Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему :"Зима.Зимние забавы"»
Сценарий досуга в классах с ЗПР
«Зима. Зимние забавы» .
Коррекционно-образовательные задачи: •Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. •Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования . •Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.
Коррекционно-развивающие задачи: •Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, речевого слуха, оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, диалогической речи, умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения, навыка снятия физического и эмоционального напряжения, личностных качеств: активности, любознательности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки, универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи:
•Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений, любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи. с плоскостными буквами. Оборудование: •Костюмы Зимушки и Снеговика; •Тренажер «Руковичка» •Конверты с загадками; •Предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик) ; •Картинки снеговиков ,краски.
Предварительная работа: Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.
Ход досуга: 1. Организационный момент. Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что сегодня у нас много гостей и предлагает поздороваться с ними.
2. Знакомство с темой. Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно. года эта загадка?
В белом инее берёзы.
Спят ежи, медведи спят.
Но хотя пришли морозы,
Снегири зарёй горят.
Будет Новый год и светлый
Чудный праздник Рождества.
В шубу тёплую одета
Белоснежная …(зима)
И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме. Кто назовёт признаки зимы ? ( Идет снег, становится холодо, часто бывают морозы, вьюги, стужи, метет пороша). Звенит колокольчик.
Входит Зимушка, здоровается. Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
Стихи о зиме.
1.В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной
2.. ПРИШЛА ЗИМА
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
3.Санки.
Съезжают санки сами вниз,
Но есть у них один каприз.
Чтоб с горки мчались сани,
Мы вверх их тащим сами.
4.Все злее, злее, злее
На улице мороз.
И каждый потеплее
Закутывает нос.
И людям, и машинам
Сейчас не до красы.
И люди, и машины
Закутали носы.
ЗИМА ПРИШЛА
В. Фетисов
5.Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
Ребята, а какие зимние развлечения вы знаете?( перечисляют)
3. Приметы зимы Логопед: Зимушка, а ты с нами поиграешь? Зимушка: Да, конечно, но я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какие народные приметы о зиме вы знаете? Народные приметы
(дети объясняют каждую примету)
Зима холодная — лето тёплое.
Зима снежная — лето дождливое.
Зимний снег глубокий — летом хлеб высокий.
Сильно блестят зимою звезды — к морозу.
Кошка на печи — к стуже.
Воробьи дружно чирикают — к теплу.
Снежные хлопья крупные — будет оттепель.
Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.
4. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Назови ласково». Логопед : Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка). Зимушка: Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снежинка – (снежиночка). Метель – (метелица)
Конкурс «Зимние» слова».
За 30 секунд придумать как можно больше слов на зимнюю тему, состоящих из 4 букв. (Снег, лыжи, зима, ... )
5. Дыхательная гимнастика. логопед: А еще зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Зимушка: «Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку, сдувают ее с картонной рукавички.) Тренажер «Рукавичка» А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
6. Пальчиковая гимнастика «Прогулка» под музыку. Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу) Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок") Птичек крошками кормили ("кормим птичек ") С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки) Суп поели ("едим суп", спать легли (ладошки под щечку).
7. Загадки Логопед:: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Зимушка: Ребята. а кто знает загадки о зиме? Дети читают - Мои новые дружки и блестящи, и легки, 1.И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки) Две новые кленовые подошвы двухметровые
2.На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
3.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За верёвочку-узду через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
4. Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глазки – угольки, ручки – сучки. Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик) (Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске). В дверь стучат.
Входит Снеговик, здоровается.
Здравствуйте, ребята!
Я – веселый Снеговик– И не мал, и невелик.
На опушке зимой Меня слепил народ лесной.
Услыхал я от друзей, Ото всех лесных зверей,
Что вы елку нарядили, всех на праздник пригласили!
А сейчас я бойко топну , и в ладоши звонко хлопну,
Позову своих дружков, Озорных снеговиков.
ИГРА-ЭСТАФЕТА «ПЕРЕДАЙ СНЕЖОК»
Ход игры: Дети становятся в 2 шеренги напротив друг друга. Первые игроки получают по «снежку». По свистку передают снежок из рук в руки вдоль шеренги. Последний ребенок в шеренге, когда «снежок» окажется у него в руках, поднимает его вверх. Игра повторяется, только «снежок» передают в обратную сторону.
Указание:действовать нужно только по сигналу, последний ребенок в шеренге поднимает руку со «снежком» вверх.
Усложнение:передавать «снежок» туда и сразу обратно.
8. Игра «Кто скорее раскрасит Снеговика? » Логопед: Ребята ,Снеговик мне дал конверт, в нем фотографии его друзей-снеговиков .Давайте их дорисуем и раскрасим ,кто быстрее»
9. Снеговик: Дети все в кружок вставайте, Физкультминутку начинайте. Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы (развести руки в поклоне и поставить на поясе.
10. Образование родственных слов. Игра «Доскажи словечко». Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Зимушка: Давайте поиграем со словом «снег». (Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»). «Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю. (Снег.) С неба всё скользят пушинки — Серебристые. (Снежинки.) На дорожки, на лужок Всё снижается. (Снежок.) Вот веселье для ребят — Всё сильнее. (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился. (Снеговик.) Рядом снежная фигурка — Эта девочка —. (Снегурка.) На снегу-то, посмотри — С красной грудкой. (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил. (Снег.) »
Игра «Льдинки, сосульки, снежки»
Выбирают водящего. Он становится в середине круга, а остальные игроки, разбившись на тройки, становятся один за другим лицом к центру (первый номер — в 3-4 шагах от водящего).
Водящий даёт всем играющим названия: первые в тройках — «льдинки», вторые — «сосульки», третьи — «снежки». Водящий хлопает в ладоши и громко говорит, например: «Снежки!» Все игроки, названные снежками, должны поменяться местами, а водящий стремится занять любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.
Если водящий скажет: «Сосульки!» — меняются местами стоящие вторыми в тройках, если скажет: «Льдинки!» — меняются местами стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух игроков в тройках, например: «Льдинки! Сосульки!», а потом и трёх игроков..)
.
11. Заключительная часть. (Дети встают в круг) Логопед:
Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
(Дети расслабляются под звучание спокойной музыки)