Конспект урока литературного чтения "Тема красоты, добра и зла в стихотворении С. А. Есенина "Лебёдушка""
Конспект урока литературного чтения "Тема красоты, добра и зла в стихотворении С. А. Есенина "Лебёдушка""
Анализируя стихотворный текст на уроке литературного чтения в начальных классах, важно обращаться к чувствам детей, к их жизненному опыту, к сложившимся у них представлениям о проблеме противостояния добра и зла в нашем мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Тема красоты, добра и зла в стихотворении С. А. Есенина "Лебёдушка""»
Конспект урока литературного чтения в IV классе по учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение» (Часть II. Раздел «Поэтическая тетрадь»). Тема красоты, добра и зла в стихотворении С. А. Есенина «Лебедушка».
Цель урока: в процессе подготовки выразительного чтения стихотворения подвести учащихся к осознанию важности понимания чувств, настроения автора, поэтических образов, которые он создает, понимания авторского замысла
Предметные задачи
создать условия для развития у учащихся умения
- определять в стихотворении настроение и чувства поэта, их смену
- анализировать стихотворный текст
- умение понимать авторский замысел, находить приемы создания поэтических образов
Метапредметные задачи
создать условия для развития у учащихся умения
- чувствовать красоту русской природы, сострадание к чужой беде, милосердие
- сравнивать произведения живописи, музыки и литературы
- работать с информацией в разных формах, из разных источников
- умения ориентироваться в тексте
- наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы
Оборудование: экран, проектор, презентация (портрет С.А. Есенина, репродукции картин М. Врубеля «Царевна-Лебедь» и «Лебедь», поэтический цветок), аудиозапись музыки Сен-Санса «Карнавал животных» («Лебедь»), книга «Русские народные песни», детские рисунки-иллюстрации к стихотворению, индивидуальный раздаточный материал (карточка с отрывком текста стихотворения)
- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? (С. Есенин «Лебедушка»)
- Оно не может оставить равнодушным. Почему? (Дети делятся впечатлениями.)
- Обратили мы внимание и на то, что написано произведение особым слогом, складом. Каким? (Песенным.)
- Наблюдали мы и за развитием действия.
На доске заготовка-схема:
Дети вспоминают композицию: запев, зачин, кульминация, развязка, концовка.
- Дома вы нарисовали иллюстрации к произведению. (Перед уроком учитель вместе с детьми разместил на доске детские работы по мере развития сюжетной линии.)
- Сегодня это стихотворение поможет нам обратиться к теме красоты, добра и зла.
II. Чтение стихотворения учителем, рассматривание детских рисунков-иллюстраций.
III. Работа над образами.
Образ стихотворения – поэтический цветок.
Н а доске заготовка-рисунок:
- Вспомните, что в центре бутона поэтического цветка? (Картина жизни, чувства, настроение.)
- А что мы называем его лепестками? (Выразительные средства, которые помогают понять картину жизни, чувства, настроение.)
Дети называют выразительные средства, на лепестках появляются слова: сравнение, метафора, эпитет, контраст.
Есенинские образы.
- Сергей Есенин считается мастером создания поэтических образов. Обратимся к ним.
Образ утренней природы.
Чтение запева (первые три строфы).
- Красивая картина? Как передана красота? (Дети вычитывают эпитеты, метафоры, обращают внимание на контраст.)
- А какой еще красивый образ создает поэт? (Лебедушка – красивая, добрая, заботливая мама.)
- Подтвердите это словами из текста. (Сравнение – «словно зоренька», эпитет – «белоснежная», контрастный ему – «из тех ли темных зарослей»)
- Найдите и прочитайте строки, которые помогают нам понять, что лебедушка еще и заботливая мама.
- Как вы думаете, образ лебедушки – это какой образ прежде всего? (Образ Добра)
Вывод. Нарисованные поэтом образы утренней природы, лебедушкикрасивые, добрые, светлые. Вот почему в центре бутона поэтического цветка белый круг.
Вслед за этим на белый круг накладывается красный меньшего размера.
- О чем может рассказать красный цвет? (Не только о чем-то радующем глаз…)
- Что случилось? (Появляется орел. Красный цвет предупреждает об опасности.)
- Как жаль, что мы с вами не можем предостеречь лебедушку! Перечитаем эти строки, представим образ орла. (Читаем три строфы, начиная со слов «Но не чуяла …»)
- Для вас орел – это образ … (Врага, зла, беды…)
Образ орла.
