kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения на тему Л.Н.Толстой "Прыжок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний разработан с помощью технологической карты. В уроке применяются КТ-технологии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему Л.Н.Толстой "Прыжок"»

Урок разработала ..., учитель начальных классов МОУ ... школа №1

Предмет, класс: литературное чтение, 3 класс (1-4)

Тема: Л.Н.Толстой “Прыжок”

Программа: УМК “Начальная школа XXI века”, руководитель проекта Н.Ф.Виноградова

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная

Оборудование урока: учебник “Литературное чтение”, автор Л.Е.Ефросинина, М.И.Оморокова, компьютер: блог класса, проектор, карточки для работы в группе и индивидуальной работы, презентация по теме урока, план-опора для составления отзыва о прочитанном произведении  в группах, композиционная блок-схема.  

УУД:

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  1. понимать содержание прослушанного

  2. делить текст на составные части

  3. составлять план текста на основе сюжетно-композиционного треугольника

  4. оценивать поведение героев произведения с точки зрения морально-этических норм

Регулятивные:

  1. определять цели своего обучения,

  2. ставить и формулировать для себя новые задачи.

  3. осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

  4. определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные:

  1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  2. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  1. работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты.

  2. использовать информационно-коммуникативные технологии


  1. оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  2. осмысливать роль семьи в своей жизни и жизни других людей.




Технологическая карта урока


I Этап урока: мотивационный этап

Цель этапа:  эмоционально настроить детей на работу; создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность “хочу”, актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности “надо”, выделить содержательную область “могу”.

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации  учебной деятельности

Результаты (планируемые достижения)

.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Приветствие учащихся.

 -Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке - книжка, ручка и тетрадка.

Проверили? Садитесь, с усердием трудитесь.

Создание ситуации успеха.

-Ребята, а вы любите уроки литературного чтения?  

-Что вы ждёте от сегодняшнего урока чтения?

-Что необходимо, чтобы на уроке у нас всё получилось?

-Дети приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на  на урок.

Отвечают на вопросы учителя.







Начинают свой ответ со слов: на уроке мне бы хотелось...

фронтальная беседа, индивидуальные ответы детей

Л:положительное отношение к уроку;

Р:организация рабочего места; умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

К:взаимодействие учителя с учеником


II Этап урока: актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель этапа: создать мотивацию к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, организовать фиксирование каждым учащимся индивидуального затруднения в пробном действии.

Актуализация опорных знаний и подведение к теме урока. Фронтальная беседа по известному материалу.





-Ребята, продолжите фразу: на каждом уроке чтения мы встречаемся с …?

-Сегодня мы тоже встретимся с автором многих произведений. Посмотрите на экран, узнайте, кто это?

- Правильно - это Л.Н.Толстой.  Мы уже знакомы с его творчеством.

-Сегодня мы будем читать новое произведение Л.Н.Толстого.

-Заканчивают предложение, которое начал говорить учитель.


-Ученики, смотрят на экран, называют ФИО писателя.

 

фронтальная работа

П: Умение определять понятия, устанавливать аналогии.


Сформулировать тему урока вместе с учащимися, включить детей в активную учебно-познавательную деятельность, работа над прогнозированием текста.





























-Название рассказа вы сможете узнать, если выполните такое задание: на листочках среди множества букв необходимо найти и подчеркнуть слово (дети получили карточку, на которой записаны в строку   русские буквы ыямтподпрыжокдлыужок)

-Сформулируйте тему урока,

(открываю на экране)

-Откройте учебники на с.138, сравните свой ответ.

-Прочитайте жанр произведения. Что такое быль?

-Откройте учебник на с.142, прочитайте, что такое быль?



-Можно ли по названию сказать, о чём  пойдёт речь в  этом  произведении?

-Что такое прыжок?



-Какие прыжки бывают?



-Их легко совершать?






-Л.Н.жил в 19 веке. О каком прыжке он мог написать?

-Самостоятельно выполняют задание на листочках.

-Ответы детей. Проверка задания по слайду.




-Сегодня мы будем читать произведение Л.Н.Толстого “Прыжок”

Дети высказывают свои предположения.



Поиск информации в у. - с.142, зачитывание.



-Да. О прыжке. Но не понятно, о каком прыжке.

-Быстрое, с отталкиванием перемещение тела.


-Прыжки с места, в воду, на льду, в лёгкой атлетике, с парашютом.


-Некоторые легко, а некоторые трудно. Так как бывают такие прыжки, которые опасно выполнять. неподготовленному человеку.


-О каком-то необычном прыжке.

Самостоятельная работа










Фронтальная работа

Л: осознавать свои интересы, находить и изучать необходимый материал;

Р: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

П: умение анализировать, обобщать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, делать выводы;

К: умение доносить свою позицию до других

III Этап урока: выявление места и причины затруднения

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Учащиеся выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, решают, каких знаний у них не достаёт, чтобы решить данную проблему.

-Как нам проверить свои предположения?


-А что нужно сделать, чтобы понять произведение?

-Что надо уметь делать, чтобы работать с текстом?

-Нужно прочитать произведение.


-Чтобы его понять, надо с ним поработать.

-Внимательно читать, выполнять разные задания, работать на компьютере.


Фронтальная работа

Л: осознавать потребность и готовность к самообразованию;

Р: умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно;

П: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

К: умение доносить свою позицию до других.

IV Этап урока: построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: поставить цели учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства их реализации.

Обучающиеся формулируют цели урока, строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

-Выберите на доске и расположите рядом цели, которые подойдут для нашего урока.

1.Познакомиться с произведением Л.Н.Толстого “Прыжок”

2.Различать части речи.

3.Читать текст и выделять главное.

4.Развивать умение работать со стихотворением.

5.Развивать умение понимать автора, его замысел.

6. Умение представлять свои мысли, выполняя творческие задания.

7.Быть грамотным и внимательным читателем.

-Эти цели и будут планом наших действий сегодня на уроке.

-Читают цели, предложенные учителем и выбирают те, которые подойдут для урока.  


фронтальная, самостоятельная работа

Л: осознавать свои интересы, находить и изучать необходимый материал;

Р: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

П: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

К: умение доносить свою позицию до других.

V  этап урока - реализация построенного проекта

Цель этапа: познакомиться с новым произведением Л.Н.Толстого; развивать навыки осмысленного чтения; пополнять словарный запас учащихся

1.Словарная работа. Осмысленное восприятие учащимися лексики литературного произведения.

-Прежде, чем мы приступим к чтению текста, прочитаем некоторые слова, значение которых может вызвать затруднение.  

-Соединим слово и его значение, поработайте на карточках в паре.

-Проведём проверку на экране.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Вдребезги - разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась - разобрал задор - возбуждение

-Как вы думаете где будет происходить событие?


-Посмотрите, как выглядели корабли того времени. Кто им управлял?

-Послушаем историю возникновения кораблей от ученика Гусева Кости.

Ответ ученика сопровождается слайдами с фото корабля.

-Дети выполняют работу на партах, соединяя слово и его лексическое значение.


-Пытаются объяснить значение слов и проверить свой ответ.















-На корабле.


-Капитан корабля и матросы.


-Один ученик выступает с коротким сообщением:

Первые корабли появились ещё до нашей эры. А с 12 века на Руси использовали палубные суда. Палуба имела  длину 40 – 50 м. Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8 этажного дома. От перекладины к перекладине протягивалось множество верёвок, которые крепили матросы. Такие корабли раньше служили  средством для дальних морских плаваний.     

форма работы парная




фронтальная проверка (экран)

























индивидуальный ответ

Л: учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах; осознавать свои интересы, находить и изучать необходимый материал;

Р: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

П: Умение определять понятия, устанавливать аналогии; умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами;

К: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

2.Первичное восприятие текста. Приём “чтение с остановками”





























-Сейчас мы прочитаем быль Л.Н.Толстого “Прыжок”. Ваша задача - сказать совпали наши предположения: о чём будет это произведение или нет?  Читать будем вместе, я останавливаюсь - вы продолжаете чтение.

-Идёт работа над смысловым чтением: чтение с остановками.

1 остановка - после первого абзаца

-Почему было много народа на палубе?




-Что значит выражение ещё больше расходилась?


-2 остановка -  после 4 абзаца

-Как вы думаете, мальчик полезет за ней выше? Почему?


-3 остановка - с.140 после 1-го абзаца

-От мачты до конца перекладины осталось аршина 2. Это сколько? А высота мачты сколько метров?

-Чем опасна такая высота для мальчика? А для обезьяны?


-4 остановка - с.140 после 2-го абзаца

-Что сейчас может произойти с мальчиком?


