Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика |
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя Наглядный: презентация Практический: психологический настрой | 1-2 мин | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. - Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке. - Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее. - Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: учебный диалог, беседа, ответы на вопросы Наглядный: презентация Частично - поисковый: викторина по стихотворениям Словесный: слово учителя, беседа | 4-5мин | -Ребята, давайте вспомним, с каким автором, вы познакомились на прошлом уроке? -А какие произведения вы прочитали? -Ребята, вам нравятся стихотворения? А любите ли вы их читать? -Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, в которой вам нужно будет назвать заголовок данных стихотворений. -Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой! Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и звонко топал. -Выдали даме на станции Четыре зеленых квитанции О том, что получен багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картина, корзина, картонка И маленькая собачонка. -Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом. Бежит курица с ведром Заливать кошкин дом, А за нею во весь дух С помелом бежит петух. - Назовите фамилию автора, о творчестве которого мы будем говорить сегодня на уроке, и обоснуйте свой ответ. -Молодцы, ребята, вы уже многому научились. Но вам предстоит узнать еще много нового, интересного. Но для этого потребуется от вас усидчивость, терпение и желание хорошо учиться. - Как вы считаете, зачем нужно учиться? -А что вам чаще всего мешает хорошо учиться? - Как можно назвать такого человека? | - С Корнеем Ивановичем Чуковским. - «Путаница», «Радость», «Федорино горе». - Да. Вспоминают названия стихотворений. - «Мяч». С.Я.Маршак. - «Багаж». С.Я.Маршак. - «Кошкин дом». С.Я.Маршак. - Все отрывки взяты из стихотворений С.Я.Маршака, значит, сегодня мы будем говорить о творчестве С.Я.Маршака. - Чтобы все знать, быть умными, стать образованными. - Лень - Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, ленивец | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К.: выработка общей точки зрения, отстаивание собственной |
III. Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог, подводящий диалог Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог | 7м | Фронтальная форма работы - А теперь определите название стихотворения С.Я.Маршака, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Оно зашифровано в записи на экране. С.Я.Маршак «Кьоьтьиьльоьдьыьрьи» -Итак, о каком стихотворении пойдет речь? Как вы определили? -Сформулируйте полностью тему сегодняшнего урока. -Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. -Молодцы! Нам предстоит узнать новые сведения о творчестве Маршака. -Мы будем учиться задавать вопросы по содержанию стихотворения и находить на них ответы, работать над правильностью и выразительностью чтения. -И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний! | - «Кот и лодыри», убрали ь знак. -С.Я.Маршак и его произведение «Кот и лодыри» -Познакомиться с творчеством Маршака и его произведением «Кот и лодыри», научиться правильно, выразительно читать стихи, понимать авторскую мысль. | П.: подведение под понятие П.: построение речевого высказывания Р.: целеполагание П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя Практический: выразительное чтение, слушание текста Словесный: ответы на вопросы, толкование слов с использованием разных источников Словесный: беседа | 7м | Знакомство с автором -Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге. - Этот человек написал очень много произведений для детей. Он не умел отдыхать, и самым приятным для него было работать. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. С некоторыми книгами вы знакомы с детства. С какими произведениями вы знакомы? Я уверена, что стихотворение «Кот и лодыри», вам понравится, доставит много удовольствия, и, думаю, многих заставит задуматься Знакомство со стихотворением -Давайте с вами познакомимся со стихотворением С. Я. Маршака «Кот и лодыри». Сейчас я включу запись, ваша задача внимательно слушать, следить и карандашом подчеркнуть непонятные слова. Словарная работа - Итак, вот мы и послушали. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем. -Слово «Под мышками». Что можно носить под мышками? - Что такое ранец? - Кто может носить? - Что носят в ранце? - Что такое грамота? - А, что такое грифель? - Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Первичный анализ Фронтальная форма работы - Понравилось вам стихотворение? - Какое настроение оно вызывает? - О чем рассказывается в стихотворении? - Кто главные герои? -Сколько героев в данном произведении, назовите их? Динамическая пауза | Слушают внимательно учителя. Воспринимают и запоминают необходимую информацию. -«Теремок», «Багаж», «Робин- Бобин», «Поросята», «О глупом мышонке», «Урок вежливости», «Кошкин дом», «Мастер- ломастер», «Пожар», «Усатый- полосатый», «Кораблик», «Карусель», «Котята» и др. -Под мышками, ранец, грамота, грифель. -Книгу, куртку, сумку. -Ученическая сумка, которую носят на спине. -Школьники. -Школьные принадлежности. -Грамота – умение читать и писать -Грифель- пишущий стержень внутри карандаша -Да, прочитав это стихотворение, мы понимаем необходимость обучения. -Настроение кота выражается его грустью, связанной с необходимостью стать грамотным -О нескольких ребятах, которые прогуливают школьные занятия, и о бродячем коте, которых хочет стать грамотным. -Кот и лодыри. -3 - автор, лодыри, кот. | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: поиск и выделение информации П.: построение речевого высказывания К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
