kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения "Тема красоты, добра и зла в стихотворении С. А. Есенина "Лебёдушка""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализируя стихотворный текст на уроке литературного чтения в начальных классах, важно обращаться к чувствам детей, к их жизненному опыту, к сложившимся у них представлениям о проблеме противостояния добра и зла в нашем мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Тема красоты, добра и зла в стихотворении С. А. Есенина "Лебёдушка""»

Конспект урока литературного чтения в IV классе по учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение» (Часть II. Раздел «Поэтическая тетрадь»). Тема красоты, добра и зла в стихотворении С. А. Есенина «Лебедушка».

Цель урока: в процессе подготовки выразительного чтения стихотворения подвести учащихся к осознанию важности понимания чувств, настроения автора, поэтических образов, которые он создает, понимания авторского замысла

Предметные задачи

  • создать условия для развития у учащихся умения

- определять в стихотворении настроение и чувства поэта, их смену

- анализировать стихотворный текст

- умение понимать авторский замысел, находить приемы создания поэтических образов

Метапредметные задачи

  • создать условия для развития у учащихся умения

- чувствовать красоту русской природы, сострадание к чужой беде, милосердие

- сравнивать произведения живописи, музыки и литературы

- работать с информацией в разных формах, из разных источников

- умения ориентироваться в тексте

- наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы

Оборудование: экран, проектор, презентация (портрет С.А. Есенина, репродукции картин М. Врубеля «Царевна-Лебедь» и «Лебедь», поэтический цветок), аудиозапись музыки Сен-Санса «Карнавал животных» («Лебедь»), книга «Русские народные песни», детские рисунки-иллюстрации к стихотворению, индивидуальный раздаточный материал (карточка с отрывком текста стихотворения)

Оформление доски: заготовка-схема, заготовка-рисунок.


Ход урока:


  1. Постановка цели урока, повторение пройденного.

На экране портрет С.А. Есенина.

- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? (С. Есенин «Лебедушка»)

- Оно не может оставить равнодушным. Почему? (Дети делятся впечатлениями.)

- Обратили мы внимание и на то, что написано произведение особым слогом, складом. Каким? (Песенным.)

- Наблюдали мы и за развитием действия.

На доске заготовка-схема:



Дети вспоминают композицию: запев, зачин, кульминация, развязка, концовка.

- Дома вы нарисовали иллюстрации к произведению. (Перед уроком учитель вместе с детьми разместил на доске детские работы по мере развития сюжетной линии.)

- Сегодня это стихотворение поможет нам обратиться к теме красоты, добра и зла.


II. Чтение стихотворения учителем, рассматривание детских рисунков-иллюстраций.



III. Работа над образами.


  1. Образ стихотворения – поэтический цветок.

Н
а доске заготовка-рисунок:

- Вспомните, что в центре бутона поэтического цветка? (Картина жизни, чувства, настроение.)

- А что мы называем его лепестками? (Выразительные средства, которые помогают понять картину жизни, чувства, настроение.)

Дети называют выразительные средства, на лепестках появляются слова: сравнение, метафора, эпитет, контраст.


  1. Есенинские образы.

- Сергей Есенин считается мастером создания поэтических образов. Обратимся к ним.

Образ утренней природы.

Чтение запева (первые три строфы).

- Красивая картина? Как передана красота? (Дети вычитывают эпитеты, метафоры, обращают внимание на контраст.)

Эпитеты (краски) и метафоры (скрытые сравнения): «красна зорюшка», «огоньки-лучи багровые», «покрывала златотканые», «роса жемчужная», «озеро серебряное», «гладь зеркальная», «трава шелковая», «затон молчаливый», «ручейки тихозвонные», «колечки изумрудные», сосны «загорались ярким пламенем» … (Одновременно уточняется лексическое значение слов.)

Контраст (противопоставление): лес темный – красна зорюшка.


Образ лебедушки.

- А какой еще красивый образ создает поэт? (Лебедушка – красивая, добрая, заботливая мама.)

- Подтвердите это словами из текста. (Сравнение – «словно зоренька», эпитет – «белоснежная», контрастный ему – «из тех ли темных зарослей»)

- Найдите и прочитайте строки, которые помогают нам понять, что лебедушка еще и заботливая мама.

- Как вы думаете, образ лебедушки – это какой образ прежде всего? (Образ Добра)

Вывод. Нарисованные поэтом образы утренней природы, лебедушки красивые, добрые, светлые. Вот почему в центре бутона поэтического цветка белый круг.

Вслед за этим на белый круг накладывается красный меньшего размера.

- О чем может рассказать красный цвет? (Не только о чем-то радующем глаз…)

- Что случилось? (Появляется орел. Красный цвет предупреждает об опасности.)

