I Этап урока: мотивационный этап |
Цель этапа: эмоционально настроить детей на работу; создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность “хочу”, актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности “надо”, выделить содержательную область “могу”. |
Содержание этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации учебной деятельности | Результаты (планируемые достижения) |
.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. | Приветствие учащихся. -Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке - книжка, ручка и тетрадка. Проверили? Садитесь, с усердием трудитесь. Создание ситуации успеха. -Ребята, а вы любите уроки литературного чтения? -Что вы ждёте от сегодняшнего урока чтения? -Что необходимо, чтобы на уроке у нас всё получилось? | -Дети приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на на урок. Отвечают на вопросы учителя. Начинают свой ответ со слов: на уроке мне бы хотелось... | фронтальная беседа, индивидуальные ответы детей | Л:положительное отношение к уроку; Р:организация рабочего места; умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; К:взаимодействие учителя с учеником |
II Этап урока: актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Цель этапа: создать мотивацию к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, организовать фиксирование каждым учащимся индивидуального затруднения в пробном действии. |
Актуализация опорных знаний и подведение к теме урока. Фронтальная беседа по известному материалу. | -Ребята, продолжите фразу: на каждом уроке чтения мы встречаемся с …? -Сегодня мы тоже встретимся с автором многих произведений. Посмотрите на экран, узнайте, кто это? - Правильно - это Л.Н.Толстой. Мы уже знакомы с его творчеством. -Сегодня мы будем читать новое произведение Л.Н.Толстого. | -Заканчивают предложение, которое начал говорить учитель. -Ученики, смотрят на экран, называют ФИО писателя. | фронтальная работа | П: Умение определять понятия, устанавливать аналогии. |
Сформулировать тему урока вместе с учащимися, включить детей в активную учебно-познавательную деятельность, работа над прогнозированием текста. | -Название рассказа вы сможете узнать, если выполните такое задание: на листочках среди множества букв необходимо найти и подчеркнуть слово (дети получили карточку, на которой записаны в строку русские буквы ыямтподпрыжокдлыужок) -Сформулируйте тему урока, (открываю на экране) -Откройте учебники на с.138, сравните свой ответ. -Прочитайте жанр произведения. Что такое быль? -Откройте учебник на с.142, прочитайте, что такое быль? -Можно ли по названию сказать, о чём пойдёт речь в этом произведении? -Что такое прыжок? -Какие прыжки бывают? -Их легко совершать? -Л.Н.жил в 19 веке. О каком прыжке он мог написать? | -Самостоятельно выполняют задание на листочках. -Ответы детей. Проверка задания по слайду. -Сегодня мы будем читать произведение Л.Н.Толстого “Прыжок” Дети высказывают свои предположения. Поиск информации в у. - с.142, зачитывание. -Да. О прыжке. Но не понятно, о каком прыжке. -Быстрое, с отталкиванием перемещение тела. -Прыжки с места, в воду, на льду, в лёгкой атлетике, с парашютом. -Некоторые легко, а некоторые трудно. Так как бывают такие прыжки, которые опасно выполнять. неподготовленному человеку. -О каком-то необычном прыжке. | Самостоятельная работа Фронтальная работа | Л: осознавать свои интересы, находить и изучать необходимый материал; Р: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; П: умение анализировать, обобщать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, делать выводы; К: умение доносить свою позицию до других |
III Этап урока: выявление места и причины затруднения |
Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. |
Учащиеся выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, решают, каких знаний у них не достаёт, чтобы решить данную проблему. | -Как нам проверить свои предположения? -А что нужно сделать, чтобы понять произведение? -Что надо уметь делать, чтобы работать с текстом? | -Нужно прочитать произведение. -Чтобы его понять, надо с ним поработать. -Внимательно читать, выполнять разные задания, работать на компьютере. | Фронтальная работа | Л: осознавать потребность и готовность к самообразованию; Р: умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно; П: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; К: умение доносить свою позицию до других. |
IV Этап урока: построение проекта выхода из затруднения |
Цель этапа: поставить цели учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства их реализации. |
Обучающиеся формулируют цели урока, строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. | -Выберите на доске и расположите рядом цели, которые подойдут для нашего урока. 1.Познакомиться с произведением Л.Н.Толстого “Прыжок” 2.Различать части речи. 3.Читать текст и выделять главное. 4.Развивать умение работать со стихотворением. 5.Развивать умение понимать автора, его замысел. 6. Умение представлять свои мысли, выполняя творческие задания. 7.Быть грамотным и внимательным читателем. -Эти цели и будут планом наших действий сегодня на уроке. | -Читают цели, предложенные учителем и выбирают те, которые подойдут для урока. | фронтальная, самостоятельная работа | Л: осознавать свои интересы, находить и изучать необходимый материал; Р: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; П: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; К: умение доносить свою позицию до других. |
V этап урока - реализация построенного проекта |
Цель этапа: познакомиться с новым произведением Л.Н.Толстого; развивать навыки осмысленного чтения; пополнять словарный запас учащихся |
1.Словарная работа. Осмысленное восприятие учащимися лексики литературного произведения. | -Прежде, чем мы приступим к чтению текста, прочитаем некоторые слова, значение которых может вызвать затруднение. -Соединим слово и его значение, поработайте на карточках в паре. -Проведём проверку на экране. Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов. Палуба-пол на корабле Каюта-комната на корабле Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода. Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см Вдребезги - разлететься на мелкие осколки. Раззадорилась - разобрал задор - возбуждение -Как вы думаете где будет происходить событие? -Посмотрите, как выглядели корабли того времени. Кто им управлял? -Послушаем историю возникновения кораблей от ученика Гусева Кости. Ответ ученика сопровождается слайдами с фото корабля. | -Дети выполняют работу на партах, соединяя слово и его лексическое значение. -Пытаются объяснить значение слов и проверить свой ответ. -На корабле. -Капитан корабля и матросы. -Один ученик выступает с коротким сообщением: Первые корабли появились ещё до нашей эры. А с 12 века на Руси использовали палубные суда. Палуба имела длину 40 – 50 м. Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8 этажного дома. От перекладины к перекладине протягивалось множество верёвок, которые крепили матросы. Такие корабли раньше служили средством для дальних морских плаваний. | форма работы парная фронтальная проверка (экран) индивидуальный ответ | Л: учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах; осознавать свои интересы, находить и изучать необходимый материал; Р: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; П: Умение определять понятия, устанавливать аналогии; умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами; К: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
2.Первичное восприятие текста. Приём “чтение с остановками” | -Сейчас мы прочитаем быль Л.Н.Толстого “Прыжок”. Ваша задача - сказать совпали наши предположения: о чём будет это произведение или нет? Читать будем вместе, я останавливаюсь - вы продолжаете чтение. -Идёт работа над смысловым чтением: чтение с остановками. 1 остановка - после первого абзаца -Почему было много народа на палубе? -Что значит выражение ещё больше расходилась? -2 остановка - после 4 абзаца -Как вы думаете, мальчик полезет за ней выше? Почему? -3 остановка - с.140 после 1-го абзаца -От мачты до конца перекладины осталось аршина 2. Это сколько? А высота мачты сколько метров? -Чем опасна такая высота для мальчика? А для обезьяны? -4 остановка - с.140 после 2-го абзаца -Что сейчас может произойти с мальчиком? -5 остановка - с.141 после 2-го абзаца -Что значит опомнился? Кто ему сможет помочь? 6 остановка - с.141 после 4-го абзаца -Совпали ли наши предположения о том, какой прыжок описывается в этом произведении? -Так почему Лев Николаевич так назвал свой рассказ? | -Дети читают и следят за чтением учителя и учеников. -Дают предположительные ответы, мыслят, рассуждают. -Потому что была тихая погода, люди вышли из своих кают отдохнуть. Ведь плывут они очень долго. Им нужны впечатления, а обезьяна их забавляла. -То есть очень увлеклась, не собиралась останавливаться. -Да полезет, потому что он разозлился. -Примерно 1м50см -Высота мачты 40-50 метров, шестиэтажный дом. - Он может разбиться, так как забрался очень высоко.. -Понял, где он находится, и что с ним может произойти. -Нет. -Потому что мальчик совершил опасный прыжок с мачты корабля. | фронтальная работа, индивидуальные ответы детей | Л: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; осознавать свои интересы, находить и изучать в учебнике необходимый материал; Р: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; П: умение применять смысловое чтение; умение наблюдать, читать, слушать; К: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
VI этап урока - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Цель этапа: усвоить новый способ действий при решении типовых задач |
Обсуждение, высказывание мнений после первичного прочтения. | -Ребята, какие чувства вы испытали, прочитав быль? -Когда вам было страшно? Почему? Сколько лет этому мальчику? Чей он сын? -Кто его спас? -Что бы вы сказали этому мальчику? Почему? -Что бы вы сказали капитану? Почему? -Хватает ли вам информации, чтобы точно сказать, почему герои себя так повели? -Какой следующий пункт плана мы будем выполнять? Зачем? | Ответы детей. -Развивать умение понимать автора и его замысел. Выполнять его будем для того, чтобы можно было точно ответить, почему герои себя так повели. | фронтальная работа | Л: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; объяснять оценки неоднозначных поступков с позиции общечеловеческих ценностей. Р: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; П: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; К: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
VII этап урока - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Цель этапа: выполнить самостоятельную работу с использованием нового способа действия. |
Проанализировать текст - ответить на вопросы по содержанию произведения, вести диалог о поступках героев, давать оценку их поступкам, работать над пониманием подтекста поступков героев; разделить быль на композиционные части, сравнить свой ответ с эталоном, доказать свою точку зрения | -Чтобы выявить поведение героев, нам надо выявить их характерные черты, разобраться, что ими движет в тот или иной момент. -Рассмотрим детально сюжет этого произведения. Сейчас вы будете работать в 4-х группах. -1 группа будет работать над образами мальчика и капитана. Используя слова для справок - "набор чувств", заполните Google-таблицу. -2 группа дайте характеристику мальчику и капитану. Работайте на доске Lino. В этом вам помогут слова для справок. Не ошибитесь, там есть и лишние определения. -3 группа запишите действия героев, проследив их используя сюжетную композицию на доске (записана заранее блок-схема) -Задача 4-й группы разделить текст на части и озаглавить каждую часть. Свой план вы должны разместить на слайде Google-презентации. Записывайте пункты плана по очереди в ходе своей работы. У вас должно получиться 6 пунктов плана. БЛОК-СХЕМА на доске 1)Вступление - название части НА КОРАБЛЕ; 2) ЗАВЯЗКА - название части ПРОКАЗЫ ОБЕЗЬЯНЫ; 3) РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - название части ПОГОНЯ ЗА ОБЕЗЬЯНОЙ; -Почему мальчик залез на мачту за обезьяной? -Почему автор не даёт мальчику имени, а только называет его сыном капитана корабля? 4)КУЛЬМИНАЦИЯ - название части НА ПЕРЕКЛАДИНЕ -Что могло случиться с сыном капитана? -Кто был бы виноват в его гибели? -Почему мальчика так оскорбило отношение окружающих? -Изменилось ли отношение окружающих и моряков в развитии событий? Докажите строчками из текста. 5)ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ - название части РЕШЕНИЕ ОТЦА -Как вы думаете, легко ли отцу далось решение заставить мальчика прыгнуть? Докажите строчками из текста. -Зачем он это делал? 6)РАЗВЯЗКА - название части ПРЫЖОК -Был ли другой путь к спасению? | -Проверка 1 группы - у доски 2 ученика: 1 читает вопрос, а другой ответ. -Проверка 2 группы - 2 ученика выходят к доске: 1 читает характеристику мальчика, другой - капитна. -Дети по очереди выходят к доске и записывают по 1 глаголу в нужную часть таблицы. -Проверка 3 группы - у доски 2 ученика Дети работают в группе: читают текст по предложению в четвёрке. Далее один из них отходит к компьютеру, чтобы записать озаглавленную часть плана и снова присоединяется к работе в группе. -Проверка 4 группы - 1 ученик зачитывает название части, а другой говорит к какой композиционной линии её можно отнести. -Матросы смеялись над ним. -Его отец был главным на корабле, конечно мальчик гордился этим. Все знали, что он сын капитана. Мальчик осознавал свою ответственность, не мог подводить своего папу. -Он мог погибнуть. -Он сам и матросы. Но не обезьяна, она не осознаёт свои действия. -Мальчик был сыном капитана, а подчинённые его отца над ним смеялись. -Да. “Молча смотрели. Кто-то ахнул от страха.” Дети зачитывают информацию из учебника. -”Капитан закричал, как будто его что-то душило и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видал, как он плачет”. - Иначе бы мальчик разбился. -Нет. Мальчик уже стал качаться, мог разбиться о палубу. | Дети выполняют данный вид работы в 4-х группах, равносильных по уровню развития. 1,2,4 группы работают на компьютерах в Интернете, 3 группа выполняет своё задание на доске. | Л: учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах; при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга; Р: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.; П: умение работать с текстом, таблицей, схемой; умение анализировать, самостоятельно сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; К: умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; умение использовать информационно-коммуникативные технологии. |
VI этап урока - Включение в систему знаний. Повторение. Творческие работы |
Цель этапа: умение сделать вывод о прочитанном произведении |
Работа строится по технологии "Развитие критического мышления". Использование приёма "Синквейн". Построение аргументированного ответа с опорой на план. | -Быль, которую мы прочитали интересная и поучительная. Зачем же её написал для читателя Л.Н.Толстой? Сделаем такие выводы с помощью следующей работы: 1 группа (средний уровень) -составляет синквейн -характеристику отца; 3 группа (средний уровень) - составляет синквейн - характеристику мальчика 4 группа (высокий уровень) - составляет отзыв о прочитанном произведении. Для работы используют план, по которому ученики должны составить текст. План: 1)Как называется быль. которую ты прочитал? 2)Что в этом произведении вызвало у тебя уважение? 3) Что в этом произведении ты осуждаешь? 4)Чему учит быль, которую ты прочитал? 2 группа (низкий уровень развития) - работает с пословицами. Необходимо из предложенного списка (3 пословицы: Смелый поступок не хуже победы. Без старания не бывает награды. Поспешишь - людей насмешишь) выбрать ту, которая подходит к данному произведению. | -Дети выполняют задание. Далее выбирают одного представителя, который представит общую работу группы у доски. Синквейн пишут на листочках-заготовках: 1 название - 1 сущ. 2 описание: 2 прилагат. 3 действие: 3 глагола 4 фраза из 4-х слов - ваше отношение 5 синоним - 1 слово -Используют в составлении план-опору. -Выбирают пословицу 1. | Дети выполняют данный вид работы в 4-х группах, составленных по уровню развития детей. | Л: учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах; при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга; Р: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; П: умение передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде; К: умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. |
VII этап урока - Рефлексия |
Цель этапа: рефлексия и самооценка учащихся собственной учебной деятельности на уроке |
| -В начале урока вы ставили цели: быть грамотным и внимательным читателем. Как вы думаете, трудно быть таким читателем? Выскажите своё отношение к уроку, дополнив любую из предложенных мной фраз: -Сегодня на уроке я задумался… -Я понял, что… - Мне захотелось… - Мне было интересно… - Мне было трудно… | Дети продолжают фразу, высказывая своё личное отношение к уроку и услышанному на уроке. | Индивидуальные ответы детей | Л: учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью; учиться самостоятельно поддерживать мир и любовь в семье, не только принимать, но и проявлять любовь и заботу о своих близких; Р: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; П: умение анализировать, обобщать; К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. |