Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучение грамоте 1 класс УМК «Перспектива» на тему: «Звук [а]»»
Обучение грамоте УМК «Перспектива»
Тема «Звук [а]. Буквы А, а».
Страна АБВГДейка.
Цели : познакомить учащихся со звуком [а], буквами А, а.
Задачи:
1.Распознавать звук [а] и соответствующую букву,
2. Давать характеристику звука [а],
3. Правильно писать буквы А, а;
4.Развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить букву и звук;
Ход урока.
Организационный момент.
Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного.
(Пауза)
Эмоционально-волевая регуляция
Дети встают в круг, по очереди обращаются за помощью друг к другу. Например: «Мне трудно завязать шарф». Те, кто желает помочь, отзываются словами: «Я с удовольствием помогу тебе».
Актуализация знаний.
- Давайте вспомним на какие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные)
- Как произносятся гласные звуки? (Воздух свободно проходит через рот, не встречает преград).
- Каким знаком на схеме обозначаются гласные звуки? Покажите на доске.
- Итак, давайте сделаем вывод, гласные звуки образуются только при помощи голоса.
- Чем отличаются согласные звуки от гласных? (При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту преграды: язык, зубы, губы).
- Согласные звуки образуются при помощи голоса и шума. Какие бывают согласные? (Твёрдые и мягкие)
- Как на схеме обозначаются согласные звуки? (Два ученика рисуют на доске знаки для твёрдых согласных и мягких).
- Как называются части, на которые делятся слова? (Слоги).
- От чего зависит количество слогов в слове? (От количества гласных звуков)
- Что такое ударение? ( Выделение голосом одного слога в слове)
4. Работа по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 68)
Давайте рассмотрим волшебный рисунок в желтой рамочке. Этот рисунок волшебный, потому что он поможет нам познакомиться с новым звуком и новой буквой.
Назовите птицу. (Аист.)
Произнесите слово по слогам.
Произнесите первый слог.
Что вы заметили? (Это гласный звук.)
Докажите. (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, выходит свободно.)
Прочитайте букву. Произнесите всё слово.
Разгадайте ребус. (Акула.)
В каком месте слова находится звук [а]?
Разделите слово на слоги.
Произнесите слово с ударением.
Назовите ударный слог, ударный гласный звук.
Как определить ударный гласный звук?
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 2-6)
— Чем эта тетрадь отличается от предыдущей рабочей тетради?
— Для чего мы будем работать в прописях? (Чтобы научиться красиво и правильно писать буквы.)
- Рассмотрите рисунок на с. 4. Кто на нём изображён? (Пчела.)
Кто такая пчела? (Насекомое.)
Какую пользу приносит пчела? (Даёт мёд.)
О каком человеке говорят: «Трудолюбив, как пчела»?
— Как можно объяснить пчеле дорогу к улью?
Обведите дорогу пчелы к цветам.
Рассмотрите рисунок на с. 5.
Помогите кораблику доплыть до берега. (Учитель показывает на доске.)
На рисунке внизу обведите все недорисованные линии.
Что вы заметили? (Эти линии волнистые.)
Откройте прописи на с. 6.
Какое слово зашифровано с помощью рисунков? (Аист.)
Что обозначает схема, данная ниже? (Это звуковая схема слова аист.)
Разгадайте следующее слово. (Астра.)
Составьте звуковую схему слова астра.
Почему буква а написана красным цветом? (Потому что она обозначает гласный звук.)
-- Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам.
(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.)
Рассмотрите письменную строчную букву а в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
С какого элемента следует начать написание буквы?
Обведите образец.
Написание элементов письменной строчной буквы а сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
Посмотрите на свою работу. Подчеркните буквы, которые у вас лучше всего получилось написать.
Какие фрукты и овощи вы видите на рисунке снизу?
Назовите те из них, в названиях которых есть звук [а]. (Банан, груша, репа.)
Обозначьте звук [а] в этих словах буквой.
5.Физминутка
А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко: Ноги ставит широко,
(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)
– А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)
Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:
– Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: –Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова — правою ногой, Снова — левою ногой, После — правою ногой, После — левою ногой, Вот тогда придешь домой.
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 7)
Что нарисовано в левом верхнем углу страницы? (Ананас.)
Составьте звуковую схему слова ананас.
Раскрасьте ананас.
Рассмотрите письменную прописную букву А в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
С какого элемента следует начать писать заглавную букву А!
Обведите образец.
Рассмотрите картинки внизу. Что на них изображено?
Напишите первые буквы этих слов.
(Повторение правила написания заглавной буквы в словах.)