-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;
-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Регулятивные УУД:
-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Познавательные УУД: -умение работать с учебной и дополнительной информацией;
-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов; -использование активных методов обучения ( приёмы «Чтение с остановками», «Верно-Неверно», «Синквейн», «Кластер», Рассказ-предположение по ключевым словам)
Коммуникативные УУД :
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
-чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;
- Каждый урок чтения - это урок общения. На этом уроке мы с вами будем продолжать работу над изучаемым произведением, познакомимся с новыми фактами из жизни писателя и, конечно же, будем обмениваться своими мыслями.
- Предлагаю работать сегодня под таким девизом
Слайд . Девиз урока:
Я всё смогу. У меня всё получится.
Желаю успеха себе и друзьям.
II Проверка домашнего задания.
Видео «В мире животных»
Ребята, кто может сказать: Почему я начала урок с этого фрагмента?
Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").
Слайд
- О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе, о природе, о повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе)
Актуализация опорных знаний.
Работа в паре
У вас на столах карточки с кроссвордом, зачеркните буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя.
Д
Б
Р
А
В
Г
Е
У
Н
С
К
Ж
Е
И
В
Й
Ж
З
Б
З
Слайд
- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.
Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский.
) Приём «Инсерт». Работа в парах.
- У всех на партах лежит информационный лист - справочник краткой биографии Виктора Юзефовича Драгунского. Работать будете в паре.
Ваша задача: самостоятельно ознакомиться с биографией писателя и отметить карандашом при помощи условных знаков, какую информацию вы знали, узнали новое и в таблицу отметили, что хотели бы узнать.
Взаимопроверка.
- Сравним, что вы знали раньше об авторе? Что узнали нового?
V - Знаю
? - Хочу узнать
+ - Узнал(а)
«Тайное становится явным» 2 кл
Справочник краткой биографии Виктора Юзефовича Драгунского
В ноябре исполнилось 110 лет со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Он прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился в Америке. Рано потерял отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь. Он был и рабочим, и лодочником, актером кино и театра, цирковым клоуном.
Виктор Драгунский был добрым и весёлым человеком. Только в 40 лет он начал писать. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Героем его произведений стал его младший сын Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. Его рассказы:«Гусиное горло», «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Тайное становится явным», «Не пиф, не паф!» и другие.
V - Знаю
? - Хочу узнать
+ - Узнал(а)
Обратим внимание на библиотечку книг.
- Что можно сказать о внешнем виде книг.
Вывод: востребованы, их читают, они никогда не залёживаются на полках.
Слайд
- Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок).
Речевая разминка с физминуткой.
- Встаньте и прочитайте громко.
- Присядьте и прочитайте загадку шепотом.
- Прочитайте загадку считалкой, хлопая в ладоши.
- Прочитайте выразительно.
- Садитесь.
- Что вы знаете о светлячках?
Сообщение о светлячках
Светлячок, или светляк – очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья, а их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. А вот самки светлячков обычно бескрылы, но зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий зеленоватый свет. Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся. Их орган свечения располагается на конце брюшка. Свет, излучаемый светлячками, не похож на солнечный, так как свет светлячка холодный. Светлячок светит, но не греет.
- О светлячке шла речь в рассказе, который вы читали дома. Как называется этот рассказ?
( «Он живой и светится»).
Запись в тетради: автор, название рассказа. (Учитель пишет на доске»)
Слайд
- Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.
Учащиеся находят соответствие выражений на слайде:
- работать / над составлением плана рассказа
- учиться / давать характеристику героям
- определить / главную мысль рассказа
Работа над новым произведением.
Слайд
– Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)
- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)
Приём "Рассказ-предположение по ключевым словам"
- Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.
На слайде слова: товарищи, друзья, знакомые.
Слайд
Проблемные вопросы
- Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.
- Сейчас мы еще раз, вдумчиво прочитаем текст, но прежде проведём словарную работу для более точного понимания некоторых слов и выражений.
Слайд
СЛОВАРЬ
брынза – сыр из овечьего или козьего молока;
моментально – мгновенно, очень быстро;
бублик – толстая баранка;
Гватемала, Барбадос – государства в Америке.
Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
Проверка выполнения со слайдoм. Переходим к чтению.
Приём «Чтение с остановками»
-Откройте учебник на с.102
Чтение текста и составление плана (запись в тетрадь)
1 часть
Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)
- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)
- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
(найдите в тексте и прочитайте)
(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)
- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").
Запись в тетрадь.
2 часть
- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)
- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)
- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)
- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою доброту!»)
- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)
- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")
Запись в тетрадь.
3 часть
- Можно я прочитаю вам следующую часть рассказа.
– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)
- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)
- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)
- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?
(сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)
- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)
- Как озаглавите 3 часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке") Запись в тетради.
4 часть Жужжащее чтение
– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)
- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить 4 часть. ("Лучше любого самосвала на свете").
-Зачем составили план рассказа? (Чтобы было легко пересказать текст)
- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
– Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём.
Слайд Физминутка для глаз.
СЛАЙД
План пересказа
Кейсы Характеристика героев
Подумайте и подчеркните, какие качества характерны для Мишки, а какие для Дениски
(Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным (Упорный, чрезвычайно, слишком настойчивый) и
БестактнымБестактность – это отсутствие такта. Неумение вести себя в соответствии с этикетом, то есть следовать правилам поведения. Такт - это способность понимать собеседника. Не допускать неприятных для него ситуаций. Людей без этих умений называют бестактными или нетактичными- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду;
Нахальный; надоедливый, назойливый, навязчивый, докучный (обычно с оттенком неодобрения),
Корыстный - это тот человек извлекающий личную выгоду из какой-либо ситуации
невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо;
нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)
V. Рефлексия. Подведение итогов.
Слайд 14 ПРОБЛЕМА
- Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.
Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?
Мнения учащихся.
- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки.
Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)
- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)
- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.
– Подводя итог нашему разговору,
- составьте синквейн или кластер со словом «друзья». Работать будете в группах.
Прием синквейн и кластер
Ученики самостоятельно составляют синквейны и кластеры на листочках, а затем зачитывают.
VI. Оценка работы класса.
Учитель оценивает работу класса, выделяя наиболее яркие и удачные моменты.
Слайд ВЫВОД
Я довольна вашей работой на уроке. Я очень рада, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях.
Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.
Слайд
Приём «Верно-Неверно»
Не сказка – рассказ (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово "волшебство", но в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)
А правда ли, что светлячок - существо настоящее, а не придуманное автором?
(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).
СЛАЙД РЕФЛЕКСИЯ
VII. Домашнее задание. СЛАЙД
- Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ по записанному в тетради плану, а также одно из заданий по выбору: