kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме « Красивый человек. Какой он? Ф. Искандер «Рассказ о море»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема достаточно актуальна в современной жизни и является благодатным материалом для реализации триединой дидактической цели:образовательной, развивающей и воспитывающей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме « Красивый человек. Какой он? Ф. Искандер «Рассказ о море»»

Конспект урока

Предмет: Литературное чтение

Тема: « Красивый человек. Какой он? Ф. Искандер «Рассказ о море»

Класс: 4 класс (программа Л. В. Занкова)

Технологии: ИКТ; погружение в литературное произведение; актуализация читательских переживаний; вопросно – ответная форма урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся; «созвучие» душ в контексте художественного произведения.

Аннотация: Данный урок является предпоследним в программе «Литературное чтение». Сама тема достаточно актуальна в современной жизни и является благодатным материалом для реализации триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. Работая по учебнику Н.А. Чураковой «Литературное чтение» на уроках, я решаю специфические задачи чтения: формирование полноценного навыка, выработка умений работать с текстом, развитие личности ребёнка – читателя. Содержание урока, выбранные приёмы и методы работы, организация учебной деятельности способствовали формированию целостного взгляда на понятие красота. На уроке отвожу определённое место эмоциональному настрою учащихся. В этом помогло использование ИКТ на данном уроке и поэтические произведения. Рассматривание иллюстраций, размышление о названии является важным этапом в уроке. Применениие на уроке разных видов чтения (самостоятельное вычитывание, чтение за лидером, чтение за учителем, чтение по цепочке, выборочное чтение) способствовало активизации мыслительной, познавательной деятельности учащихся, расширению их знаний, более глубокому пониманию смысла произведения, снятию напряжения, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Использование подводящего диалога на тему «Что значит быть красивым человеком?» способствовало выявлению отношения к прочитанному, формулированию идеи произведения.



Тема. « Красивый человек. Какой он? Ф. Искандер «Рассказ о море»»

Цели. 1. Расширить и углубить знания о понятии духовная красота человека на основе литературных произведений, самостоятельной творческой деятельности. 2. Развивать и совершенствовать речь учащихся, мыслительную деятельность, эмоциональную сферу. 3. Создать условия для того, чтобы у детей возникло стремление делать добро людям, быть духовно красивыми.

Учебные материалы. Учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 4 класс» ; компьютер, проектор, экран, «виды и звуки моря» (слайды).

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения.

2.Сообщение темы и постановка целей урока

У. Эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова А. П. Чехова, прочитайте их.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» (А. П. Чехов)

У. Как понимаете эти слова?

Выслушиваются варианты ответов.

У. Тема нашего урока: « Красивый человек. Какой он?»

- Попробуйте дать ответ на этот вопрос.

- А как вы думаете, что такое душа?

Выслушиваются варианты ответов.

У. Цель нашего урока: увидеть духовную красоту героев рассказа Ф. Искандера «Рассказ о море».

3.Введение в тему урока

У. Посмотрите на море и поделитесь своими впечатлениями.

Просматриваются слайды с видами и звуками моря и подготовленные ученики читают стихи.

Д.

Есть у моря свои законы. Есть у моря свои повадки…

Море может быть то зелёным с белым гребнем на резкой складке,

То без гребня, свинцово - сизым, с мелкой рябью волны гусиной,

То, задумчивым, светло - синим,

Просто светлым и просто синим, чуть колышимым лёгким бризом.

Море может быть в час заката то лиловым, то красноватым,

То, молчащим, то говорящим, с гордой гривою в час прилива.

Море может быть голубое, и порою в дневном дозоре глянешь за борт – и под тобою, то ли небо, а то ли море.

Но бывает оно и чёрным, чёрным, мечущимся, покатым, неумолчным и непокорным, поднимающимся, горбатым.

У. Расскажите о своих впечатлениях.

Выслушиваются ответы.

У. Автор произведения «Рассказ о море» наш современник Фазиль Искандер. Послушайте его краткую биографию.

Рассказывает подготовленный ученик.

Д. Фазиль Искандер абхазский писатель, поэт. Родился в 1929 году в городе Сухуми (в Абхазии), в семье иранца – владельца кирпичного завода .Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но потом перевёлся в литературный институт имени Горького, окончил его в 1954 году и остался жить в столице. Однако, в своих повестях и рассказах обращался к стране своего детства. Его неповторимые стихи и проза – это любовь к родной земле и людям в чистом виде. Он придумал мир, название которому Чегем. «Фазиль Искандер награждён, каким – то вечным детством» - говорят о нём современники.

У. Произведения Искандера – Это любовь к родной земле и людям, это тема детства и гармонии ребёнка с природой. У нас в учебнике помещён отрывок рассказа, а полностью вы можете найти произведение в школьной библиотеке.

- Откройте учебник. О чём могут рассказать иллюстрации?

Выслушиваются варианты ответов.

4.Первичное знакомство с произведением и проверка первичного восприятия

Читает учитель и подготовленные учащиеся.

У. Какое впечатление на вас произвёл рассказ?

- В какие моменты испытали волнение, страх, радость?

5.Повторное чтение произведения по частям и анализ каждой части

а) Самостоятельное чтение

У. Перечитайте 4 абзаца с карандашом в руке и постарайтесь определить отношение героя к морю.

- Кто главный герой рассказа?

- Как герой относится к морю? Докажите словами из текста.

Д. Он любит море, где научился плавать. Он говорит о море как о живом существе. Мы с морем поняли друг друга.

У. С чем герой сравнивает своё плавание?

Д. С путешествием на необитаемый остров.

У. как характеризует мальчика то, что он всё подмечает?

б) Чтение по цепочке и выборочное чтение

У. Пронаблюдайте за главным действующим лицом в следующем отрывке.

- Нравится ли вам парень?

- Найдите в тексте первое описание его внешнего вида и поведения.

- Какой внешний образ создан? Важно ли это?

Д. Образ нарядный, праздничный.

У. Важно ли уточнение, что парень сидит перед девушкой на корточках?

- Это рыцарская поза, коленопреклоненная, он у ног девушки, не смотрит на неё сверху вниз.

- Интересно ли девушке с парнем? Уютно ли ей с ним?

- То, что парень всё время умудрялся удерживать внимание девушки, то, что он смотрел «близко и слишком прямо», «весело и уверенно», - как его характеризует?

- Нравится ли парень мальчику?

Д. Да, он за ним наблюдает.

У. Из этого знакомства уже понятно, что он будет спасать лирического героя?

Д. Нет, он мог оказаться трусом, эгоистом, не рисковать своей жизнью ради других.

в) Чтение за лидером

У. Проследите, какое отношение стало у мальчика к морю.

Д. Вода была горькая, холодная и враждебная; мутная и равнодушная.

У.Зачитайте глаголы, описывающие действия мальчика.

- Что делалось в душе мальчика?

- Море действительно изменилось или это отношение ребёнка, его восприятие стало другим?

- Море не прощает ошибок, наказывает тех, кто пренебрёг его законами.

- А после своего спасения, как мальчик относится к морю?

Д. Море возвращало силу, отнятую страхом.

У. Нравится ли вам парень? Нравится ли он мальчику?

- В чём же красота и притягательность этого «необычного взрослого»?

- Как понимаете предложение – мимоходом вернув жизнь?

- Для него это норма, иначе быть не может. Смысл жизни – делать добро людям.

- Хотели бы иметь такого друга?

6.Итог урока

У. Можете ли вы теперь ответить на вопрос. Красивый человек. Какой он?

- Красота бывает не только внешняя, но и внутренняя, духовная. И если они сочетаются в человеке – это великолепно. Именно об этом говорит Фазиль Искандер.

7. Домашнее задание

- Написать мини – сочинение «Что значит быть красивым человеком?»
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Людмила Михайловна Учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №3" г. Бийск Алтайский край

Дата: 21.08.2018

Номер свидетельства: 476102


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства