Конспект урока литературного чтения на тему «Духовный мир героев сказок Сергея Григорьевича Козлова»
Конспект урока литературного чтения на тему «Духовный мир героев сказок Сергея Григорьевича Козлова»
Цель: в процессе коллективного взаимодействияосмыслить, расширить картину внешнего мира, войти в мир внутренней жизни литературных героев, человека путём возврата к прочитанным сказкам С.Г. Козлова и знакомства с мультипликационным фильмом, снятым по сказкам этого автора
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему «Духовный мир героев сказок Сергея Григорьевича Козлова»»
Конспект урока.
Предмет: литературное чтение, урок-рефлексия.
Продолжительность: 1 урок (45 минут).
Класс: третий.
Технологии: использованы настольный персональный компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран; программа создания мультимедийных презентаций (MS Power Point), текстовый процессор (Word); видеоресурсы (видеофрагмент мультфильма), звукозапись, Интернет.
Аннотация. Представленный конспект – описание урока литературного чтения в 3 классе курса «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой. Урок-рефлексия по теме «Духовный мир героев сказок Сергея Григорьевича Козлова» возвращает учащихся к прочитанным на предыдущих уроках сказкам автора, помогает осмыслить, расширить картину внешнего мира, войти в мир внутренней жизни литературных героев, человека. На уроке активно используются задания творческого и игрового характера (детские рисунки облаков, подбор эпитетов), работа с отрывками из текстов с пропусками, чтение отрывков по ролям «в награду» за успешное выполнение задания, создание кластера «Духовный мир» в виде схемы-цветка, акцентное вычитывание, задания поискового характера в ходе коллективного взаимодействия (в паре, в группе), просмотр фрагмента мультфильма. Мультимедийная презентация к уроку даёт возможность обратиться к разным видам искусства, побывать на сайте памяти писателя С. Козлова, поддерживает познавательный интерес у учащихся.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Курс «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой
Учебник: «Литературное чтение», 3 класс, часть первая (автор В.Ю. Свиридова)
Глава 2. «В единой семье всего живого»
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема:«Духовный мир героев сказок Сергея Григорьевича Козлова»
Автор: Беляева Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарска
Цель: в процессе коллективного взаимодействияосмыслить, расширить картину внешнего мира, войти в мир внутренней жизни литературных героев, человека путём возврата к прочитанным сказкам С.Г. Козлова и знакомства с мультипликационным фильмом, снятым по сказкам этого автора
Предметные задачи
создать условия для развития у учащихся умения:
чувствовать прекрасное;
использовать средства выразительности речи;
усваивать понятия нравственного содержания;
оценивать литературных героев по их действиям, поступкам, мыслям; находить в тексте детали, рисующие их духовный мир;
читать выразительно по ролям.
Метапредметные задачи
создать условия для развития у учащихся умения:
принимать и сохранять учебную задачу;
вырабатывать умение ориентироваться внутри текста и внутри учебника;
работать с информацией в разных формах, из разных источников;
наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения, принимать точку зрения других.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть первая (автор В.Ю. Свиридова); учебник «Русский язык», 3 класс, часть первая (авторы Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева); мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран); презентация к уроку; фрагмент мультфильма «Трям! Здравствуйте!»; звукозапись песни В. Шаинского «Облака - белогривые лошадки»; портрет писателя С.Г. Козлова в окружении героев его сказок Ёжика и Медвежонка; раздаточный материал (цветные карточки с текстами для работы в паре, листы А-4 с заготовкой таблицы для групповой работы); маркеры для групповой работы; схема-цветок «Духовный мир»; таблички жёлтого цвета со словами «Ёжик», «Медвежонок» и зелёного цвета со словами «добро», «дружба», «любовь», «красота»; выставка работ учеников «Такие облака!» на дополнительной доске в классе.
Ход урока:
I. Эмоциональный настрой
- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? (Сказку Сергея Григорьевича Козлова «Как поймать облако».)