V. Первичное закрепление Словесный: чтение по цепочке Словесный: беседа | 7м | - Итак, а сейчас давайте прочитаем стихотворение по цепочке, с первого ряда, выразительно. - Куда попали лодыри по пути на урок? - На что жаловался кот? - Почему кот хочет научиться грамоте? - Лодырям нравится учиться? - Чем занимаются лодыри целый день? - Разве это плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим воздухом? - Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? -Как читать слова автора? -Как должны звучать слова кота? А как должны звучать слова лодырей? -Мы охарактеризовали главных героев. А теперь попробуем прочитать по ролям и передать интонацией слова героев стихотворения. Нам нужно 3 человека. Ребята, кто хочет прочитать? -Получилось у ребят передать интонации слов героев? -Спасибо! | Читают стихотворение выразительно. -Прогуливая школьные занятия, лодыри попадают на каток. - Он не учен ни письму, ни грамоте. - Кот объясняет, почему плохо быть неграмотным, рассуждает о его жизненных трудностях, которые его преследуют. -Нет, лодырям не нравится учиться. Они не привыкли трудиться. -На коньках катаются. -Нет, нужно спортом заниматься после школьных занятий. -Он смеется над ними, осуждает их. - Убедительно, уверенно. -Кота с жалостью, грустью. Лодырей с гордостью. Читают по ролям выразительно. | П: поиск и выделение информации П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
VI. Самостоятельная работа с проверкой Словесный: беседа, объяснение толкания пословиц Словесный: обобщающая беседа | 7-9мин | - Хорошо! И я приготовила для вас задание. Работать будете в парах: ваша задача: составить пословицу объяснить, как вы ее понимаете и соотнести смысл пословицы с содержанием стихотворения. На работу вам 2 минуты. Парная работа Задания: 1.Откладывай безделье, да не откладывай дела. 2.Делу время, а потехе час. 3.Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет. 4.У лодыря что ни день, то лень. - Итак, время закончилось. Начинаем проверять. Кто у вас будет отвечать? - Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили? - Какой вывод мы можем сделать? | Выполняют задание учителя. Объясняют смысл пословиц. 1- Безделье ни к чему хорошему не приведет, дела сами собой не решаться. Не откладывай на завтра то, что можешь совершить сегодня. 2- Это означает, что работе или какому- то делу следует уделять больше времени, нежеле потехе. 3- Ленивый человек постоянно старается избежать работы. 4- Лодырь всегда ленится. Каждый день пытается уйти от работы. Лодырю не важно, что за работа, потому что его одолевает лень. Он не хочет делать что- то, даже если это необходимо. - Мы не должны лениться, лень – это разрушающее качество человека. Ленивый человек ничего не добьется в своей жизни. Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: контроль П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания |
VII. Включение в систему знаний Частично - поисковый: тест по пройденному материалу Частично - поисковый: тест по пройденному материалу | 3мин | - Каким мы видим автора в этом стихотворении? Какой человек мог написать эти стихи? - Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. На своих листочках напишите имя, фамилию. Индивидуальная работа 1. Имя и отчество поэта: Лев Николаевич; Самуил Яковлевич; Корней Иванович. 2. Где родился Маршак? Воронеж; Острогожск; Петербург. 3. Выберите название произведения Маршака. "Путаница"; "Федорино горе"; "Кот и лодыри". 4. Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри": 5. Куда попали лодыри вместо урока? 6. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри? -Н - Передаем листочки, на первую парту. | Отвечают на вопросы -Человек с чувством юмора, умный, рассудительный, интересный, неожиданный. 1-Самуил Яковлевич 2-в Воронеже 3-«Кот и лодыри» 4-«лентяй» 5-каток 6-год | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: обобщающая беседа | 2-3мин | Деятельностная -Ребята, какая тема нашего урока? -Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили? -Что нового вы узнали? -Что запомнили? -Что смогли сделать? - Какой же урок можно вынести из стихотворения Маршака? Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке? -Записываем домашнее задание: выразительное чтение произведения со страницы 26 по 28. -Спасибо за урок, до свидания! | Проводят самоанализ деятельности. -С.Я. Маршак «Кот и лодыри» -Да. Познакомиться с творчеством Маршака и его произведением «Кот и лодыри», научиться правильно, выразительно читать стихи, понимать авторскую мысль. -Мы познакомились с автором, учились выразительно читать произведение. -Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р:осуществление итогового контроля |