Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 4 класс»
Конспект урока литературного чтения 4 класс
Тема: Былина ”Илья Муромец и Соловей-разбойник “
Составила Меньших Т.В.
Цель урока:
-обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения; учить составлять план произведения;
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
- познакомить с важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; пробудить желание читать былины.
Воспитательные:
- установить связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.
Развивающие:
- продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин.
- продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок.
- продолжить развитие культуры речи.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
Метапредметные:
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- находить сходство и различие между былиной и сказкой;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
Регулятивные:
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
- контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные:
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
- сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.
- применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;
- выделять признаки былины, сравнивать ее со сказкой
Ход урока.
1.Организационный момент
Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.
- Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.
Читают слова на слайде
Когда ты смел и чист душой,
То доброта всегда с тобой.
Поступок добрый, подвиг есть,
А доброты у нас не счесть.
Лишь тот, кто подвигом живёт,
Богатырём, в Веках, слывёт.
2.Актуализация знаний. Целеполагание
Задание 1.
- Произведения устного народного творчества вы читали в 1-3 классах. Давайте проверим ваши знания. Объясните каждое слово в названии темы. Почему «устное»?
- Почему «народное»?
- Почему «творчество»?
- Какие произведения устного народного творчества вы знаете?На листе записаны называния народных произведений. Продолжите список теми произведениями, которые вам известны, но не записаны.
-На уроках во 2 и 3 классах вы познакомились с отрывками из «Сказки про Илью Муромца» Вспомните, кто он такой?
-Илья Муромец является героем многих былин. Прочитайте названия некоторых из этих былин на опорном листе.
-Знаете ли вы, что местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во Владимирской области? Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нем живет и сегодня. Гробница с мощами богатыря находится в Киево-Печерском монастыре. На берегу реки Оки стоит памятник Илье Муромцу.В краеведческом музея города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».
Рассказ учителя сопровождает демонстрация слайдов.
Определение темы урока и плана работы.
-Прочитайте название былины в учебнике. Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Предположите, кто из них Соловей-разбойник, а кто Илья Муромец?
Проверим наше предположение.
План
1. Кто является главным героем былины?
2. Как народ изображает Илью Муромца?
3. Мог ли проявить трусость былинный герой?
4. Какая связь существует между былинами и историческими событиями? Какие средства языка помогают передать образ богатыря?
5. Что означает слово «былина»?
6. Чем былины интересны для современного читателя?
3.Изучение нового
Задание 1: Слушание
Текст былины записан со слов сказителя – человека, который рассказывал былины, – более ста лет тому назад. Для нас их сберегли собиратели былин. Они ездили по городам и сёлам и записывали былины от простых крестьян-сказителей. В старину былины назвались песнями. Их действительно «пели», распевно читали под гусли. Послушайте, как звучали гусли.
А сейчас послушайте былину.
4.Анализ текста былины в форме ответов на вопросы для проверки первичного восприятия былин
-Как встретились Илья Муромец и Соловей-разбойник? Что случилось с природой от соловьиного посвиста?
-Чем закончилась эта встреча?
-Почему ослушался Илья Муромец жителей города?
- Как называется приём преувеличения силы богатыря? (гипербола)
- Как в былине показано превосходство Ильи Муромца над дружинниками князя Владимира?
Задание 2. Чтение былины учащимися с комментированием
Словарная работа по ходу чтения
- Что подумал Илья, увидев Соловья-разбойника?
-Когда произошла встреча Ильи с Соловьём-разбойником? Сразу как он уехал служить Владимиру, после помощи мужичкам Черниговским?
- Какой же он, былинный герой?
-Как он побеждает врага? Сам или с помощью волшебных предметов и помощников?
-Чью точку зрения, чьи мысли отражает былина?
-Что обозначает слово «былина»?
-Действительно, Русь боролась с многочисленными врагами. Русский народ показывал на поле брани чудеса храбрости. В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень-озера нашли такой сапожок, какой точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того, в былинах упоминаются точные названия русских городов.
-Давайте вместе дадим определение былине.
Физкультминутка «Тренажёр для глаз»
Задание 3
-Найдите повторяющиеся эпизоды и скажите, с какой целью они используются.
Задание 4
-Рассмотрите репродукцию картины «Три богатыря».СЛАЙД
- Михаил Врубель продолжает «богатырскую» тему Виктора Васнецова.Безымянный богатырь и его могучий конь словно созданы из камня. Они будто внезапно появляются перед нашим взором. Создается ощущение, что всадник и окружающий его мир слиты воедино.Богатырская тема нашла отражение и в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Одна из его симфоний называется «Богатырской». Сегодня мы послушаем только первую часть симфонии – «Собрание русских богатырей».
-Как вы почувствовали «богатырскую» тему в музыке
5. Закрепление
Диагностика качества освоения темы.Задание 1.
Восстановите план текста былины, расположив события в нужной последовательности.
1. Побраталися да два богатыря
2. Тяжело ходить коню богатырскому
3. Встреча Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.
4. Положил Илью да он к себе в карман
Самопроверка по эталону
Задание 2. Просмотр отрывка фильма «Соловей-разбойник»
-События, показанные здесь происходили раньше или позже тех, что описаны в былине Илья Муромец и Соловей-разбойник?
Итог урока.
-Что нового о новом жанре сегодня узнали?
-Почему современному читателю нужно знать и читать былины?
Домашнее задание:Научиться читать былину с выражением нараспев