Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему :"Кто как зимует.Составление рассказа по схемам."»
Урок развития речи в 1-Д классе для тетей с ЗПР.
Подготовила : Руденко Н.С. ,учитель-логопед
Тема: « Кто как зимует. Составление рассказа по схемам.»
Цель: способствовать формированию знаний учащихся об условиях жизни диких животных зимой, о связях живой и неживой природы. Учить составлять описательный рассказ по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность.
Развивать связную монологическую речь.
Закреплять знания детей о сезонных изменениях зимой.
Активизировать словарь признаков, глаголов.
Обогащать словарный запас детей словами - антонимами.
Развивать коммуникативные и речевые навыки.
Задачи:
- формировать четкое представление о том, как зимуют дикие звери;
показать связь их жизни с состоянием растений и живой природы зимой;
- развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщения в классе, отбирать нужный материал по теме;
воспитывать любовь к природе, животным, обитающим в лесах.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в гости. К кому? Для этого вам предстоит отгадать загадку.
Верно, мы отправимся в гости к зиме, в её царство – зимний лес. Но для начала вспомните зимние месяцы.
Декабрь, январь и февраль.
Убаюканный метелями, одетый в теплую снежную шубу, спит лес. Ничто не нарушает его покой. Дремлют в зеленом наряде ели и сосны. Мечтают о тепле березы и осинки. Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день. Вокруг все белым –бело. Под ногами скрипит снег.
Дети ,посмотрите на деревья ,как они приготовились к зиме?
(Они сбросили листья). А как зимой узнать деревья?( Рассматривание иллюстраций деревьев зимой)
И птиц стало меньше . Как называются птицы ,которые улетели на юг?(перелетные)
А какие остались птицы?(зимующие)
А как зимуют оставшиеся птицы?(перебираются поближе к жилью человека , живут и ночуют стаями).
Ребята ,посмотрите сколько птиц прилетело к нашей кормушке ,давайте вспомним их название.
А давайте составим рассказ о зимующей птице по схеме.
-Кому еще в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? (животным )-А почему? (Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет травы, мягких листьев на деревьях ,
нет корма.
Ребята, вы знаете как называются животные ,которые живут в лесу? (дикие) Отгадайте загадку :
1.Проворная зверюшка
живёт в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
отыскала грибок,
нанизала на сучок,
заготовила впрок. (Белка)
2. Зверь ушастый, летом серый,
а зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
целый час за ним гонялся. (Заяц)
3. Он в лесу без сумки ходит,
яблоки, грибы находит.
На спине иголки.
Кто это у ёлки? (Ёжик)
4. Зёрна в норку собирает.
От лисицы убегает.
Всех пугается малышка,
эта маленькая… (Мышка)
5. 7. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовёт? (медведь)
А давайте сделаем массаж пальцев « Шел медведь к своей берлоге»
😊Медведь
Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.
Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
Ребята, дикие животные приспособились к зиме и знают,что питание нужно запасать с осени.
Схемы на доске
(зима- нет корма-используют запасы-ищут корм –находятся в спячке )
Детям предлагают составить рассказ по схемам.
Ребята,а сейчас мы будем корреспондентами в газете и составим рассказы по схемам о животных и птицах.
Дети составляют рассказы по предварительной работе.
Заяц-самый популярный зверь нашей местности. Он не роет нор. Кормятся зайцы ветками молодых деревьев, посевами озимых. Перед сном он запутывает следы и с разгона прыгает в сторону и там, под кустиком или в ямке, за снежным бугорком притаится.
Ежик, зарывшись в опавшую листву и свернувшись клубочком, впадает в настоящую спячку до марта. В это время он вдыхает всего 6 раз в минуту. Во время спячки масса ежика уменьшается в 3 раза. Ежи охотятся на гадюк, но зимой они могут спать под одним пеньком, согревая друг друга. Лиса зимой охотится на птиц, зайчат и грызунов. Лапы у лисицы не мерзнут, они в шерсти, будто в сапожках. Лает лисица, как молодая собака. Чтобы быть сытой, ей нужно в день съесть 20 мышей. Белка запасается на зиму желудями, орехами, грибами. В сильные морозы и метели белка спит несколько дней подряд, закрыв дупло сухой травой и мхом.
Лоси и олени зимой подходят ближе к людям. Они бояться волков, диких собак. Кормятся опавшими листьями, ветками деревьев ,но этого мало. Поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины и солью
.Волки охотятся и вечером и днем. В поисках добычи они пробегают много километров. Охотятся на оленей или домашних животных. Медведи впадают в спячку. Они старательно устроили свою берлогу. Устлали мягкой пахучей хвоей, сухим мхом. Зимой у них рождаются медвежата. Иногда медведь выходит из берлоги посмотреть, не настала ли весна. И опять спать .Некоторые звери не делают никаких запасов.
Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается лягушками,раками, водяными крысами. Рыбы без труда находят корм в воде, но они могут погибнуть от нехватки воздуха. Поэтому люди делают на льду проруби.
Беседа.-Подходит к концу наше путешествие. Понравилось оно вам?-Трудно ли приходится зверям и птицам зимой?-Как человек может им помочь?-Как вы думаете, что сказали бы звери людям, если бы могли? Давайте закрасим животных и создадим газету о зиме. Дети закрашивают животных и наклеивают на лист бумаги.
У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)