2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (2 мин) | Речевая разминка: (Слайд 1) та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти – ти – ти – съели кашу всю почти: тё – тё – тё – отложили мы шитьё; то – то – то – стали мы играть в лото; Ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел «О любви и мужестве». Также будем знакомиться с рассказом«Верный и Малька». Как вы понимаете слово «Мужество», а как вы понимаете слово любовь? -Молодцы мне понравились ваши ответы. | ответы детей Что или кого мы можем любить. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (20 мин) | -Правильно, ребята. С произведениями В. И. Белова мы с вами встречаемся впервые. Белов Василий Иванович родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха, Хабаровского района, Вологодской области. Это русский писатель. Родился в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой Анфисы Ивановны. И был у них вторым сыном. Еще до школы читать его научил старший брат Юрий. С тех пор у писателя родилась неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2-м классе. Он был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению. У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара "Дальние страны". Он даже воровал книги с чердаков брошенных домов, которые были заколочены.Когда он вырос- Окончил литературный институт имени М. Горького. Это один из наиболее ярких представителей деревенской прозы. В этом мы с вами убедимся после прочтения его рассказов . Чтение первого рассказа — Что можно сказать о характере Мальки? — Как проявился характер Мальки? — Как рассказчик относится к Мальке? - Главная мысль рассказа В.И.Белова "Верный и Малька" Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал. «М про А ви Л ни Ь ла К сь А» -Читаем по цепочке -Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (На слайде) Признаки рассказа: Повествование о реальных событиях. Небольшой объём. Немного действующих лиц. Описание одного эпизода. -Куда и зачем бегала Малька через день? -Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? -Какой увидел автор Мальку при встрече с ней? -Найдем этот отрывок в тексте, зачитаем его. (“Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинешенька….) -Какое открытие сделал автор? Докажите это открытие словами из текста. -Как нужно читать эти строки? -Какие чувства испытал автор? -Чему можно научиться у Мальки? | -Злая добрая надоедливая трусливая смелая заботливая беспокойная упрямая мужественная любящая - Малька — это такая злющая собачонка, что хуже уже некуда. Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра . -В нем автор говорит нам что Малька была кривоногой собачкой. Ну что она была не породистая и не очень красивая собака ,но это не мешало ей любить своего щенка и не смотря ни на что, не на какие преграды и трудности, она умела заботиться о нем. -Малька провинилась - Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета - Малька испытала чувства огорчения, печали, разочарования, тревоги, страха, отчаяния, волнения, любви, тоски - Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь -Он открыл для себя то, что Малька очень хорошая мама “Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась мамаша.” - Эти строки нужно читать с восхищением и уважением - Автор испытал чувства восхищения, удивления, уважения, восторга, радости за Мальку - У собаки Мальки можно научиться преданности, верности, смелости, упорству | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6. Рефлексия деятельности (4 мин) | -Мы познакомились с двумя рассказами о Мальке. Что можно сказать о характере Мальки, если прочитать только рассказ “Верный и Малька”? - Что можете сказать о главной героине после знакомства с рассказом “Малька провинилась”? - Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете “равнодушны ко всему живому - будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий пыльный кустик у дороги”, или собака, которая стремится покормить своего щенка, несмотря на трудности и преграды. - Какой образ Мальки вам понравился больше, в рассказе “Верный и Малька” или “Малька провинилась”? (Учитель обращает внимание детей на рисунок № 1 и рисунок № 2) -Обозначьте свой выбор, прикрепив сердечко к иллюстрации того рассказа, в котором Малька была для вас более симпатичной. (Учащиеся делают выбор и прикрепляют сердечко к выбранной иллюстрации) -Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен. | Малька была злой, надоедливой, беспокойной собачкой Малька была доброй, любящей, мужественной собакой. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия. Коммуникативные: Выражение своих мыслей достаточно полно. |