Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"»
Литературное чтение
Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»
Цель: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Планируемые результаты:
Предметные:
-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
Личностные:
- развитие чувства сопереживания, сострадания.
Метапредметные:
Познавательные:
-находить в тексте ответ на заданный вопрос;
-уметь выделять главное;
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Регулятивные:
-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
-оценивать результаты работы;
Коммуникативные:
-участвовать в учебном диалоге;
-выражать свои мысли в учебном диалоге;
-проявлять самостоятельность в групповой работе.
Ход урока:
Орг. момент
Тема. Целеполагания
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Можно ли его назвать сказкой? Докажите почему?
- А какая это сказка народная или литературная? Почему?
- Мы познакомились с биографией и творчеством Д.Н.Сибиряка ,
(В 1882 году писатель публикуется под псевдонимом Д.Сибиряк, а чуть позднее уже как Д. Мамин-Сибиряк. Существует несколько версий почему писатель взял себе псевдоним «Сибиряк»:
«Мамин считал себя "сибиряком", так как родился в Висимо-Шайтанском заводском поселке, расположенном в Верхотурском уезде, а Верхотурье в начале восемнадцатого столетия входило в состав Сибирской губернии»;
в творчестве писателя Сибири отводится отдельное место: автор любил описывать природу Сибири, действие некоторых его произведений происходит в Сибири)
- Познакомились с его сказкой, а какие цели мы можем поставить на этот урок? (Проанализировать текст сказки, определить основную мысль)
Беседа по содержанию сказки
Словарно – лексическая работа (Работа в группах – соедини слова со значением )
Озабоченный вид – поглощённый заботами, выражающий беспокойство, заботу.
Верста – русская мера длины равная 1,06 км
Ключ– (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник. Поросль – молодой лес, а также побеги растений от корней , пней или семян.
Курлыкали – о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы». Рок – неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.
Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический.
Улетавший косяк – стая птиц.
Сажень – старая мера длины, равная 2м 13см
Анализ произведения
-Почему птицы начали готовиться к отлёту?
-Какие признаки осени заставили их это делать?
-Кто такая С.Ш.? Почему она не готовится к отлёту?
-Есть ли у неё родители?
-Какой диалог состоялся между Старой уткой и Селезнем? (чтение по ролям – 1часть)
- Одинаково ли родители относятся к своей дочери? Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами (на доске). утка селезень Доброта Эгоизм
Забота Равнодушие Любовь Не способность к жертве Храбрость Не тревожит себя грустными мыслями Самоотверженность Умение сочувствовать
Эгоизм - (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
-Посмотрите на их жизненные позиции. Одинаковы ли они?
- Какая позиция близка автору? - Как объяснить его слова: «оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён, и всегда лучше всех». (В этой фразе есть ирония автора) - На самом ли деле Селезень такой умный?
Селезень - типичный обыватель. Обыватель - это человек, который относится к окружающим через собственный эгоизм, но всегда прикрывает своё полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что нецелесообразно вмешиваться в чужую жизнь. О их жизненной позиции говорит народная мудрость: «Моя хата с краю, ничего не знаю».
- Как ведёт себя Старая Утка, когда сталкивается с трудностями? (она относится к ней с удвоенной нежностью, успокаивает дочь, настраивает её на хорошее, поддерживает её, а сама плачет потихоньку от других) Чтение по ролям разговора Серой Шейки и Утки - Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке? - Кого вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку?
- Обратимся к описанию природы во второй части. Прочитайте отрывок из произведения. - Какое настроение у вас вызывает это описание. - Что чувствует Серая Шейка? (в первый раз сжалось сердце от какого – то тайного предчувствия)
- Почему день отлёта назван автором «роковым»?
- Какие чувства пришлось испытать Серой Шейке, видя, как улетает косяк птиц.
- Почему к ней пришла мысль о том, чтобы лучше было бы, чтобы её тогда съела лиса? (отчаяние, страх перед будущим)
- Какое у вас сейчас настроение ? (грустное, тоскливое, печальное) - А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы? - Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.
- Прочитайте описания пейзажа в динамике (осень, наступление зимы, настоящая зима)
- Смогла бы Серая Шейка одна пережить холода и одиночество?
- Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)
- Как произошла их встреча. Чтение по ролям Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.
- А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)
- Очень грустно и страшно заканчивается 4 часть. Какой новый персонаж появляется в эту опасную минуту? (Охотник Акинтич) - Почему именно человек спасает Серую Шейку? (Люди должны заботиться о тех, кто слабее.) - Составьте характеристику главных героев (Работа в группах)
- Определите основную мысль произведения. (Не теряй веры. Будь сильным и мужественным. Без борьбы не сдавайся.Не теряй воли к жизни.)
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке при помощи книги.
У рок прошёл для вас интересно, всё получалось, вы довольны своей работой на уроке.
Было интересно, но пока не всё удаётся, что – то не получается, надо ещё потренироваться.
Было очень трудно, потому что в чём-то ещё не сильно разбираюсь.
Дом. задание
Задание по выбору:
1 задание:
- Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку.)
- Как бы Вы назвали 6 часть? (Возвращение в семью. Новые друзья. Зимовье в новой семье.)
- Придумайте дома продолжение сказки.
2 задание:
- Вот что интересно: если несколько человек попросить пересказать сюжет этой сказки, то можно услышать совершенно разные истории. В чем же подвох? На самом деле все просто: каждый будет пересказывать ту историю, которая ему запомнилась больше. А их, этих историй, две. При том, что героиня в этих сказках. Первая история — это сказка, которую написал Мамин-Сибиряк и которую мы проходим в школе на уроках литературы, вторая — мультфильм «Серая Шейка», который появился на свет в 1948 году, и сегодня считается нашей классикой. Чем же они друг от друга отличаются?