kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»

Цель: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.

 Планируемые результаты:

  • Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

  • Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания.

  • Метапредметные:

Познавательные:

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные:

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в групповой работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"»

Литературное чтение

Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»

Цель: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.


  • Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания.


  • Метапредметные:

Познавательные:

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.


Регулятивные:

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;


Коммуникативные:

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в групповой работе.


Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Тема. Целеполагания

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Можно ли его назвать сказкой? Докажите почему?

- А какая это сказка народная или литературная? Почему?

- Мы познакомились с биографией и творчеством Д.Н.Сибиряка ,

(В 1882 году писатель публикуется под псевдонимом Д.Сибиряк, а чуть позднее уже как Д. Мамин-Сибиряк. Существует несколько версий почему писатель взял себе псевдоним «Сибиряк»:

  • «Мамин считал себя "сибиряком", так как родился в Висимо-Шайтанском заводском поселке, расположенном в Верхотурском уезде, а Верхотурье в начале восемнадцатого столетия входило в состав Сибирской губернии»;

  • в творчестве писателя Сибири отводится отдельное место: автор любил описывать природу Сибири, действие некоторых его произведений происходит в Сибири)

- Познакомились с его сказкой, а какие цели мы можем поставить на этот урок? (Проанализировать текст сказки, определить основную мысль)

  1. Беседа по содержанию сказки

  • Словарно – лексическая работа (Работа в группах – соедини слова со значением )

Озабоченный видпоглощённый заботами, выражающий беспокойство, заботу.

Верстарусская мера длины равная 1,06 км

Ключ  – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник.
Поросль молодой лес, а также побеги растений от корней , пней или семян.

Курлыкали – о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы».
Рок неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

Роковой деньнеизбежный, в данном случае, драматический.

Улетавший косякстая птиц.

Сажень старая мера длины, равная 2м 13см

  • Анализ произведения

-Почему птицы начали готовиться к отлёту?

-Какие признаки осени заставили их это делать?

-Кто такая С.Ш.? Почему она не готовится к отлёту?

-Есть ли у неё родители?

-Какой диалог состоялся между Старой уткой и Селезнем? (чтение по ролям – 1часть)

- Одинаково ли родители относятся к своей дочери? Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами (на доске).
утка селезень
Доброта Эгоизм

Забота Равнодушие
Любовь Не способность к жертве
Храбрость Не тревожит себя грустными мыслями
Самоотверженность
Умение сочувствовать


Эгоизм - (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.

-Посмотрите на их жизненные позиции. Одинаковы ли они?

- Какая позиция близка автору?
- Как объяснить его слова: «оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён, и всегда лучше всех». (В этой фразе есть ирония автора)
- На самом ли деле Селезень такой умный?


Селезень - типичный обыватель. Обыватель - это человек, который относится к окружающим через собственный эгоизм, но всегда прикрывает своё полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что нецелесообразно вмешиваться в чужую жизнь. О их жизненной позиции говорит народная мудрость: «Моя хата с краю, ничего не знаю».


- Как ведёт себя Старая Утка, когда сталкивается с трудностями? (она относится к ней с удвоенной нежностью, успокаивает дочь, настраивает её на хорошее, поддерживает её, а сама плачет потихоньку от других) Чтение по ролям разговора Серой Шейки и Утки
- Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке?
- Кого вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку?

- Обратимся к описанию природы во второй части. Прочитайте отрывок из произведения.
- Какое настроение у вас вызывает это описание.
- Что чувствует Серая Шейка? (в первый раз сжалось сердце от какого – то тайного предчувствия)

- Почему день отлёта назван автором «роковым»?

- Какие чувства пришлось испытать Серой Шейке, видя, как улетает косяк птиц.

- Почему к ней пришла мысль о том, чтобы лучше было бы, чтобы её тогда съела лиса? (отчаяние, страх перед будущим)

- Какое у вас сейчас настроение ? (грустное, тоскливое, печальное)
- А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?
- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.

- Прочитайте описания пейзажа в динамике (осень, наступление зимы, настоящая зима)

- Найди сравнения в описании зимнего пейзажа.

-Что чувствует Серая Шейка? Используйте карточку – подсказку


КАРТОЧКА – ПОДСКАЗКА


Бодрость спокойствие возмущение тоска восторг тревога грусть любовь нежность счастье ожидание скорбь печаль страх радость волнение одиночество удивление восхищение сочувствие беспокойство


- Смогла бы Серая Шейка одна пережить холода и одиночество?

- Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)

- Как произошла их встреча. Чтение по ролям
Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

- А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)

- Очень грустно и страшно заканчивается 4 часть. Какой новый персонаж появляется в эту опасную минуту? (Охотник Акинтич)
- Почему именно человек спасает Серую Шейку? (Люди должны заботиться о тех, кто слабее.)
- Составьте характеристику главных героев (Работа в группах)


Серая шейка

Бедненькая, несчастная, осторожная, добрая, беззащитная


Лиса

Хитрая, злая ,бессовестная ,безжалостная


Старик охотник

Добрый, заботливый, любит природу


  1. Итог


- Определите основную мысль произведения. (Не теряй веры. Будь сильным и мужественным. Без борьбы не сдавайся. Не теряй воли к жизни.)


  1. Рефлексия


- Оцените свою работу на уроке при помощи книги.


У рок прошёл для вас интересно, всё получалось, вы довольны своей работой на уроке.


Было интересно, но пока не всё удаётся, что – то не получается, надо ещё потренироваться.




Было очень трудно, потому что в чём-то ещё не сильно разбираюсь.



  1. Дом. задание


  • Задание по выбору:


1 задание:

- Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку.)

- Как бы Вы назвали 6 часть? (Возвращение в семью. Новые друзья. Зимовье в новой семье.)

- Придумайте дома продолжение сказки.


2 задание:


- Вот что интересно: если несколько человек попросить  пересказать сюжет этой сказки, то можно услышать совершенно разные истории. В чем же подвох? На самом деле все просто: каждый будет пересказывать ту историю, которая ему запомнилась больше. А их, этих историй, две. При том, что героиня в этих сказках.  Первая история — это сказка, которую написал Мамин-Сибиряк и которую мы проходим в школе на уроках литературы, вторая —   мультфильм «Серая Шейка», который появился на свет в 1948 году, и сегодня считается нашей классикой. Чем же они друг от друга отличаются?

- Найдите отличия, и запишите их в тетрадь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Автор: Жаринова Светлана Валерьевна

Дата: 06.11.2020

Номер свидетельства: 562619


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства