Конспект урока литературного чтения по теме Н.Носов "Телефон"
Конспект урока литературного чтения по теме Н.Носов "Телефон"
Конспект урока литературного чтения ставит целью расширить знания детей о жизни и творчестве Н. Носова; повторить правила телефонного общения; развивать навыки работы в парах. Формирует информационную компетентность: учит анализировать содержание прочитанного, подтверждать высказывание цитатами из текста, воспроизводить с соответствующей интонацией. Прививает любовь и интерес к книге, к чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме Н.Носов "Телефон"»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
НА ТЕМУ: Н.Н. НОСОВ “ТЕЛЕФОН”
Задачи.
Предметные:
1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова.
2.Воспитывать интерес к чтению, любознательность, чувство юмора.
Метапредметные:
- Создание условий для освоения школьниками процесса обучения.
- Развитие способности применять имеющиеся у детей умения и навыки.
Планируемые достижения учащихся: анализировать свою деятельность, работу своей группы и класса в целом.
Цели урока: дидактические: расширить знания детей о жизни и творчестве Н. Носова; повторить правила телефонного общения; развивать навыки работы в парах; коррекционные: формировать информационную компетентность: учить анализировать содержание прочитанного, подтверждать высказывание цитатами из текста, воспроизводить с соответствующей интонацией; воспитательные: прививать любовь и интерес к книге, к чтению.
I.Организационный момент.(3 мин.).
1) Дыхательная гимнастика (приложение 1).
2)Речевая разминка.
КТО ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ,
ТОТ ДОЛЖЕН ВЫГОВАРИВАТЬ.
ВСЕ ПРАВИЛЬНО И ВНЯТНО,
ЧТОБ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО.
----- Прочитать медленно, выговаривая каждое слово четко.
----- О чем скороговорка?
----- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.
----- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя важные слова.
II.Проверка домашнего задания.(10 мин.)
---- Что было задано на дом?
(Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Федина задача», дополнительное сообщение о Н. Носове.)
1) Сообщение ученицы о жизни и творчестве писателя (приложение 2.)
----- Какие вы можете вспомнить произведения Николая Николаевича?
2) Беседа по вопросам.
----- Как вы готовите уроки?
----- Что вам для этого нужно?
----- Как Федя готовил уроки?
----- Что полезного для себя вы узнали из рассказа?
3) Выразительное чтение отрывка ( со слов «Однозвучно гремит колокольчик…).
4) Обсуждение.
----- Почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача» ?
Физминутка ( приложение 3)
III.Изучение новой темы (22 мин.)
1) Сообщение темы урока.
Продолжаем знакомиться с произведениями Н. Носова. Сегодня прочитаем рассказ «Телефон».
2) Введение в тему.
а) Знаете ли вы, кто и когда изобрел телефон? А Алексей знает. Слушайте внимательно, т. к. эта информация нам завтра пригодится на уроке внеклассного чтения. ( Сообщение ученика. Приложение 4.)
б) Сообщение учителя.
- Во время раскопок одного из дворцов в Перу археологи обнаружили лежащего на боку «предка» … телефона. Он представлял собой два сосуда из тыквы, соединенные бечевкой (лексическое значение слова).
Ученые пришли к выводу, что тыквенному переговорному устройству не меньше 1000 лет.
3) Работа с текстом по учебнику.
- Просмотрите рассказ. Как он построен?
- Что такое диалог?
- Посмотрите на иллюстрацию. О ком этот рассказ? Между кем будет вестись диалог?
Гимнастика для глаз.
4) Подготовительная работа перед чтением.
а) Обучение чтению целыми словами (хоровая, индивидуальная).
-Читайте плавно по слогам, затем – целыми словами:
----- Какие правила телефонного общения вы знаете?
----- Почему подолгу нельзя разговаривать по телефону?
в) Работа над выразительностью чтения( парная).
Чтение диалога в лицах, исключая слова автора.
-Между собой распределите роли, отметьте простым карандашом свои слова. Читайте выразительно, соблюдая знаки препинания, выдерживая интонацию, выражая эмоции ребят.
IV. Подведение итогов урока.(4 мин.)
----- Что особенно понравилось на уроке?
----- Чему научил вас рассказ «Телефон» ?
-Чтобы вы умели правильно общаться по телефону, я приготовила для вас памятку «Правила телефонного общения» ( приложение 5).
Чтение памятки про себя.
Беседа по содержанию памятки:
----- Соблюдали ли ребята эти правила?
- У этого рассказа есть продолжение. Книгу можно взять в библиотеке и прочитать.
V.Домашнее задание.(1 мин.)
- Рассказать, как вы общаетесь по телефону.
-Нарисовать телефон будущего или его « предка».
-Познакомиться с содержанием рассказа В. Драгунского «Друг детства».
Приложение 1.
Дыхательная гимнастика.
Нос «прочистить». Дышим обеими половинками носа (выдыхаем через рот).
Левую половинку зажать, правой дышим.
Правую зажать, левой дышим.
Дышим обеими половинками носа.
Приложение 2.
Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он освоил множество профессий – газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика брёвен. Он много знал, видел, умел. Все книги Носова веселые, доброжелательные. Не всякую правду приятно слушать, поэтому в своих рассказах Носов говорил правду, смягчив немножко шуткой. Если спросить кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Николаевича, то в ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из рассказов Носова.
Писатель Николай Николаевич для взрослых книг почти не писал, поэтому в памяти читателей он останется детским юмористом. Свой первый рассказ «Затейники» напечатал в журнале «Мурзилка».
Приложение 3.
Хомка, хомка, хомячок ,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять-
Хомка хочет сильным стать!
Приложение 4.
История изобретения телефона очень интересна. Более 130 лет тому назад американский инженер Александр Белл подал заявку на изобретение прибора « Для передачи по телеграфу звуков голоса», другими словами – телефона. В тот же день физик Грей сделал такую же заявку. Первым изобретателем телефона считается Белл, потому что принёс заявку на два часа раньше Грея.
Телефон Белла имел массу недостатков: голос передавался тихо, всё хрипело, шумело и хлюпало во время разговора, но изобретатель так упорно трудился над своим детищем, что вскоре оно заговорило чётче и громче.
Приложение 5.
1.До того, как вы снимете трубку, подумайте: действительно ли этот телефонный звонок необходим.
2.Выбирайте наиболее удобное для звонков время, чтобы не причинить собеседнику неудобства.
3.Позвонив, поздоровайтесь и сразу же представьтесь.
4.Если человека, которому вы звоните, не оказалось дома, попросите передать ему, кто звонил, по какому вопросу, по какому номеру и в какое время он может перезвонить вам.
5.Если разговор прервался, то повторный звонок делает тот, кто звонил первый раз.