Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 1 классе. К.И.Чуковский "Телефон".»
Урок литературного чтения, 1 класс программа «Школа России».
Тема: К.И.Чуковский «Телефон»
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;
2. формировать умение определять жанр и тему произведения;
3. работать над выразительностью речи, интонацией;
4. развивать речь, мышление, внимание;
5. воспитывать наблюдательность.
УУД:
Предметные: организовать деятельность учащихся по изучению произведений Чуковского, работать над определением жанра и темой произведения, учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении; учить детей проникать в глубину произведения, определять идею произведения.
Метапредметные: развивать эмоциональную выразительность речи путём эмоционального чтения отрывков, обучать умению выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое, сравнивать стихи по интонации и темпу чтения. Развивать внимание, память, воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения. Принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
Личностные: воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений автора, создать положительную атмосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его произведениям.
Ход урока:
Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой на урок.
Долгожданный дан звонок –
Начинаем наш урок.
- Проверьте готовность к уроку.
2. Повторение правил посадки при чтении.
Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Руки домиком сведём,
Руку правую кладём,
Руку левую кладём.
3. Развитие речевого аппарата.
Чистоговорка
Он-он-он – у меня зазвонил телефон. Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр. Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил. Ца-ца-ца- – нынче Муха-Цокотуха именинница. Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
- Прочитать конец первого предложения с вопросительной интонацией.
- Прочитать конец второго предложения с восклицательной интонацией.
II. Актуализация знаний учащихся и самоопределение к учебной деятельности.
Портреты писателей (Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и К.И.Чуковский)
- Давайте вспомним произведения Ушинского и Толстого. Я буду кратко передавать содержание рассказа, а вы скажите, кто его автор.
- В этом рассказе два мальчика поссорились из-за коня. Мама забрала коня, и конь стал ничей. (Автор Толстой.)
- В этом рассказе брат и сестра расселись по углам, но им скоро стало скучно. (К Д.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»)
- Чей это портрет? Узнать писателя нам поможет стихотворение В.Берестова.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»,
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг.
- О ком это стихотворение? Кто это?
- Почему Корней Иванович Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок?
III. Постановка учебной задачи.
- О ком мы будем говорить? Что бы вы хотели узнать? Какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться? (Познакомимся с писателем, его произведениями, будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы.)
- Давайте с вами вместе подумаем и спланируем наш урок. У вас на столе лежат карточки с пунктами плана, поработайте в паре, выберите нужные пункты, которые подойдут к нашему уроку.
Знакомство с произведением.
Слушание.
Решение примеров.
Просмотр видеофильма.
Ответы на вопросы.
Отжимание.
Чтение.
- Будьте внимательны при выборе карточки и помните, что у нас урок чтения.
- Молодцы, план готов. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке, чтобы реализовать этот план? (Работать с книгой, делать сообщения, работать в паре)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Сообщения о жизни и творчестве К. И. Чуковского с опорой на портрет и выставку.
Цель: познакомить с биографией К.И.Чуковского, формировать умение самостоятельно добывать новые знания из представленного материала, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, формирование навыка осознанного чтения.
1.Рассказ учителя о писателе.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. К. И. Чуковский родился 31 марта 1882 г. Его нет в живых, но его книги живут, и долго будут жить. Посмотрите на портрет. Крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил…" Так появилась старая-престарая сказка «Крокодил». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Корней Иванович рассказывал, что, сочиняя сказки, он смеялся, прыгал от радости, пел, вёл себя совсем как ребёнок. К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. - Посмотрите, какое чудо-дерево вырастил писатель. (Дерево с иллюстрациями книг)
Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А растут на нашем дереве? (Книжки)
- Какие произведения Чуковского вы уже читали? («Мойдодыр»)
- Мойдодыр пришёл к нам в гости. Он просит вас отгадать загадку. Отгадав её, вы узнаете название произведения.
Это чудо-аппарат Донесет быстрее ветра Голос друга, даже если Друг – за сотни километров. (телефон)
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с. 96. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Телефон». (Жужжащее чтение и хоровое чтение: учитель спрашивает, дети отвечают)
Анализ прочитанного отрывка.
- Кто звонил по телефону?
- Откуда звонил слон?
- С какой просьбой обратился слон к писателю?
- Для кого слон просил шоколад?
- Какой слонёнок?
- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад? (Малыши любят сладкое.)
Словарная работа.
- Какие слова непонятны?
Пуд- старинная единица массы на Руси, чуть больше 16 кг.
- Какое это стихотворение: весёлое или грустное? Можно это стихотворение назвать сказкой?
-Как вы думаете, мы познакомились с полным произведением «Телефон» или с отрывком из него?
- Как называется такой вид текста? (Диалог.)
- Кто участвует в диалоге? (Автор и слон.) - А сейчас вы поработаете в паре. Найдите слова автора и слона и отработайте чтение диалога.
V. Физминутка.
3. Продолжение работы над темой. Выразительное чтение по ролям.
- С какой интонацией читает автор? (Вопросительной.)
-Что должны передать, читая слова слона? (Просьбу.)
VI. Закрепление полученных знаний.
1.Конкурс чтецов.( Дети читают стихи, которые выучили к уроку)
2. Игра «Вспомни сказку, найди иллюстрацию». Задание на карточках. ( Работа в парах.)
- Ребята, вы много прочитали сказок и услышали сегодня. А сейчас проверим, как вы их запомнили
1) Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого …(Комара, « Муха-Цокотуха»)
2) Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …(Айболит, «Айболит»)
3) А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
« Я дальше идти не могу». («Федорино горе»)
4) Я — Великий Умывальник,
Знаменитый……..,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир! (Мойдодыр «Мойдодыр»)
3. Видеофильм «К.И.Чуковский читает стихи детям»https://vk.com/video209191373_171045664
4. Корзинка с потерянными вещами.
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. Мыло (Вот и мыло подскочило) Блюдце (А за ними блюдца) Термометр (И ставит им градусник) Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- С каким поэтом вы познакомились сегодня на уроке?
- Что вы можете сказать о стихах Чуковского? Чему они нас учат?
(Стихи Чуковского весёлые, добрые, смешные. Они учат нас быть добрыми, аккуратными, вежливыми.)
- Ребята, скажите, а в жизни нам нужны эти качества?
- Захотелось ли вам поподробнее познакомиться с произведениями К.И.Чуковского?
- Что для этого надо сделать? (Взять книгу в библиотеке, у друга, купить… и прочитать)
- А для чего нужны полученные знания, когда они вам пригодятся?
(Чтобы много знать, быть добрыми, помогать другим, чтобы рассказывать сказки своим друзьям, а когда вырастим, детям и внукам, как наши родители и бабушки…)
Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
- Оцените свою работу на уроке.
Рядом с чудо-деревом К.И.Чуковского вырастим цветок нашего настроения. Выберите себе лепесток – покажите своё настроение.
Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение.