Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Изменение слов-названий предметов по числам. Выделение окончаний."»
Тип урока:Урок обобщения и систематизаии предметных ЗУНов.
Тема:Изменение слов-названий предметов по числам. Выделение окончаний.
Цели:рассмотреть роль окончаний в предложении; установить взаимосвязь между окончаниями слов-названий признаков и слов-названий предметов; формировать умения изменять слова-предметы по числам , составлять словосочетания по схеме с указанием родовых окончаний слов-названий предметов, размещать слова в таблицу по родам; показать, что слова-названия предметов могут иметь формы множественного и единственного числа; повторить одушевленные и неодушевленные слова ; развивать монологическую речь учащихся; умение работать в группе; проводить воспитание чувства коллективизма, толерантности.
Планируемые результаты:
предметные - научатся самостоятельно выделятьокончания у слов-названий предметов, соотносить словосочетания и схему, работать с таблицей; умение определять число и изменять по числам имена существительные.
регулятивные –принимают и сохраняют учебную задачу, соответствуют этапу обучения;
познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные –умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, умеют слушать собеседника и вести диалог, правильно говорить; личностные – осознают свои возможности в учении, ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личной значимости результатов каждого этапа.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Снег летает и сверкает либо -Начинается урок , В золотом сиянии дня, Он пойдет ребятам впрок. Словно пухом устилает - А девиз у нас какой? Все дороги и дома. – Все , что надо, под рукой! Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок.
-Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
Тихо сели
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
- К какому уроку вы готовы? ( русский язык)
-Зачем , вам, ребята, нужно знать и изучать русский язык?
-Верно, для того, чтобы грамотно и красиво уметь писать . А для этого нужно правильно положить тетради , сесть ровно, чуть наклонить голову. Красиво и аккуратно оформите свои тетради. Запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний
а) Минутка чистописания(на слайде – Меня зовут ГРУША,-
Сказал мальчуган.
-Хорошее имя!- одобрил Иван.)
- Знаете ли какое слово должно быть ? Как зовут мальчика? На доске - Гриша груша
- Обратите внимание на доску.
-Какие соединения вы будете выполнять при написании этих слов?
(показываю каждую букву- это какое соединение, а это и т.д. – верхние , а – нижнее )
- Какую орфограмму нужно вспомнить при написании слова Гриша ? (имя собственное пишется с большой буквы) (дети пишут в тетрадь)
- Произнеси его. Сравнить звуки в двух словах: в прежнем и новом. Сколько звуков изменилось?
Верно, изменились не только гласные, но и согласные звуки: был твердый звук р, стал мягкий р,
Сколько в слове слогов? Как можно перенести это слово?
- Что мы можем сказать об этих словах? Что обозначают , на какие вопросы отвечают?
(на слайде – КТО? ЧТО?
одушевленное неодушевленное )
Гриша груша
(это слова обозначают предмет, м.р. ж.р. одушев , неодушев. )
б) Словарная работа
- Мы знаем , что слова-названия предметов изменяются по родам. Распределите словарные слова по родам в три столбика:
Медведь сосна болото
ветер береза облако
(на слайде проверка со словами помощниками: он мой, она моя, оно мое)
Взаимопроверка тетрадей . Кто допустил ошибки в определении рода?
Пожелание – повторять словарные слова.
(на слайде м.р ж.р. ср.р._)
а а о
я я е
3.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
(на слайде - лес, сугроб, дерево, шапка.
- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения:
Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые …
- Мы не можем использовать слова : сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов. Нам помогают узнать об этом слова-названия признаков , действий.
- Как нужно поступить?
- Нам нужно изменить слова-названия предметов так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки. Проверим (на слайде). Что мы сейчас сделали?
-Изменили число.
- Кто догадался что мы будем повторять на уроке?
- Какая тема урока?
-Верно, тема нашего урока : Изменение слов-названий предметов по числам . Выделение окончаний.
- Какие цели поставим на этом уроке? (Я буду определять число у слов-названий предметов, буду находить окончания и правильно их выделять)
- Мы будем обобщать знания, которые уже получили, работая в этом разделе и изучая слова-названия предметов, мы определим ,чем отличаются слова-названия предметов в ед. числе от слов во мн. ч.
- Какие личностно-значимые цели поставим?.
Цели, которые можно поставить - это определение числа у слов-названий предметов, уметь находить окончания и правильно выделять их ; доказывать, что слова-названия предметов могут иметь формы множественного и единственного числа; повторить одушевленные и неодушевленные слова
- Обратите внимание на слайд : (на слайде представлены два предложения – Сосна росла на краю леса .Сосны росли на краю леса.)
- Исследуйте эти предложения. Найдите грамматическую основу. Что общего , в чем различие?
- Верно, в числе . Сосна – единственное , сосны- множественное. Запишите данные предложения.
-Что мы вспомнили и закрепили , работая с предложениями?
4.Обобщение и систематизация предметных ЗУНов.
а) Работа с учебником
- Откройте страницу 67 , упражнение 43
-Распределите слова на три группы по родам , выделите в словах основу и окончание.
Ж.р. М.р. Ср.р.
Волна сон весло
песня конь пальто
сталь дядя поле
тень мишка кафе
(Один у доски – остальные в тетради)
- Чтобы правильно определить окончание, что нужно сделать? (нужно изменить форму слова с помощью слов-помощников : есть, нет, дам)
- Если нашел ошибки – напиши правильно. Слова «пальто и кафе»- неизменяемые , у них нет окончаний.
- Что мы закрепляли ?
Мы определяли окончания у слов-названия предметов. Вспомнили неизменяемые слова, у которых нет окончания , а только одна основа.
б ) Творческая работа
С данными словами составьте одно предложение. Найдите основу предложения , выделите окончание у подлежащего. Определите словосочетание, покажите связь между словами.
5.Физминутка
- Я буду называть слова-названия предметов единственного и множественного числа. Если назову слово в единственном числе, вы поднимаетесь на цыпочки, делаете потягивание, руки вверх на ширине плеч, чуть заводите за голову, а если существительное во множественном числе – делаете приседание, руки вперед перед собой.
6. Продолжение работы по обобщению и закреплению полученных ЗУНов.
- Зачитайте свои словосочетания , которые вы составили сами .
- Что называют словосочетанием?
- Сравните три группы словосочетаний на стр. 66
- на слайд: Большая река большой город большое облако
Большие реки большие города большие облака
Чем отличаются словосочетания внутри каждой группы? Что общего ?
(на слайде : схемы _____ая _____а ______ой _____ ______ое ___о
____ие ____и ______ие _____а ______ие ___а )
- Составьте по данным схемам свои пять словосочетаний. В качестве слов-названий предметов используй слова : мальчик , девочка, село. Слово, называющий признак оставь прежним .Выдели во всех словах окончания. – устно.
7. Работа в парах по карточкам . (на слайде - школа - ….., вёдра - ….., сапог - ….., воробей - ….., поле - ….., шапка - ….., карандаш-…….,яблоко-…….., )
Кто первым выполнит задание- сигнальте!
8. Итог урока.
Вот и закончился урок!
Подведем скорей итог!
-Чем отличаются слова-названия предметов в единственном числе от слов-названий предметов во множественном? (в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе обозначают несколько предметов)
-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)
-Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Все ли задачи выполнены?
9. Домашняя работа
ТПО – стр. 18, упр. 23
10. Рефлексия
- Какие затруднения вы испытывали сегодня на уроке?
- Какое задание было легким для вас, а что показалось сложным?
- Возьмите три цвета и проанализируйте свою работу на каждом этапе урока.
Мне было приятно работать с вами . Спасибо за урок.
-Зачем , вам, ребята, нужно знать и изучать русский язык?
-Верно, для того, чтобы грамотно и красиво уметь писать . А для этого нужно правильно положить тетради , сесть ровно, чуть наклонить голову. Красиво и аккуратно оформите свои тетради. Запишите число, классная работа. - внимание на слайд
- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения: Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые …
- Мы не можем использовать слова : сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов. Нам помогают узнать об этом слова-названия признаков , действий.
- Как нужно поступить?
- Нам нужно изменить слова-названия предметов так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки. Проверим (на слайде). Что мы сейчас сделали?
-Изменили число.
- Кто догадался что мы будем повторять на уроке? 5
- Какая тема урока?
-Верно, тема нашего урока : Изменение слов-названий предметов по числам . Выделение окончаний.
- Какие цели поставим на этом уроке? (Я буду определять число у слов-названий предметов, буду находить окончания и правильно их выделять)
- Мы будем обобщать знания, которые уже получили, работая в этом разделе и изучая слова-названия предметов, мы определим ,чем отличаются слова-названия предметов в ед. числе от слов во мн. ч.
Мы будем доказывать, что слова-названия предметов могут иметь формы множественного и единственного числа; повторить одушевленные и неодушевленные слова
Внимание на слайд про сосну
6
(- Исследуйте эти предложения. Найдите грамматическую основу. Что общего , в чем различие?
- Верно, в числе . Сосна – единственное , сосны- множественное. Запишите данные предложения.
-Что мы вспомнили и закрепили , работая с предложениями?
Работа с учебником один у доски
- Откройте страницу 67 , упражнение 43
-Распределите слова на три группы по родам , выделите в словах основу и окончание.
7
Чтобы правильно определить окончание, что нужно сделать? (нужно изменить форму слова с помощью слов-помощников : есть, нет, дам)
- Если нашел ошибки – напиши правильно. Слова «пальто и кафе»- неизменяемые , у них нет окончаний.
- Что мы закрепляли ?
Мы определяли окончания у слов-названия предметов. Вспомнили неизменяемые слова, у которых нет окончания , а только одна основа.
Физминутка
- Я буду называть слова-названия предметов единственного и множественного числа. Если назову слово в единственном числе, вы поднимаетесь на цыпочки, делаете потягивание, руки вверх на ширине плеч, чуть заводите за голову, а если существительное во множественном числе – делаете приседание, руки вперед перед собой.
С данными словами составьте одно предложение. Найдите основу предложения , выделите окончание у подлежащего. Определите словосочетание, покажите связь между словами.
- Зачитайте свои словосочетания , которые вы составили сами . 8
- Что называют словосочетанием?
Внимание на слайд про большой город По схемам : мальчик девочка село устно
Работа в парах по карточкам . Кто первым выполнит задание- сигнальте!
на слайд на слайд Вот и закончился урок!
-Чем отличаются слова-названия предметов в единственном числе от слов-названий предметов во множественном? (в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе обозначают несколько предметов)
-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)
-Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Все ли задачи выполнены? Слайд Д.р.
- Какие затруднения вы испытывали сегодня на уроке?
- Какое задание было легким для вас, а что показалось сложным?
- Возьмите три цвета и проанализируйте свою работу на каждом этапе урока.