- Кто герои? (Ёжик и Медвежонок.)
На доске появляется портрет писателя в окружении героев.
- Они будут на уроке вместе с нами.
Слайд 2. «Облака»
Звучит песня В. Шаинского «Облака - белогривые лошадки…» (Все подпевают…)
- Почему звучит именно эта песня? (Домашнее задание было связано с облаками.)
II. Проверка домашнего задания творческого характера.
Ученики получили задание: 1)придумать свои эпитеты, относящиеся к облакам; 2)нарисовать своё облако, на обороте листа написать подходящий эпитет.
1. В руках учителя учебник русского языка, открытый на с.7.
- В рубрике «Наш словарь» мы узнали о существовании «Словаря эпитетов русского языка» (автор К.С. Горбачевич). Вспомните, сколько эпитетов к слову «дождь» в нём подобрано? (175). Слушаем ваши эпитеты к слову «облака».
Дети зачитывают записанные в тетради эпитеты к слову «облака»: кудрявые, игривые, ленивые, кружевные, лохматые, рваные, неуклюжие, игривые, белокрылые…
2.Игровой момент. На боковой стене класса доска с выставкой детских рисунков «Такие облака!».
Учитель указывает на некоторые изображения облаков, авторы рисунков встают перед классом.
- Попробуем угадать, какое это облако по задумке автора... (Вариантов множество.)
III. Актуализация знаний
1. Работа по цветным карточкам в парах. (Приложение 1)
- Проверим, насколько внимательными читателями вы были. У каждого ряда свой цвет карточки, свой отрывок из сказки с пропущенными словами. Постарайтесь в паре с соседом заменить пропуски словами из текста.
2. Проверка проводится поочерёдно для каждого ряда с опорой на слайды 3-5 «Проверка», на которых отрывки без пропусков, вставленные слова выделены красным цветом. (Приложение 2)
3. Самые внимательные читатели получают «в награду» право прочитать отрывок по ролям.
IV. Постановка цели урока
- Каков мир, в котором живут наши герои? (Красивый, загадочный…)
- Каким надо быть, чтобы поймать облако? (Внимательным, наблюдательным, мечтательным, фантазёром…)
На доске схема-цветок. Учитель привлекает внимание учеников к ней.
- Окружающий нас мир можно увидеть, потрогать, услышать… Внутренний мир человека – невидимый мир. Его называют ещё духовным миром.
Учитель поворачивает карточку с изображением сердцевины цветка тыльной стороной. Дети читают надпись «духовный мир».
- Как вы думаете, из чего он состоит?
Дети высказывают свои предположения. Учитель постепенно поворачивает другой стороной карточки-лепестки цветка, ученики читают: «Мысли, знания, чувства, настроения, желания, убеждения». (Слайд 6.)
- Духовный мир проявляется в поступках, в поведении.
Слайд 7. Чтение слов Николая Заболоцкого.
Слайд 8. Чтение темы урока.
- Подумаем вместе, каков духовный мир сказочных героев Сергея Козлова.
V. Основная часть урока
1. Работа с текстами прочитанных сказок
- Попробуем разобраться, какие они, наши герои. Поможет нам в этом не только сказка «Как поймать облако». Какие ещё сказки Сергея Козлова мы читали раньше?
Дети вспоминают ещё две сказки. На доске открывается запись:
«Как поймать облако»
«Такое дерево»
«Ёжик в тумане»
Групповая работа с опорой на учебник и цитатный план на экране.
Учитель предлагает заполнить таблицу.
- Постарайтесь дать каждому из героев характеристику. Во втором столбике таблицы запишите, какой он по характеру. Слова каких частей речи помогут в этом? (Прилагательные, существительные)
- Какие мысли, действия, поступки героя помогли вам это понять, подскажут глаголы. Запишите доказательства в третий столбик.
- Пользуйтесь текстами двух сказок в учебнике. На экране в помощь дан цитатный план третьей сказки - «Ёжик в тумане», составленный раньше. (Слайд 9. Приложение 3)
- