Оборудование: «Книга для чтения» учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, презентация к уроку, карточки для работы в группах.
Ход урока
I.Оргмомент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Проверка д/задания.
Расположите фигуры в порядке увеличения и узнаете словоСлайд 2
Где встретился нам галчонок? (в рассказе «Пожарник Карл»)
-Как галчонок появился у мальчика?
-Где Карл устроил себе гнездо?
- Расскажите, за что Карла прозвали пожарником.
III. Введение в тему.
1.Речевая разминка
Послушайте звуки. Слайд 3
-Что услышали?
Чистоговорка
Ать-ать-ать-я могу рычать! Еть-еть-еть-я лесной медведь! Су-су-су-лапу я зимой сосу! Он-он-он-я в берлоге вижу сон! Лю-лю-лю-рыбку и медок люблю!
Подобрать родственные слова к слову медведьСлайд 4
-Как вы думаете, рисовали ли художники картины с изображением медведей?
2. Рассматривание картины Шишкина Слайд 5
-Кто изображен на картине?
-Какое название вы бы придумали к картине?
-Чем заняты медведи?
-Как выглядит лес?
-Какие краски использовал художник?
IV. Сообщение темы и целей.
Как вы думаете, о ком сегодня будем читать?
Прочитайте название произведения, с которым будем сегодня работать.
- Сегодня вы познакомитесь с рассказом Г.Скребицкого «Медвежонок».
Слайд 6В ходе работы над произведением вы будете учиться правильно читать, пересказывать текст, оценивать поступки героев. Будем работать в парах и группах. Желаю вам быть активными и внимательными.
V. Работа над произведением.
1. Рассказ об авторе. Слайд 7
Георгий Скребицкий родился в Москве в семье врача. Его детские годы прошли в небольшом городке Тульской губернии.
Скребицкий заканчивает школу и едет учиться в Москву. Закончил 2 института. Много ездил в различные экспедиции, в которых наблюдал за жизнью животных. За это время им было написано много научных трудов. Научная работа постоянно обогащала познания о природе и жизни животных, а охотничьи походы зачастую оборачивались по-настоящему приключенческими историями. Георгий Скребицкий начинает записывать свои воспоминания. Пишет рассказы о природе.
2. Подготовка к восприятию текста.
- Как вы думаете, ребята, о ком пойдёт речь в этом рассказе?
-Как вы думаете, почему рассказ назван «Медвежонок»?
-Что с ним могло случиться?
3. Чтение произведения учащимися по цепочке с анализом
1 часть
-Кто принес медвежонка к старику?
- Как отнёсся дедушка к медвежонку?
2 часть
-Что стали делать взрослые?
-Как вел себя медвежонок?
-Почему пришлось кормить медвежонка молоком с пальца? ( Медвежонок был маленьким и не понимал, как пить молоко из сковородки)
-Что сделал медвежонок, когда наелся?
3 часть
-Что услышал автор ночью?
-Почему медвежонок не спал?
-Что пришлось сделать, чтобы медвежонок уснул? (Он его накормил, положил рядом и укрыл полушубком).
4. Словарная работа (в парах)
В этом рассказе вам встретились слова, которые вы возможно не знаете. Найдите их в тексте, постарайтесь их объяснить. Слайд 8
Ночлег - остано́вка на ночь для сна.
Печурка - маленькая железная печь с трубой, выведенной в форточку
Полушубок - короткая шуба до колен
Физминутка
-А теперь немного отдохнём.
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.
Облизывает лапу сластёна косолапый,
А пчёлы налетают, медведя прогоняют.
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка».
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.
5. Анализ текста с выборочным чтением.
- Как медвежонок появился в избушке?
-Прочитайте, как вёл себя медвежонок, когда увидел молоко?
-Рассмотрите рисунок
- Кто изображен на рисунке?
-Что делает медвежонок?
-Что делает автор?
-Прочитайте, как вёл себя мишка, когда напился молока?
-Почему ночью пришлось проснуться?
-Что пришлось сделать, чтобы медвежонок уснул?
- Как вы думаете, правильно ли поступил автор, когда взял медвежонка в дом?
-Что могло случиться с медвежонком, если бы его не забрал автор?
-Что бы вы сделали, если бы в лесу встретили медвежонка?
6. Работа в группах
В конвертах у вас находятся слова действия. Расставьте по порядку, как медвежонок пил молоко, пользуясь учебником.
Ходил, фыркал, тыкал, разлил, посмотрел, лизнул, начал сосать.
Проверка слайд 9
Гимнастика для глаз
VI. Работа над составлением плана
На сколько частей можно разделить рассказ. Давайте озаглавим каждую часть.
-Что произошло в начале рассказа? Прочитайте эти предложения. О чём мы узнали из той части?
Придумайте заголовок.
1.Появление медвежонка.
Что произошло дальше?
О чём прочитали в этой части?
2.Кормление медвежонка
Как вел себя медвежонок ночью?
Что сделал автор, для того чтобы мишка снова уснул?
Озаглавьте эту часть.
3.Тревожная ночь
Сколько получилось частей? (3).
VII. Пересказ текста по плану
VIII. Работа с экобукварем.
С медведем связан ряд календарных примет, поверий и магических действий
13 декабря. У славян - День Медведя.
У славян бытует мнение о человеческом происхождении медведя. Медведь также является символом плодородия, здоровья и силы. Случайная встреча с медведем в дороге служит добрым предзнаменованием и сулит удачу.
27 сентября. По представлению русских Сибири, медведь залегает в берлогу на Воздвиженье. 6 февраля. Среди зимы на Ксению полузимицу, он переворачивается в берлоге на другой бок, а встает на Благовещение (7 апреля).
IX.Знакомство с гербом Перми. Слайд 10
Мы живем в Пермском крае. На гербе города Перми расположен медведь. Серебряный медведь — символ природных богатств, окружающих город бескрайних земель, заключающих в себе много «металлов, соляных промыслов, разноцветных мраморов и прочих камней»
X.Итог. Рефлексия. Слайды 11, 12
Вот и кончился урок,
И подводим мы итог.
- С каким рассказом познакомились на уроке?
- Кто автор рассказа?
- Что нового узнали?
XI . Домашнее задание.
Читать рассказ и пересказывать.
- Спасибо за урок!
Герб Перми- https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%F0%E1_%CF%E5%F0%EC%E8