Этап урока | Содержание деятельности учителя и учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
I. Организационный момент. Психологический настрой. | – Прозвенел звонок и смолк, он зовёт всех на …(УРОК) – Пусть книги друзьями заходят в дома! Читайте всю жизнь – набирайтесь ума! - Проверьте глазками, все ли у вас готово к уроку. Садитесь! - Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык. Глаза ваши смотрят, Они все видят и запоминают. Ушки ваши не просто слушают, Они все слышат и улавливают. Головка думает, а язычки говорят. Не допускайте, чтобы язык. Забегал вперед ума! - Как вы это понимаете? | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Подготовка к восприятию нового материала. | – Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку: Этот милый, странный душка Безымянною игрушкой Был когда - то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ) - Правильно. Это – Чебурашка ( показ игрушки). Кто же такой Чебурашка? (Ответы детей) | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
III. Сообщение темы и цели. | - А что бы хотели узнать о Чебурашке? (Почему его так назвали? Откуда он появился? С кем подружился?...) - Сегодня вы многое узнаете о нём, прочитав произведение «Чебурашка». – Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский) – Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э.Успенского.) | Уметь обосновывать мнение (Предметные). |
IV. Работа над темой урока. Знакомство с биографией писателя. | - Ещё раз прочитайте фамилию писателя, который познакомит нас этим замечательным героем. Послушайте его биографию. – Успенский Эдуард Николаевич - детский писатель, поэт, сценарист. Родился Э.Успенский 22 декабря 1937 года в Егорьевске Московской области. Он жив и по сей день. Ему скоро будет 82 года. Писателем он стал не сразу. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: все время «чебурахается» маленький зверек по имени Чебурашка, Печкин падает с велосипеда, а Шарик – с телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг. Он писал сказки, детективы, пьесы, стихи, сценарии мульт- и кинофильмов, делал переводы, сочинял комиксы. Ещё в школе, когда учился в старших классах, был назначен вожатым к малышне. С тех пор прирос к этой малышне на всю жизнь. Всегда был заводилой, организатором, вожаком. Известность писателю принесла повесть "Крокодил Гена и его друзья", которая была впервые напечатана в 1966 году. Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи "АБВГДейка", для телепередачи "Радионяня". Ведущий передачи "В нашу гавань заходили корабли". - Вот какой многогранный и талантливый человек Эдуард Николаевич Успенский. В 2016 году – 50 лет книге Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» | Уметь выразительно читать, выделять главное, рассуждать, отвечать на вопросы (Предметные). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
V. Изучение нового материала. 1. Первичное чтение учителя. 2. Первичное восприятие текста. | - Хотите узнать о приключениях Чебурашки? – Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (2-3 ученика - Понравилось произведение? - К какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или рассказ? - К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга. Можно задать вопрос: Что случилось? Что произошло?) - Кто является главным героем отрывка? (Чебурашка). | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
ФИЗМИНУТКА | |
3. Словарная работа | Словарная работа. - Прежде чем начнем читать текст, давайте выясним значение некоторых слов: Тропики - наиболее жаркий пояс земного шара. Тропический лес – жаркий влажный лес. Уцененные (товары)- товары, которые стоят меньше прежней стоимости. Брак, бракованная (игрушка) – игрушка с браком (царапина, трещина) Витрина - в переводе с фр. – хранилище для чего–нибудь под стеклом. Гиппопотам- толстокожее африканское животное, бегемот. Телефонная будка - небольшое помещение с телефонным аппаратом Каюта – отдельное помещение на корабле. Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом. | |
4. Чтение учащимися по цепочке. | - Давайте осмысленно прочитаем рассказ, постараемся читать без ошибок. После прочтения я буду задавать вопросы. Уважаем товарищей - следим по тексту. (Дети читают “цепочкой”.) | |
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ | |
5. Выборочное чтение текста. | - Где жил Чебурашка? Прочитайте. - Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте. - Как Чебурашка попал в магазин? Прочитайте. - Почему зверьку дали такое странное имя? Прочитайте. - Куда отнёс директор Чебурашку? - Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? - Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров? - Где стал работать и жить Чебурашка? | Уметь выразительно читать, выделять главное, рассуждать, отвечать на вопросы (Предметные). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
6. Работа с выставкой книг | - Крокодил Гена вам отправил посылку. Давайте посмотрим, что в ней (книги Э. Успенского) - Обратите внимание на выставку книг Э.Н.Успенского. Эти интересные книги он советует вам прочитать, а взять их можно в городской детской библиотеке. Некоторые из них есть в нашей школьной библиотеке . |
7. Проверка понимания и смысла рассказа. Игра «Продолжи предложение» | Итак, мы прочитали отрывок из повести - сказки “Крокодил Гена и его друзья”. - Давайте проверим, как вы внимательно и осознанно читали произведение. Чебурашка жил в густом…………(тропическом лесу). Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы……(позавтракать). Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал……………..(внимание прохожих). |
8. Сообщение об идее возникновения главного героя. | Книга “Крокодил Гена и его друзья” - Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу на вырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки. | |
VI. Контроль и самоконтроль понимания текста. Работа в парах, группах А) Тестовая работа по содержанию прочитанного. Б) Работа с деформированным планом | - А сейчас выполним тест. Выберите правильный ответ буквой - А, Б, В) 1. Как называется сказка, отрывок из которой ты прочитал? A) «Приключения Чебурашки» Б) «Крокодил Гена и его друзья» B) «Чебурашка и старуха Шапокляк» 2.Объясни значение выражения «Уценённые товары» A) мелкие бытовые товары Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости B) непродовольственные товары 3. Где жил Чебурашка? A) в пустыне Б) на необитаемом острове B) в тропическом лесу 4. Почему его сначала никак не звали? A) он был ещё маленький Б) он ещё не встречался с людьми B) другие звери с ним не дружили 5. Как он попал в ящик с апельсинами? А. его поймали и посадили туда Б. он туда полез за апельсинами В. он туда случайно упал с дерева 6. Куда привезли ящик с апельсинами? А) в фруктовый магазин большого города Б) в зоопарк большого города В) на деревенский рынок Взаимопроверка. Работа в парах. 1 – Б, 2 – Б, 3 – В ,4 – Б,5 – Б ,6 – А – Составьте цепочку событий. Ящик с апельсинами. Магазин уценённых товаров. Корабль. Фруктовый магазин. | |
В) Составление четверостишия. Проверка выполнения задания. | - А сейчас сочиняем стихи. Время на его выполнение 1-2 минуты. Симпатичная … мордашка И зовусь я … Чебурашка ... Уши будто бы … лопух, Но ребятам верный … друг. | |
Г) Работа с пословицами. Проверка выполнения задания. | - Какая же пословица подойдет к нашему тексту: Продолжите пословицы. “Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей”, “Нет друга - ищи, … а нашел - береги”, «Хочешь дружить – … сам будь другом» Учитель: дружбой надо дорожить . Только у добрых людей бывает много друзей. – Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.) – Как думаете, как живется без друзей? Почему? – Нашел ли друзей Чебурашка? – Кто помнит, как зовут друзей Чебурашки? (Крокодил Гена, девочка Галя, лев Чандр и др.) - А кто хотел бы стать другом Чебурашки? – Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома. (Крокодил Гена и его друзья) | Уметь под руководством учителя делать выводы (Предметные). |
Д) Подготовка к пересказу | Продолжаем наш урок. Начнем работу по подготовке к пересказу. Работаем в группах. Учащиеся разбиваются на 3 группы. Получение задания. - Приготовьтесь к пересказу «своей» части; -распределите, кто за кем будет читать «цепочкой»; (Учащиеся самостоятельно читают свою часть повести-сказки и отвечают на вопросы к этой части. Пересказ) - выберите, кто будет отвечать. 1 часть “В далеком тропическом лесу” – Где жил сказочный персонаж, о котором мы сейчас прочитали? – Было ли у него имя? - Задумывался ли зверек, как его зовут? - Куда пошел гулять Чебурашка? -Что он там увидел? - Как зверек попал на корабль? 2 часть «В магазине фруктов» – Где оказались ящики с апельсинами после долгого плавания? – Как выглядел Чебурашка, когда его нашли продавцы? – Почему он получил такое странное имя? – Куда отнес Чебурашку директор магазина? – Почему его туда не приняли? 3 часть “В магазине уцененных товаров” - Чем понравился Чебурашка директору уцененных товаров. – Где остался работать Чебурашка? – Что он должен был делать? – Где он стал жить? - Чем хорош был новый дом? Проверка. (Выходят по одному от группы и пересказывают) | Уметь вникать в содержание текста (предметные) |
VII. Итог урока. Рефлексия. д | - С произведением какого автора мы познакомились? - Понравился ли вам наш главный герой? - О чем хотел сказать Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья). Сингапурская структура «Раунд Тейбл». Сейчас вы будете работать на одном листе и одной ручкой, передавая их друг другу по часовой стрелке, начиная с партнёра №1. Вам нужно продолжить высказывание своими словами, каждый может написать только 1 слово и передать лист и ручку партнёру. Мне понравился Чебурашка, потому что он…..( забавный, веселый, дружелюбный, симпатичный и т. д.) 2.Саморефлексия - А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей). Возьмите на своих столах конверты. Что в них? Апельсины. Оцените вашу работу на уроке. Кто хорошо работал, часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей, тот прикрепит около Чебурашки оранжевый апельсин, а тот, кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – зеленый апельсин. Подойдите и подарите апельсины Чебурашке. Молодцы. – Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома. Выставление оценок. | Уметь осуществлять рефлексию (Предметные). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Домашнее задание (дифференцированное). | 1) пересказать самые интересные отрывки. 2)нарисовать иллюстрацию к песне «Чебурашка» (по желанию). - А наш урок завершим песней «Чебурашка». Звучит песня, все поют. После урока мы с вами просмотрим отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья», который относится к той части, которую мы с вами сегодня прочитали. | |