- Какие слова помогают нам лучше представить образ врага? (Метафоры: «туча черная», «бросал глазами молнии».)
- С каким цветом вы связываете зло?
Вывод. Образ орла – образ Зла. На красный круг в центре бутона накладывается черный. Это цвет беды.
- Как защищала лебедушка детушек? Как Зло схватилось с Добром? Найдем это место в тексте и перечитаем. Какие слова и выражения помогают лучше представить картину?
3. Проблемная ситуация.
- Почему Есенин придумал такой грустный конец? (Дети затрудняются ответить.)
- В каком произведении описана подобная схватка? (Дети вспоминают «Сказку о царе Салтане …» А.С. Пушкина.)
- Чем эта схватка закончилась? (Лебедь была спасена.)
Вывод. Есенин хотел показать, что в жизни не всегда счастливый исход в отличие от сказки.
Показ репродукций картин Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» и «Лебедь» на экране.
- В чем разница? (Сказка – жизнь.)
5.Проблемный вопрос:
- Получается, что в стихотворении «Лебедушка» зло победило? (Мнения расходятся.)
- Прочитайте концовку. Как откликнулась природа?
Вывод. Жизнь продолжается, лебедушка спасла своих деток. Победила материнская любовь! Конец печальный, но светлый. На черный круг в центре поэтического цветка накладывается белый.
6.Музыкальный образ лебедя. Дети слушают музыку Сен-Санса.
- Какая по настроению музыка звучала? (Нежная, тихая, грустная, светлая…)
Учитель рассказывает, что эта музыка вдохновила великую русскую балерину АннуПавлову на создание образа умирающего лебедя с помощью танца.
7 . Возврат к образу стихотворения – поэтическому цветку на экране.
- Что служит почвой нашему цветку? (Опыт жизненный, авторская поэзия, фольклор…)
- Мы уже вспоминали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. Говорили и о том, что стихотворение напоминает песню.
Учитель показывает книгу «Русские народные песни», читает название одной из песен «Белая лебедушка и серые гуси», начинает читать:
Из-за лесу, лесу темного
Вылетало стадо лебединое…
Дети с радостью обнаруживают, что стихотворение Есенина начинается так же.
- Почему поэту так близки народные песни? (Он родился и вырос в деревне, всей душой любил красоту русской природы.)
- Что можно назвать стеблем нашего цветка? (Ритм.)
8. Работа на уровне ритмического рисунка.
Дети читают первую строфу стихотворения, «прохлопывают» ритм. Учитель заполняет схему.
Из-за леса, леса темного, _ _ _/ _ _/ _ _/ _ _
Подымалась красна зорюшка, _ _ _/ _ _/ _ _/ _ _
Рассыпала ясной радугой _ _ _/ _ _/ _ _/ _ _
Огоньки-лучи багровые. _ _ _/ _ _/ _ _/ _ _
Вывод. Ритм строгий. На каждой строке одинаковое количество слогов, по три ударных слога. Вот почему у цветка такой сильный стебель!
- Чего недостает нашему цветку? (Листьев – рифм.)
Вывод. Рифм нет. Это белые стихи.
- Ритм будет четче, если мы постараемся выделять сильнее голосом первый ударный и последний ударный слоги на каждой строке. Попробуем. Хоровое чтение первой строфы.
IV. Выразительное чтение «цепочкой» стихотворения без сокращений.
У детей на партах листки с отдельными строфами.
Вопрос после чтения:
- Может ли нравиться печальное?
Дети рассуждают, учитель подводит итог.
- Вокруг красивый мир. Рассказчик любуется картинами природы и сочувствует своим героям. В жизни человек не будет любоваться горем других. А в искусстве немного иначе. Автор заставляет читателя переживать вместе с героем, печалиться вместе с ним. Для чего? Чтобы мы учились ненавидеть зло и любить добро. Но при этом поэт делает так, что вместе с печалью мы ощущаем красоту жизни, природы, стиха. Эта красота зовет нас от зла к добру, от тьмы к свету.
V. Чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина «Корова» подготовленным заранее учеником.
- Как вы думаете, для чего поэт написал это стихотворение?
- В своих произведениях Есенин писал о милосердии и любви ко всему живому. И чего он ждет от нас, своих читателей?
VI. Домашнее задание.
- Найти и прочитать другие произведения С. Есенина о милосердии и любви ко всему живому, о красоте природы, постараться передать мысли, чувства, настроение автора и свое отношение при чтении в классе.