Петербурга) - Теперь рассмотрите план города в учебнике. Что можно сказать про него? Что на нем изображено? - Как назвать эти объекты одним словом? - Верно, это достопримечательности. А вы знаете, что это такое? - У меня есть определение, но оно распалось. Поможете собрать это определение и узнать, что же значит слово достопримечательность? - Перед вами лежат карточки, соберите из распавшихся слов определение, работая в парах. Кто первым закончит, сядет правильно, красиво, чтобы я видела, кого еще нужно подождать. Кому не понятно, что мы будем делать, поднимите руку. Если всем понятно, тогда начинаем. Достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью. - Итак, что же такое достопримечательность? Как вы понимаете это слово? - Что может быть достопримечательностью, как вы думаете? - Здания, памятники, какие-то сооружения, особенные природные объекты. | Сосредотачивают внимание на вопросе. Выстраивают полный ответ. Сосредотачивают внимание на речи учителя. Сосредотачивают внимание на речи учителя. Сосредотачивают внимание на вопросе. Выстраивают полный ответ. Сосредотачивают внимание на речи учителя. Воспринимают информацию на слух. Сосредотачивают внимание на вопросе. Выстраивают полный ответ. Ведут диалог с учителем. Воспринимают информацию на слух. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют доверие и уважение к истории и культуре столицы своей страны, осознают ценность гимна, герба и флага для страны и для города Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; демонстрируют самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог |
Физминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение. | Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием Методы эмоционального стимулирования: поощрение | -Ребята, я вижу, что вы уже устали, давайте встанем из-за парт так, чтобы нам ничего не мешало. Задвинем стулья. -Я знаю, что вы уже знаете много физминуток и можете показать их сами, кто желает для всех провести физминтк? Сейчас я буду выполнять движения и проговаривать стихотворение, а вас попрошу повторять за мной. В понедельник я купался, А во вторник - рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал. А в субботу, воскресенье - Целый день я отдыхал. - Молодцы. Сейчас мы послушаем, кто сядет тише всех. Первым садится первый ряд. Как тихо они сядут? - Так, молодцы! А второй ряд сядет еще тише. - Ничего себе, их почти не слышно. А третий ряд сядет вообще без звуков. Здорово! Почти все у нас тихо сели. Молодцы! | Сосредотачивают свое внимание. Выполняют задание в соответствии с установленными требованиями. | Обучающиеся отдохнули от занятия, сняли мышечное и эмоциональное напряжение |
Организация самостоятельной работы Задача: воспитывать у обучающихся умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; развивать у обучающихся умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, помогать и строить совместную деятельность; умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: временная работа в парах Методы организации учебно-познавательной деятельности: беседа | - В Санкт-Петербурге много памятников архитектуры, исторических мест, культурных центров. Сейчас я предлагаю нам начать наше путешествие. В городе нас встретит экскурсовод и мы отправимся на экскурсию. - Сядьте ровно, пристегните ремни, мы отправляемся на самолете в город под названием Санкт-Петербург. (слайд) - Вот мы и прилетели. (имитация телефонного разговора) - Ребята, у нас возникли небольшие проблемы. Наш экскурсовод попал в пробку и не сможет провести экскурсию. Исходя из этого, сегодня экскурсоводами я предлагаю стать вам. Для того, чтобы нам проще было ориентироваться, мы будем использовать план города, в котором мы будем отмечать те достопримечательности, которые мы с вами посетим. - Сегодня на уроке мы успеем посетить лишь несколько достопримечательностей Санкт-Петербурга. Чтобы нам успеть познакомиться с ними, я предлагаю вам разделиться на пары. - У каждой пары будет своя достопримечательность, изучив которую вы представите ее всем остальным. Пока мы летим, вы успеете поработать с текстами. А для того, чтобы стать настоящими экскурсоводами, я предлагаю вам выстроить свой рассказ в соответствии с планом на карточках, которые я вам сейчас выдам. Рассказ экскурсовода Здравствуйте, уважаемые экскурсанты! Сегодня мы проведем экскурсию по _____________. Это место интересно тем, что______________. Вам обязательно надо увидеть ______________ Сегодня здесь ________________________ Я благодарю Вас за то, что вы были внимательными слушателями. Кому не понятно, что мы будем делать, поднимите руку. Если всем понятно, тогда начинаем. На эту работу у вас есть 5 минут. - Если у кого-то будут возникать затруднения, то поднимите руку, я подойду, и мы вместе разберемся. 1 текст. Зимний дворец Зимний дворец в Санкт-Петербурге — в прошлом главный императорский дворец. Памятник архитектуры представляет собой великолепное трехэтажное прямоугольное здание на Дворцовой площади. Размеры дворца поражают: длина составляет 210 метров, ширина — 175 метров. Облик Зимнего знаком по многочисленным изображениям, наверное, множеству людей: роскошные центральные ворота с чугунными решетками и боковые парадные въезды. 2 текст. Медный Всадник Медный всадник в Санкт-Петербурге – самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Петр Первый по задумке автора твердо восседает верхом на коне, который олицетворяет собой своенравный и непокорный народ, под копытами скакуна раздавлена огромная змея, ставшая символом победы Петра Первого над врагами . Фигура самого императора показывает его силу, настойчивость, стремление двигаться вперед и вести за собой огромную державу. 3 текст. Дворцовый мост Одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга – Дворцовый мост. Он соединяет центр Петербурга и Васильевский остров и является разводным. Название свое мост получил по находящейся рядом Дворцовой набережной и расположенному неподалеку Зимнему дворцу. Сооружение переброшено через реку Большая Нева. - Итак, ребята, я вижу, что вы уже подготовились. Я предлагаю нам отправиться на автобусе к нашей первой достопримечательности – Зимнему дворцу. (слайд) (представление обучающихся) - Хорошо, ребята, молодцы. Присаживайтесь на свои места. Я предлагаю всем отметить у себя в плане города ту достопримечательность, которую мы сейчас посетили. Кто назовет достопримечательность, которую мы сейчас посетили? А мы отправляемся к следующей нашем достопримечательности – Медному всаднику. (слайд) - Отлично! Присаживаемся на свои места. Я предлагаю всем отметить у себя в плане города ту достопримечательность, которую мы сейчас посетили. Кто назовет достопримечательность, которую мы сейчас посетили? И мы отправляемся к последней нашей достопримечательности – Дворцовый мост. - Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Я предлагаю всем отметить у себя в плане города ту достопримечательность, которую мы сейчас посетили. Кто назовет достопримечательность, которую мы сейчас посетили? Как мы уже говорили, Санкт-Петербург богат достопримечательностями и мы не сможем с вами посетить и обсудить все достопримечательности. К сожалению, наша экскурсия подошла к концу. Я предлагаю вам сесть на свои места поудобнее и мы отправляемся с вами в наш родной город - Каменск- Уральский. - Итак, ребята, посмотрите внимательно на слайд. Скажите, какую задачу мы выполнили? Молодцы, правильно. | Сосредотачивают внимание на речи учителя. Работают в парах. Обсуждают, высказывают свое мнение. Выполняют задание в соответствии с установленными требованиями. Внимательно слушают учителя и одноклассников. Выстраивают полный аргументированный ответ. | Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, помогать и строить совместную деятельность; умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
Рефлексия учебной деятельности Задача: воспитывать у обучающихся уважительное отношение к мнению собеседника, доброжелательность и вежливость друг к другу; развивать у обучающихся умение оценивать и анализировать собственную деятельность; развивать умение слушать и слушать собеседника, вступать в диалог. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: беседа | - Наш урок подходит к концу. И пора нам подвести итоги. Скажите, какую тему мы с вами сегодня изучали? - Что мы нового узнали? С чем познакомились? - Понравилось ли вам быть в роли экскурсоводов? - Какие качества должны быть у настоящего экскурсовода? - Получилось у вас? -Было ли трудно? - Решили ли мы задачи, поставленные на сегодняшний урок? - Я этому очень рада. Вы сегодня очень хорошо поработали, большие молодцы! Спасибо вам за работу! До свидания! | Обучающиеся слушают и участвуют в диалоге с учителем. Высказывают свою точку зрения. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют уважительное отношение к мнению собеседника, доброжелательность и вежливость друг к другу Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение оценивать и анализировать собственную деятельность Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение слушать и слушать собеседника, вступать в диалог |