Тема урока: "Изображать можно пятном: дорисовываем зверушек от пятна или тени"
Цели и задачи урока:
Раскрыть понятие «пятно».
Научить видеть образы в случайных пятнах и тенях.
Развить творческие способности учащихся.
Развить навыки рисования и создания композиций.
Материалы:
Лист бумаги (формат A4 )
Краски (акварельные или гуашь)
Кисти разных размеров
Ручки или маркеры
Салфетки и губки
Тип урока: урок сообщения нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие.
Сегодня в классе соберёмся мы,
Здесь творчество и радость, все мечты.
Вместе пятна будем рисовать,
Из них зверушек мы сотворим, пожалуйста, не стесняйся,
Своё воображение в разгулах освобождай!
Кисти в руки, краски наготове,
Каждый шаг — это творчество на воле.
Соберитесь, ребята, вдохновение ждёт,
Мы в мир искусства с вами прямо сейчас войдём!
Приготовились? Вперёд к чудесам!
Творим вместе, создаём мечтам.
Пусть сегодня каждый из нас,
Откроет в себе художника — не раз!
Проверка готовности учащихся к уроку.
Введение (10 минут)
- Ребята, что такое "пятно" и «тень»?
Слово учителя.
Пятно — это место, отличающееся по цвету от остальной поверхности.
Изображение пятном — это интересный и своеобразный приём изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.
Для этого необходимо сделать пятно на листе бумаги и превратить его в изображение зверушки, дорисовав ему что-нибудь.
- Ребята, рассмотрите картину художника.
И саак Ильич Левитан в своих работах пятно использовал как средство выражения, например, для передачи пейзажей природы.
Для создания незамысловатых изображений можно использовать следующие элементы: пятно, линии, фигуры (могут быть заполнены цветом, узором или просто заключены в контур), простые формы и геометрические фигуры.
- Ребята, вы любите сказки?
- Ребята, послушайте внимательно интересную сказку «Сказка о Танечке и волшебном пятне».
Жила-была в маленьком городке девочка по имени Таня. Она очень любила рисовать, но у нее не было обычных красок: Таня рисовала только палочками и мелками, собранными из двора. Однажды, гуляя по парку, она нашла странное пятно на земле. Оно было круглым, ярко-голубым и, казалось, переливалось на солнце.
— Что это за чудо? — подумала Таня и наклонилась, чтобы рассмотреть его ближе. Вдруг из пятна послышался мелодичный голос:
— Привет, Танечка! Я — Волшебное Пятно! Если ты хочешь, я могу исполнить одно твое желание.
Таня удивилась, но быстро собралась с мыслями. Она мечтала о настоящих красках, чтобы создавать удивительные картины. И так, с волнением в голосе, она сказала:
— Я хочу, чтобы у меня появились волшебные краски!
Волшебное Пятно сверкнуло ярче, и вскоре вокруг Танечки появилось множество красок всех цветов радуги. Наконец-то у нее были настоящие краски! Она была так счастлива, что сразу решила нарисовать что-то необыкновенное.
Таня взяла кисть и начала творить. Она рисовала цветы, животных, и даже волшебный лес. Каждая новая картина становилась всё ярче и красивее. Но вскоре Таня заметила, что её картины начали жить своей жизнью: с травы поползли маленькие жучки, а за деревьями спрятались забавные зайцы.
— Ой! Что происходит? — испугалась Таня.
— Не бойся, — сказал голос Пятна. — Твои чувства и желания придали жизни твоим рисункам. Но, Танечка, помни: каждая твоя картина должна быть доброй, иначе волшебство может обернуться бедой.
Таня задумалась и, вспомнив о доброте и дружбе, продолжила рисовать. Она создала целый мир, где зверушки дружили, цветы цвели, а солнце всегда светило. Каждый день она приходила к своему волшебному пятну, и каждое утро ее картины становились все ярче и волшебнее.
На следующий день Таня решила поделиться своим волшебством с друзьями. Она пригласила их в парк и показала свои удивительные картины. Друзья были в восторге! Каждый из них попробовал нарисовать что-то свое, и вскоре весь парк наполнился смехом и радостью.
С тех пор Таня поняла, что волшебство не только в ярких красках, но и в дружбе, которой можно делиться с другими. Она часто возвращалась к своему пятну, но теперь знала, как важно создавать добрые и красивые вещи.
А Волшебное Пятно всегда было рядом, готовое исполнять желания тем, кто искренне мечтает.
Вот так Танечка и ее волшебное пятно сделали мир ярче и добрее!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять.
Плавно руки опустили,
всем улыбки подарили.
Сели тихо и опять будем с вами рисовать!
Практическое занятие (30 минут)
- Ребята, для работы нужно: альбом, краски, кисточки, стаканчик с водой, салфетка.
- Ребята, хотите ли вы научиться изображать пятном?
- Вспомним правила работы с кистью, краской и водой.
- Ребята! Намочите кисти и создайте случайные пятна на листе бумаги. Это могут быть акварельные брызги, краски, растекающиеся по бумаге.
- Пока пятна сохнут, скажите, ребята, какие формы и образы вы видите в своих работах? ( Ответы детей)
- Ребята, а сейчас используя краски, маркеры или чернила, дорисуйте зверушек или другие детали, вдохновляясь созданными пятнами.
- Ребята, из круглого пятна может получиться голова медведя, а вытянутые линии могут напоминать хвост.
Самостоятельная работа детей.
Обсуждение и завершение (15 минут)
Выставка работ
Каждый ученик показывает и рассказывает о своём произведении.
- Ребята! Какие образы были наиболее интересными и почему?
Рефлексия.
- Ребята, покажите, как вам было работать с пятном и насколько это помогло в творческом процессе.
- Ребята, наступила золотая осень. Листья на деревьях начинают менять свою окраску. Давайте мы наше прекрасное дерево украсим разноцветными листочками.
З елёный листочек – у меня всё получилось.
Ж ёлтый листочек – у меня всё получилось, но были вопросы.
К расный листочек – у меня не получилось.
Вывод (5 минут)
- Ребята! Сегодня вы все постарались. Получилось много разных зверушек. Вы стали настоящими волшебниками и художниками. Вы научились пятно превращать в замечательных зверушек.
- Вам понравилось рисовать пятном?
- Ребята, вы должны уметь видеть красоту и образы в повседневных вещах.
Домашнее задание:
- Ребята! Поэкспериментируйте дома с созданием пятен или теней на бумаге и дорисовать их в интересные образы.
- А на следующем уроке поделитесь своими результатами.
- Ребята! Вы сегодня Молодцы! Каждый из вас получает медаль за творчество.