- Как жаль, что мы с вами не можем предостеречь лебедушку! Перечитаем эти строки, представим образ орла. (Читаем три строфы, начиная со слов «Но не чуяла …»)

- Для вас орел – это образ … (Врага, зла, беды…)

Образ орла.

- Какие слова помогают нам лучше представить образ врага? (Метафоры: «туча черная», «бросал глазами молнии».)

- С каким цветом вы связываете зло?

Вывод. Образ орла – образ Зла. На красный круг в центре бутона накладывается черный. Это цвет беды.

- Как защищала лебедушка детушек? Как Зло схватилось с Добром? Найдем это место в тексте и перечитаем. Какие слова и выражения помогают лучше представить картину?


3. Проблемная ситуация.

- Почему Есенин придумал такой грустный конец? (Дети затрудняются ответить.)

- В каком произведении описана подобная схватка? (Дети вспоминают «Сказку о царе Салтане …» А.С. Пушкина.)

- Чем эта схватка закончилась? (Лебедь была спасена.)

Вывод. Есенин хотел показать, что в жизни не всегда счастливый исход в отличие от сказки.


  1. Показ репродукций картин Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» и «Лебедь» на экране.

- В чем разница? (Сказка – жизнь.)


5. Проблемный вопрос:

- Получается, что в стихотворении «Лебедушка» зло победило? (Мнения расходятся.)

- Прочитайте концовку. Как откликнулась природа?

Вывод. Жизнь продолжается, лебедушка спасла своих деток. Победила материнская любовь! Конец печальный, но светлый. На черный круг в центре поэтического цветка накладывается белый.


6. Музыкальный образ лебедя. Дети слушают музыку Сен-Санса.

- Какая по настроению музыка звучала? (Нежная, тихая, грустная, светлая…)

Учитель рассказывает, что эта музыка вдохновила великую русскую балерину Анну Павлову на создание образа умирающего лебедя с помощью танца.


7
.
Возврат к образу стихотворения – поэтическому цветку на экране.


- Что служит почвой нашему цветку? (Опыт жизненный, авторская поэзия, фольклор…)

- Мы уже вспоминали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. Говорили и о том, что стихотворение напоминает песню.

Учитель показывает книгу «Русские народные песни», читает название одной из песен «Белая лебедушка и серые гуси», начинает читать:


Из-за лесу, лесу темного

Вылетало стадо лебединое…


Дети с радостью обнаруживают, что стихотворение Есенина начинается так же.

- Почему поэту так близки народные песни? (Он родился и вырос в деревне, всей душой любил красоту русской природы.)

- Что можно назвать стеблем нашего цветка? (Ритм.)


8. Работа на уровне ритмического рисунка.

Дети читают первую строфу стихотворения, «прохлопывают» ритм. Учитель заполняет схему.

Из-за леса, леса темного, _ _ _/ _ _/ _ _/ _ _

Подымалась красна зорюшка, _ _ _/ _ _/ _ _/ _ _

Рассыпала ясной радугой _ _ _/ _ _/ _ _/ _ _

Огоньки-лучи багровые. _ _ _/ _ _/ _ _/ _ _

Вывод. Ритм строгий. На каждой строке одинаковое количество слогов, по три ударных слога. Вот почему у цветка такой сильный стебель!

- Чего недостает нашему цветку? (Листьев – рифм.)

Вывод. Рифм нет. Это белые стихи.

- Ритм будет четче, если мы постараемся выделять сильнее голосом первый ударный и последний ударный слоги на каждой строке. Попробуем. Хоровое чтение первой строфы.


IV. Выразительное чтение «цепочкой» стихотворения без сокращений.

У детей на партах листки с отдельными строфами.

Вопрос после чтения:

- Может ли нравиться печальное?

Дети рассуждают, учитель подводит итог.

- Вокруг красивый мир. Рассказчик любуется картинами природы и сочувствует своим героям. В жизни человек не будет любоваться горем других. А в искусстве немного иначе. Автор заставляет читателя переживать вместе с героем, печалиться вместе с ним. Для чего? Чтобы мы учились ненавидеть зло и любить добро. Но при этом поэт делает так, что вместе с печалью мы ощущаем красоту жизни, природы, стиха. Эта красота зовет нас от зла к добру, от тьмы к свету.


V. Чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина «Корова» подготовленным заранее учеником.

- Как вы думаете, для чего поэт написал это стихотворение?

- В своих произведениях Есенин писал о милосердии и любви ко всему живому. И чего он ждет от нас, своих читателей?


VI. Домашнее задание.

- Найти и прочитать другие произведения С. Есенина о милосердии и любви ко всему живому, о красоте природы, постараться передать мысли, чувства, настроение автора и свое отношение при чтении в классе.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елена Беляева

Дата: 15.10.2023

Номер свидетельства: 638056


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства