Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "А.П.Чехов "Белолобый" 3 класс»
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Составила Меньших Т.В.
Тема урока: А.П.Чехов «Белолобый». 1 урок Цели урока: 1.Образовательные: познакомить детей с биографией и творчеством А.П.Чехова; провести анализ главных героев произведения «Белолобый». совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения; развивать умения составлять план текста; формировать умение определять главную мысль произведения и умения работать с текстом, умение слушать и оценивать ответы одноклассников;учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.
2.Развивающиеся: развивать устную речь учащихся, творческое воображение; умение анализировать, обобщать; расширять кругозор детей; развивать наблюдательность за поведением животных. 3. Воспитательные: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; бережного отношения к природе.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
На экране - портреты русских писателей.
-Каких писателей узнали? Назовите произведения.
-Сегодня познакомимся с великим русским писателем. Кто знает его?
(на экране годы жизни 1860 – 1904)
III. Знакомством с биографией А.П.Чехова. Рассказывает 1 ученик
Родился Антон Павлович 29 января 1860 г. На берегу Азовского моря в г. Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. Отец был купцом и имел бакалейную лавку. Мать - домохозяйкой. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Антон учился плохо, восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. У мальчика не было времени на учебу, был занят в церковном хоре и отцовской лавке. После окончания гимназии Антон поступил на медицинский факультет Московского университета. Чехову нравилось писать в разных юмористических журналах. После окончания университетского курса стал работать уездным врачом. До конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. Последнее десятилетие жизни Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и он стал жить на собственной даче в Ялте.
IV. Определение темы урока. 1) — Как вы понимаете слово белолобый? — О ком будет рассказ? — Кого автор так назвал?
V. Работа с произведением А.П.Чехова «Белолобый». 1) Чтение рассказа.
2) Словарная работа. Ярка – молодая овца. Падаль – труп павшего животного. Хлев – помещение для скота. Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км. Логово – место, где обитает зверь (на земле, в неглубокой яме). Зимовье – место, жильё, где зимуют люди, животные. Механик – специалист, наблюдающий за работой машин. Невежа – грубый, невоспитанный. Слега – толстая жердь, брус. 3) — Какое настроение вызвал прочитанный рассказ? — Какой эпизод вас больше всего взволновал? — Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Белолобый? — Что вы о нем узнали? — Подумайте, какой это рассказ?
VII. Физ. мин. VIII. Анализ текста. Разбор образов и характеров главных героев. Составление плана. 1-я часть — Где происходят события? — О ком рассказывает автор? — Найдите и прочитайте описание волчихи. — Зачем автор использует слово «кушать»? — Докажите словами из текста, что волчица не просто хотела кушать, а была зверски голодна. — Удалось ли волчице попасть в сарай и заполучить добычу? — Какая она? — Как можно озаглавить 1 часть?
2-я часть. -Что почувствовала волчица, когда «волокла» свою добычу? -Какое событие главное в этой части?
— Найдите описание щенка в тексте. — Кто считает, что Белолобый глупый? — Найдите в тексте слова, которые показывают, что автор понимает заботы волчихи и её трудности, что он очень хорошо знает её повадки особенности поведения. — Вам жалко волчицу? Почему? — Озаглавьте 2 часть. 3-я часть. — Удалось ли волчице в следующий раз добыть ягненка? — Почему? — Озаглавьте эту часть.
X. Итог урока. — Понравился ли вам рассказ?
-Кто из героев вам понравился и не понравился? Почему? — Почему волчица не съела Белолобого? — При чтении дома выпишите глаголы-действия волчицы XII. Домашнее задание. перечитать рассказ и подготовить выборочный пересказ а) о Белолобом; б) о волчице