-5 остановка - с.141 после 2-го абзаца

-Что значит опомнился? Кто ему сможет помочь?


6 остановка - с.141 после 4-го абзаца

-Совпали ли наши предположения о том, какой прыжок описывается в этом произведении?

-Так почему Лев Николаевич так назвал свой рассказ?

-Дети читают и  следят за чтением учителя и учеников.  

-Дают предположительные ответы, мыслят, рассуждают.







-Потому что была тихая погода, люди вышли из своих кают отдохнуть. Ведь плывут они очень долго. Им нужны впечатления, а обезьяна их забавляла.

-То есть очень увлеклась, не собиралась останавливаться.



-Да полезет, потому что он разозлился.





-Примерно 1м50см

-Высота мачты 40-50 метров, шестиэтажный дом.





- Он может разбиться, так как забрался очень высоко..



-Понял, где он находится, и что с ним может произойти.



-Нет.



-Потому что мальчик совершил опасный прыжок с мачты корабля.

фронтальная работа, индивидуальные ответы детей

Л: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; осознавать свои интересы, находить и изучать в учебнике необходимый материал;

Р: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

П: умение применять смысловое чтение; умение наблюдать, читать, слушать;

К: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

VI  этап урока - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: усвоить новый способ действий при решении типовых задач

Обсуждение, высказывание мнений после первичного прочтения.
















-Ребята, какие чувства вы испытали, прочитав быль?

-Когда вам было страшно? Почему? Сколько лет этому мальчику? Чей он сын?

-Кто его спас?

-Что бы вы сказали этому мальчику? Почему?

-Что бы вы сказали капитану? Почему?

-Хватает ли вам информации, чтобы точно сказать, почему герои себя так повели?

-Какой следующий пункт плана мы будем выполнять? Зачем?



Ответы детей.













-Развивать умение понимать автора и его замысел. Выполнять его будем для того, чтобы можно было точно ответить, почему герои себя так повели.

фронтальная работа






Л: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; объяснять оценки неоднозначных поступков с позиции общечеловеческих ценностей.

Р: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

П: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

К: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

VII  этап урока - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: выполнить самостоятельную работу с использованием нового способа действия.

Проанализировать текст - ответить на вопросы по содержанию произведения, вести диалог о поступках героев, давать оценку их поступкам, работать над пониманием подтекста поступков героев; разделить быль на композиционные части, сравнить свой ответ с эталоном, доказать свою точку зрения


-Чтобы выявить поведение героев, нам надо выявить их характерные черты, разобраться, что ими движет в тот или иной момент.

-Рассмотрим детально сюжет этого произведения. Сейчас вы будете работать в 4-х группах.


-1 группа будет работать над образами мальчика и капитана. Используя слова для справок - "набор чувств", заполните Google-таблицу.

-2 группа дайте характеристику мальчику и капитану. Работайте на доске Lino. В этом вам помогут слова для справок. Не ошибитесь, там есть и лишние определения.

-3 группа запишите действия героев, проследив их используя сюжетную композицию на доске (записана заранее блок-схема)


-Задача 4-й группы разделить текст на части и озаглавить каждую часть. Свой план вы должны разместить на слайде Google-презентации. Записывайте пункты плана по очереди в ходе своей работы. У вас должно получиться 6 пунктов плана.

БЛОК-СХЕМА на доске

1)Вступление - название части НА КОРАБЛЕ;

2) ЗАВЯЗКА - название части ПРОКАЗЫ ОБЕЗЬЯНЫ;

3) РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - название части ПОГОНЯ ЗА ОБЕЗЬЯНОЙ;

-Почему мальчик залез на мачту за обезьяной?

-Почему автор не даёт мальчику имени, а только называет его сыном капитана корабля?

4)КУЛЬМИНАЦИЯ - название части НА ПЕРЕКЛАДИНЕ

-Что могло случиться с сыном капитана?

-Кто был бы виноват в его гибели?


-Почему мальчика так оскорбило отношение окружающих?

-Изменилось ли отношение окружающих и моряков в развитии событий? Докажите строчками из текста.

5)ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ - название части РЕШЕНИЕ ОТЦА

-Как вы думаете, легко ли отцу далось решение заставить мальчика прыгнуть? Докажите строчками из текста.

-Зачем он это делал?

6)РАЗВЯЗКА - название части ПРЫЖОК

-Был ли другой путь к спасению?










-Проверка 1 группы - у доски 2 ученика: 1 читает вопрос, а другой ответ.


-Проверка 2 группы - 2 ученика выходят к доске: 1 читает характеристику мальчика, другой - капитна.


-Дети по очереди выходят к доске и записывают по 1 глаголу в нужную часть таблицы.

-Проверка 3 группы - у доски 2 ученика

Дети работают в группе: читают текст по предложению в четвёрке. Далее один из них отходит к компьютеру, чтобы записать озаглавленную часть плана и снова присоединяется к работе в группе.

-Проверка 4 группы - 1 ученик зачитывает название части, а другой говорит к какой композиционной линии её можно отнести.






-Матросы смеялись над ним.


-Его отец был главным на корабле, конечно мальчик гордился этим. Все знали, что он сын капитана. Мальчик осознавал свою ответственность, не мог подводить своего папу.

-Он мог погибнуть.


-Он сам и матросы. Но не обезьяна, она не осознаёт свои действия.  

-Мальчик был сыном капитана, а   подчинённые его отца над ним смеялись.

-Да. “Молча смотрели. Кто-то ахнул от страха.”

Дети зачитывают информацию из учебника.


-”Капитан закричал, как будто его что-то душило и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видал, как он плачет”.

- Иначе бы мальчик разбился.  

-Нет. Мальчик уже стал качаться,  мог разбиться о палубу.

Дети выполняют данный вид работы в 4-х группах, равносильных по уровню развития. 1,2,4 группы работают на компьютерах в Интернете, 3 группа выполняет своё задание на доске.

Л: учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах; при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга;

Р: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.;

П: умение работать с текстом, таблицей, схемой; умение анализировать, самостоятельно сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

К: умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; умение использовать информационно-коммуникативные технологии.

VI  этап урока -  Включение в систему знаний. Повторение. Творческие работы

Цель этапа: умение сделать вывод о прочитанном произведении

Работа строится по технологии "Развитие критического мышления". Использование приёма "Синквейн".

Построение аргументированного ответа с опорой на план.

-Быль, которую мы прочитали интересная и поучительная. Зачем же её написал для читателя Л.Н.Толстой? Сделаем такие выводы с помощью следующей работы:

1 группа (средний уровень) -составляет синквейн -характеристику отца;

3 группа (средний уровень) - составляет синквейн - характеристику мальчика

4 группа (высокий уровень) -  составляет  отзыв о прочитанном произведении. Для работы используют план, по которому ученики должны составить текст.

План:

1)Как называется быль. которую ты прочитал?

2)Что в этом произведении вызвало у тебя уважение?

3) Что в этом произведении ты осуждаешь?

4)Чему учит быль, которую ты прочитал?

2 группа (низкий уровень развития) - работает с пословицами. Необходимо из предложенного списка (3 пословицы: Смелый поступок не хуже победы. Без старания не бывает награды. Поспешишь - людей насмешишь) выбрать ту, которая подходит к данному произведению.

-Дети выполняют задание. Далее выбирают одного представителя, который представит общую работу группы у доски.

Синквейн пишут на листочках-заготовках:

1 название - 1 сущ.

2 описание: 2  прилагат.

3 действие: 3 глагола

4 фраза из 4-х слов - ваше отношение

5 синоним - 1 слово  


-Используют в составлении план-опору.














-Выбирают пословицу 1.

Дети выполняют данный вид работы в 4-х группах, составленных по уровню развития детей.

Л: учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах; при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга;

Р: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;

П: умение передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде;

К: умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

VII этап урока - Рефлексия

Цель этапа: рефлексия и самооценка учащихся собственной учебной деятельности на уроке


-В начале урока вы ставили цели: быть грамотным и внимательным читателем. Как вы думаете, трудно быть таким  читателем?

Выскажите своё отношение к уроку, дополнив любую из предложенных мной фраз:

-Сегодня на уроке я задумался…

-Я понял, что…

- Мне захотелось…

- Мне было интересно…

- Мне было трудно…

Дети продолжают фразу, высказывая своё личное отношение к уроку и услышанному на уроке.

Индивидуальные ответы детей

Л: учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью; учиться самостоятельно поддерживать мир и любовь в семье, не только принимать, но и проявлять любовь и заботу о своих близких;

Р: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

П: умение анализировать, обобщать;

К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения на тему Л.Н.Толстой "Прыжок"

Автор: Смирнова Елена Юрьевна

Дата: 21.08.2020

Номер свидетельства: 556197


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства