|   Этап урока   |    Содержание деятельности учителя и учащихся   |    Планируемые результаты (УУД)   |  
  |   I. Организационный момент. Психологический настрой.   |    – Прозвенел звонок и смолк, он зовёт всех на …(УРОК)  – Пусть книги друзьями заходят в дома!  Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!  - Проверьте глазками, все ли у вас готово к уроку. Садитесь!  - Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.  Глаза ваши смотрят,  Они все видят и запоминают.  Ушки ваши не просто слушают,  Они все слышат и улавливают.  Головка думает, а язычки говорят.  Не допускайте, чтобы язык.  Забегал вперед ума!  - Как вы это понимаете?   |    Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).       |  
  |   II. Подготовка к восприятию нового материала.   |    – Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:   Этот милый, странный душка  Безымянною игрушкой  Был когда - то в магазине,  Сказки ждал он на витрине.  И дождался. Стал известным  Своей сказкою чудесной.  Ты меня, малыш, послушай,  У него большие уши,  Он коричневого цвета,  Его любят все на свете,  Знает каждая дворняжка  Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ)  - Правильно. Это – Чебурашка ( показ игрушки).   Кто же такой Чебурашка? (Ответы детей)   |     Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).       |  
  |   III. Сообщение темы и цели.       |    - А что бы хотели узнать о Чебурашке? (Почему его так назвали? Откуда он появился? С кем подружился?...)  - Сегодня вы многое узнаете о нём, прочитав произведение «Чебурашка».  – Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский)   – Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э.Успенского.)     |     Уметь обосновывать мнение (Предметные).   |  
  |   IV. Работа над темой урока.  Знакомство с биографией писателя.                               |    - Ещё раз прочитайте фамилию писателя, который познакомит нас этим замечательным героем. Послушайте его биографию.  – Успенский Эдуард Николаевич - детский писатель, поэт, сценарист.  Родился Э.Успенский 22 декабря 1937 года в Егорьевске Московской области. Он жив и по сей день. Ему скоро будет 82 года. Писателем он стал не сразу. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: все время «чебурахается» маленький зверек по имени Чебурашка, Печкин падает с велосипеда, а Шарик – с телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг. Он писал сказки, детективы, пьесы, стихи, сценарии мульт- и кинофильмов, делал переводы, сочинял комиксы. Ещё в школе, когда учился в старших классах, был назначен вожатым к малышне. С тех пор прирос к этой малышне на всю жизнь. Всегда был заводилой, организатором, вожаком. Известность писателю принесла повесть "Крокодил Гена и его друзья", которая была впервые напечатана в 1966 году.     Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи "АБВГДейка", для телепередачи "Радионяня". Ведущий передачи "В нашу гавань заходили корабли".    - Вот какой многогранный и талантливый человек Эдуард Николаевич Успенский.  В 2016 году – 50 лет книге Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»     |    Уметь выразительно читать, выделять главное, рассуждать, отвечать на вопросы (Предметные).  Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).  Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).   |  
  |   V. Изучение нового материала.  1. Первичное чтение учителя.          2. Первичное восприятие текста.   |    - Хотите узнать о приключениях Чебурашки?     – Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (2-3 ученика  - Понравилось произведение?    - К какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или рассказ?   - К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга. Можно задать вопрос: Что случилось? Что произошло?)  - Кто является главным героем отрывка? (Чебурашка).   |    Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).   |  
  |   ФИЗМИНУТКА   |         |  
  |   3. Словарная работа   |      Словарная работа.     - Прежде чем начнем читать текст, давайте выясним значение некоторых слов:      Тропики - наиболее жаркий пояс земного шара.     Тропический лес – жаркий влажный лес.   Уцененные (товары)- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.   Брак, бракованная (игрушка) – игрушка с браком (царапина, трещина)   Витрина - в переводе с фр. – хранилище для чего–нибудь под стеклом.   Гиппопотам- толстокожее африканское животное, бегемот.  Телефонная будка    -  небольшое помещение с телефонным аппаратом  Каюта – отдельное помещение на корабле.  Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом.     |         |  
  |   4. Чтение учащимися по цепочке.   |    - Давайте осмысленно прочитаем рассказ, постараемся читать без ошибок. После прочтения я буду задавать вопросы. Уважаем товарищей - следим по тексту. (Дети читают “цепочкой”.)   |         |  
  |   ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ   |         |  
  |   5. Выборочное чтение текста.       |    - Где жил Чебурашка? Прочитайте.  - Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте.  - Как Чебурашка попал в магазин? Прочитайте.  - Почему зверьку дали такое странное имя? Прочитайте.  - Куда отнёс директор Чебурашку?  - Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?  - Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?  - Где стал работать и жить Чебурашка?   |    Уметь выразительно читать, выделять главное, рассуждать, отвечать на вопросы (Предметные).  Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).  Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).   |  
  |   6. Работа с выставкой книг       |     - Крокодил Гена вам отправил посылку. Давайте посмотрим, что в ней (книги Э. Успенского)  - Обратите внимание на выставку книг Э.Н.Успенского. Эти интересные книги он советует вам прочитать, а взять их можно в городской детской библиотеке. Некоторые из них есть в нашей школьной библиотеке .   |  
  |   7. Проверка понимания и смысла рассказа.  Игра «Продолжи предложение»   |    Итак, мы прочитали отрывок из повести - сказки “Крокодил Гена и его друзья”.  - Давайте проверим, как вы внимательно и осознанно читали произведение.      Чебурашка жил в густом…………(тропическом лесу).  Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы……(позавтракать).  Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал……………..(внимание прохожих).   |  
  |   8. Сообщение об идее возникновения главного героя.   |     Книга “Крокодил Гена и его друзья”  - Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу на вырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.     |         |  
  |   VI. Контроль и самоконтроль понимания текста.  Работа в парах, группах  А) Тестовая работа  по содержанию  прочитанного.                                                                                Б) Работа с деформированным планом   |    - А  сейчас  выполним тест.    Выберите правильный  ответ буквой  -  А,  Б,  В) 1. Как называется сказка, отрывок из которой ты прочитал?    A)  «Приключения Чебурашки»  Б)  «Крокодил Гена и его друзья»  B)  «Чебурашка и старуха Шапокляк»  2.Объясни значение выражения «Уценённые товары»   A)  мелкие бытовые товары   Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости     B)  непродовольственные товары  3.  Где жил Чебурашка?  A)  в пустыне  Б)  на необитаемом острове  B)   в тропическом лесу  4. Почему его сначала  никак не звали?  A)  он был ещё маленький  Б) он ещё не встречался с людьми  B) другие звери с ним не дружили  5. Как он попал в ящик с апельсинами?   А. его поймали и посадили туда   Б. он туда полез за апельсинами   В. он туда случайно упал с дерева  6. Куда привезли ящик с апельсинами?  А) в фруктовый магазин большого города  Б) в зоопарк большого города  В) на деревенский рынок  Взаимопроверка. Работа в парах.    1 – Б, 2 – Б, 3 – В ,4 – Б,5 – Б ,6 – А     – Составьте цепочку событий.  Ящик с апельсинами.  Магазин уценённых товаров.  Корабль.  Фруктовый магазин.     |         |  
  |   В) Составление четверостишия.    Проверка выполнения задания.   |    - А сейчас сочиняем стихи. Время на его выполнение 1-2 минуты.  Симпатичная … мордашка  И зовусь я … Чебурашка ...  Уши будто бы … лопух,  Но ребятам верный … друг.     |         |  
  |   Г) Работа с пословицами.  Проверка выполнения задания.       |    - Какая же пословица подойдет к нашему тексту: Продолжите пословицы.    “Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей”,  “Нет друга - ищи, … а нашел - береги”,   «Хочешь дружить – … сам будь другом»    Учитель: дружбой надо дорожить . Только у добрых людей бывает много друзей.    – Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)  – Как думаете, как живется без друзей? Почему?  – Нашел ли друзей Чебурашка?  – Кто помнит, как зовут друзей Чебурашки? (Крокодил Гена, девочка Галя, лев Чандр и др.)  -  А кто хотел бы стать другом Чебурашки?  –  Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома. (Крокодил Гена и его друзья)     |    Уметь под руководством учителя делать выводы (Предметные).   |  
  |   Д) Подготовка к пересказу   |    Продолжаем наш урок. Начнем работу по подготовке к пересказу. Работаем в группах.  Учащиеся разбиваются на 3 группы. Получение задания.  - Приготовьтесь к пересказу «своей» части;  -распределите, кто за кем будет читать «цепочкой»;  (Учащиеся самостоятельно читают свою часть повести-сказки и отвечают на вопросы к этой части. Пересказ)  - выберите, кто будет отвечать.  1 часть “В далеком тропическом лесу”  – Где жил сказочный персонаж, о котором мы сейчас прочитали?  – Было ли у него имя?  - Задумывался ли зверек, как его зовут?  - Куда пошел гулять Чебурашка?  -Что он там увидел?  - Как зверек попал на корабль?  2 часть «В магазине фруктов»  – Где оказались ящики с апельсинами после долгого плавания?  – Как выглядел Чебурашка, когда его нашли продавцы?  – Почему он получил такое странное имя?  – Куда отнес Чебурашку директор магазина?  – Почему его туда не приняли?  3 часть “В магазине уцененных товаров”  - Чем понравился Чебурашка директору уцененных товаров.  – Где остался работать Чебурашка?  – Что он должен был делать?  – Где он стал жить?  - Чем хорош был новый дом?  Проверка. (Выходят по одному от группы и пересказывают)   |    Уметь вникать в содержание текста (предметные)   |  
  |    VII. Итог урока.  Рефлексия.       д   |    - С произведением какого автора мы познакомились?  - Понравился ли вам наш главный герой?  - О чем хотел сказать Успенский?   (Трудно жить одному.  Хорошо, когда рядом есть верные друзья).    Сингапурская структура «Раунд Тейбл».    Сейчас вы будете работать на одном листе и одной ручкой, передавая их друг другу по часовой стрелке, начиная с партнёра №1. Вам нужно продолжить высказывание своими словами, каждый может написать только 1 слово и передать лист и ручку партнёру.  Мне понравился Чебурашка, потому что он…..( забавный, веселый, дружелюбный, симпатичный и т. д.)    2.Саморефлексия  - А теперь вспомним, какие цели мы  ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей).     Возьмите на своих столах конверты. Что в них? Апельсины. Оцените вашу работу на уроке. Кто хорошо работал, часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей, тот прикрепит около Чебурашки оранжевый апельсин, а тот, кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг  – зеленый апельсин. Подойдите и подарите апельсины Чебурашке. Молодцы.  – Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.    Выставление оценок.     |     Уметь осуществлять рефлексию (Предметные).   Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)     Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).   |  
  |   VIII. Домашнее задание (дифференцированное).       |    1) пересказать самые интересные отрывки.  2)нарисовать иллюстрацию к песне «Чебурашка» (по желанию).  - А наш урок завершим песней «Чебурашка».   Звучит песня, все поют.  После урока мы с вами просмотрим отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья», который относится к той части, которую мы с вами сегодня прочитали.     |         |