kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения по теме: "Виктор Драгунский "Он живой и светится" ( 3 класс Школа России )

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке происходит осмысление понятия "дружба", возможности дружеских отношений между разными людьми. В уроке используются активные методы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: "Виктор Драгунский "Он живой и светится" ( 3 класс Школа России )»

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».


Цели:

Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».

- Развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение работать в группах, совместно создавая характеристику героев, их взаимоотношений;

- Продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.

Задачи:

-развивать навыки осознанного выразительного чтения;

-пробудить познавательную активность;

-работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

-расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

-развивать критическое мышление;

-воспитывать любовь ко всему живому.

Личностные УУД:

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные УУД:

-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

- формирование умения планировать свою деятельность.

Познавательные УУД:
-умение работать с учебной и дополнительной информацией;

-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов;
-использование активных методов обучения ( приёмы «Чтение с остановками», «Верно-Неверно», «Синквейн», «Кластер», Рассказ-предположение по ключевым словам)

Коммуникативные УУД :

-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

-чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;

-критично относиться к своему мнению;

-понимать точку зрения другого человека.



Оборудование:

  • Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

  • Карточки с характеристиками героев.

  • Презентация.

  • Кейсы


Ход урока.

Слайд

  1. Организационный момент.

- Каждый урок чтения - это урок общения. На этом уроке мы с вами будем продолжать работу над изучаемым произведением, познакомимся с новыми фактами из жизни писателя и, конечно же, будем обмениваться своими мыслями.

- Предлагаю работать сегодня под таким девизом

Слайд . Девиз урока:

Я всё смогу. У меня всё получится.

Желаю успеха себе и друзьям.

II Проверка домашнего задания.

Видео «В мире животных»

Ребята, кто может сказать: Почему я начала урок с этого фрагмента?

Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").

Слайд

- О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе, о природе, о повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе)

  1. Актуализация опорных знаний.

Работа в паре

У вас на столах карточки с кроссвордом, зачеркните буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя.

Д

Б

Р

А

В

Г

Е

У

Н

С

К

Ж

Е

И

В

Й

Ж

З

Б

З

Слайд

- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.

Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский.

) Приём «Инсерт». Работа в парах.

- У всех на партах лежит информационный лист - справочник краткой биографии Виктора Юзефовича Драгунского. Работать будете в паре.

Ваша задача: самостоятельно ознакомиться с биографией писателя и отметить карандашом при помощи условных знаков, какую информацию вы знали, узнали новое и в таблицу отметили, что хотели бы узнать.

Взаимопроверка.

- Сравним, что вы знали раньше об авторе? Что узнали нового?


V - Знаю

? - Хочу узнать

+ - Узнал(а)

«Тайное становится явным» 2 кл






Справочник краткой биографии Виктора Юзефовича Драгунского

В ноябре исполнилось 110 лет со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Он прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился в Америке. Рано потерял отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь. Он был и рабочим, и лодочником, актером кино и театра, цирковым клоуном.

Виктор Драгунский был добрым и весёлым человеком. Только в 40 лет он начал писать. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Героем его произведений стал его младший сын Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. Его рассказы: «Гусиное горло», «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Тайное становится явным», «Не пиф, не паф!» и другие.


V - Знаю

? - Хочу узнать

+ - Узнал(а)







Обратим внимание на библиотечку книг.

- Что можно сказать о внешнем виде книг.

Вывод: востребованы, их читают, они никогда не залёживаются на полках.


Слайд

- Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый... (светлячок).

Речевая разминка с физминуткой.

- Встаньте и прочитайте громко.

Присядьте и прочитайте загадку шепотом.

- Прочитайте загадку считалкой, хлопая в ладоши.

- Прочитайте выразительно.

- Садитесь.

- Что вы знаете о светлячках?

Сообщение о светлячках

Светлячок, или светляк – очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья, а их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. А вот самки светлячков обычно бескрылы, но зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.

Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий зеленоватый свет. Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.

В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся. Их орган свечения располагается на конце брюшка. Свет, излучаемый светлячками, не похож на солнечный, так как свет светлячка холодный. Светлячок светит, но не греет.


- О светлячке шла речь в рассказе, который вы читали дома. Как называется этот рассказ?

( «Он живой и светится»).

Запись в тетради: автор, название рассказа. (Учитель пишет на доске»)

Слайд

- Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.

Учащиеся находят соответствие выражений на слайде:

- работать / над составлением плана рассказа

- учиться / давать характеристику героям

- определить / главную мысль рассказа


  1. Работа над новым произведением.

Слайд

– Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)

- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)

Приём "Рассказ-предположение по ключевым словам"

- Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.

На слайде слова: товарищи, друзья, знакомые.

Слайд

Проблемные вопросы

- Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.

- Сейчас мы еще раз, вдумчиво прочитаем текст, но прежде проведём словарную работу для более точного понимания некоторых слов и выражений.

Слайд

СЛОВАРЬ

  • брынза – сыр из овечьего или козьего молока;

  • моментально – мгновенно, очень быстро;

  • бублик – толстая баранка;

  • Гватемала, Барбадос – государства в Америке.

  • Здесь: марки, выпущенные этими государствами.


Проверка выполнения со слайдoм. Переходим к чтению.


Приём «Чтение с остановками»

-Откройте учебник на с.102

Чтение текста и составление плана (запись в тетрадь)

1 часть

Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)

- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? 

(найдите в тексте и прочитайте)

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

Запись в тетрадь.

2 часть

- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)

- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)

- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою доброту!»)

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

Запись в тетрадь.

3 часть

- Можно я прочитаю вам следующую часть рассказа.

– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? 

(сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите 3 часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке") Запись в тетради.

4 часть Жужжащее чтение

– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить 4 часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

-Зачем составили план рассказа? (Чтобы было легко пересказать текст)

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)


– Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём.

Слайд Физминутка для глаз.


СЛАЙД

План пересказа


Кейсы Характеристика героев

Подумайте и подчеркните, какие качества характерны для Мишки, а какие для Дениски 


Чтение характеристик по карточкам.


Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.

Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.


(Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным (Упорный, чрезвычайно, слишком настойчивый) и

Бестактным Бестактность – это отсутствие такта. Неумение вести себя в соответствии с этикетом, то есть следовать правилам поведения. Такт - это способность понимать собеседника. Не допускать неприятных для него ситуаций. Людей без этих умений называют бестактными или нетактичными - любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду;

Нахальный; надоедливый, назойливый, навязчивый, докучный (обычно с оттенком неодобрения),

Корыстный - это тот человек извлекающий личную выгоду из какой-либо ситуации

невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо;

нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

V. Рефлексия. Подведение итогов.

Слайд 14 ПРОБЛЕМА

  1. - Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.

Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?

Мнения учащихся.

- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки.

Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

  1. – Подводя итог нашему разговору,

- составьте синквейн или кластер со словом «друзья». Работать будете в группах.

Прием синквейн и кластер

Ученики самостоятельно составляют синквейны и кластеры на листочках, а затем зачитывают.


VI. Оценка работы класса.

Учитель оценивает работу класса, выделяя наиболее яркие и удачные моменты.

Слайд ВЫВОД

Я довольна вашей работой на уроке. Я очень рада, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях.

Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.

Слайд

Приём «Верно-Неверно»

Не сказка – рассказ (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово "волшебство", но в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)

А правда ли, что светлячок - существо настоящее, а не придуманное автором?

(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).

СЛАЙД  РЕФЛЕКСИЯ


VII. Домашнее задание. СЛАЙД

- Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ по записанному в тетради плану, а также одно из заданий по выбору:

- нарисовать иллюстрацию к тексту.

-придумать другое название к рассказу

СЛАЙД Спасибо за урок!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Людмила Михайловна

Дата: 25.08.2023

Номер свидетельства: 635938


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства