Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме:«Вычитание однозначного числа из круглого: 40 – 8».»
Тема: «Вычитание однозначного числа из круглого: 40 – 8».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
2) Сформировать мотивацию к самостоятельному выполнению домашнего задания, умение применять алгоритм его выполнения и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Предметные:
1) Сформировать умение реализации способа вычитания однозначного числа из круглого.
2) Сформировать умение записывать вычитание однозначного числа из круглого столбиком.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях. Проверка выполнения задания и на вопросы отвечают фронтально.
– А теперь выполните № 2 (РТ).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях. Проверка выполнения задания и на вопросы отвечают фронтально.
– Как можно представить число 10 в виде суммы двух слагаемых?. (10 – это 7 и 3; 10 – это 2 и 8, и т.д.)
– Что вы сейчас повторили? (Круглые числа, состав числа 10, общее правило вычитания двузначных чисел.)
– Что дальше? (Будет работать с пробным заданием.)
– Верно! Выполните № 3 (а) (РТ), стр. 16.
– Что нового в этом примере? (Надо из круглого числа вычесть однозначное.)
Повесить на доску карточку для обозначения нового вида примеров (Д-8.1):
– Проверим.
− У кого нет результата? Что вы пока не можете? (Я не могу вычесть из круглого числа однозначное число.)
− У кого есть результат, назовите, каким правилом вы воспользовались.
− Что вы пока сделать не можете? (Я не могу назвать правило, каким воспользовался.)
3. Выявление причины затруднения.
– На вашем пути встретилась трудность. Что же вы предпримете? (Остановимся и подумаем.)
– Над чем будете думать? (Почему возникло затруднение.)
– Давайте думать вместе. Какое действие вы выполняли? (Вычитание.)
– Какие числа вычитали? (Из двузначного вычитали однозначное.)
– Что в этих примерах было для вас новым? (В уменьшаемом 0 единиц, т.е. уменьшаемое – круглое число.)
– Почему (по какой причине) возникла трудность? (Я пока не знаю, как вычесть однозначное число из круглого.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Какова же цель урока? (Узнать, как вычесть однозначное число из круглого.)
– Придумайте, как назвать урок. (Вычитание из двузначного круглого числа однозначное.)
– Какими инструментами предлагаете воспользоваться для построения нового способа? (Сначала графическими моделями, потом записью в столбик.)
– Какое правило вычитания чисел вам будет необходимо? (Общее правило: из десятков вычитают десятки, из единиц – единицы.)
− А еще вам поможет выполнение № 3 (б) из рабочей тетради.
– Итак, каков план ваших действий? (Решить пример с помощью графических моделей, потом решить этот же пример в столбик, вывести правило.)
Дальше работа организуется в группах. По окончании работы одна из групп представляет свой результат, остальные работают на дополнении, уточнение.
По ходу рассуждений учащихся учитель вывешивает шаги алгоритма, фиксируя на каждом шаге внимание детей.
В итоге алгоритм должен принять такой вид (Д-8.2):
– Молодцы! Посмотрите, по созданному вами алгоритму я нарисовала опорный сигнал (эталон), который короче, чем алгоритм.
Открыть на доске эталон (Д-8.3):
– Расскажите ход решения примеров нового вида, пользуясь опорным сигналом. (Пишу единицы под единицами. Смотрю на разряд единиц. В уменьшаемом 0 единиц, поэтому занимаю 1 десяток в разряде десятков (чтобы не забыть, ставлю точку). Дроблю десяток на 10 единиц. Из 10 вычитаю единицы, результат записываю под единицами. Уменьшаю количество десятков на 1. Результат записываю под десятками. Называю ответ.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Какой способ для вас наиболее удобный? (…)
№ 1 (У), стр. 16.
Задание выполняется фронтально.
Аналогично выполняется № 2 (У), стр. 16.
№ 3 (У), стр. 16.
Задание выполняется в тетрадях. Первых три примера выполняется у доски с комментарием, два последних выполняют в парах с дальнейшей проверкой по образцу (Д-8.4, слайд 1):
– Молодцы! Я вижу, вы готовы к самостоятельным полётам.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
– Какой приём был для вас новым на сегодняшнем уроке? (Вычитание однозначного числа из круглого.)
– Выполните № 4 (У), стр. 16.
– Прочитайте задание. (Выбери и реши примеры на новый вычислительный приём.)
1) – Задание состоит из двух частей. Что надо сделать сначала? (Выбрать примеры на новый вычислительный приём.)
– Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив в учебнике карандашом галочки рядом с выбранными вами примерами.
– Проверьте.
Открыть на доске образец к этой части задания (Д-8.5, слайд 2):
– Какие трудности возникли при выполнении? (Не обратили внимание на знак, не увидели, что уменьшаемое – не круглое число, что вычитаемое двузначное число, …)
– Как вы действовали, выполняя поиск примеров на новый вычислительный приём? (Мы сначала смотрели на знак – «–», затем выясняли, является ли уменьшаемое круглым числом, после этого смотрели на вычитаемое – оно должно быть однозначным числом. Если все условия соблюдались, то ставили галочку, так как пример нашего нового типа.)
– Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа.
– У кого всё получилось?
2) – Прочитайте вторую часть задания. (Решить примеры на новый вычислительный приём.)
– Выполните задание в тетрадях.
– Проверьте.
Открыть на доске образец решения примеров. (Д-8.6, слайд 2, анимация):
– Какие трудности возникли при решении примеров? (Забыли, что заняли 1 десяток, поэтому не уменьшили количество десятков на 1, …)
– У кого всё получилось?
– Вы замечательно поработали.
7. Включение в систему знаний и повторение.
№ 4 (РТ), стр. 16.
Задание может выполняться у доски, самостоятельно с самопроверкой.
Решение:
х + 7 = 40 х – 20 = 8 60 – х = 5
х = 40 – 7 х = 8 + 20 х = 60 − 5
х = 33х = 28х = 55
№ 5 (РТ), стр. 16.
Задание может выполняться у доски, самостоятельно с самопроверкой.
Решение:
1) 36 + 14 = 50 (ч) всего космонавтов
2) 50 – 8 = 42 (ч.)
Ответ: 42 человека.
№ 8 (У), стр. 17.
Задание может выполняться у доски, самостоятельно с самопроверкой.
Решение:
75 – 21 = 54 (л)
Ответ: 54 л использовали.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Что нового вы сегодня узнали?
– Какова была цель урока? (Построить способ вычитания однозначного числа из круглого.)
– Достигли ли вы цели? Докажите. (…)
– Что помогло выйти из затруднения? (Графические модели.)
– Расскажите, как вычесть однозначное число из круглого? (Занять 1 десяток в уменьшаемом, раздробить его на 10 единиц. Вычесть единицы, а количество десятков уменьшить на 1.)
– У кого остались вопросы, неясность?
– У кого всё получилось?
– Удалось ли каждому из вас учиться? Обоснуйте.
− Чтобы в дальнейшем у вас не было затруднений, что надо сделать? (Надо потренироваться дома.)
− С какой целью вы будете выполнять домашнее задание?
− Как вы будете работать дома?
Домашнее задание: правило, № 5 (У), 7 (У), стр. 17, по желанию № 11*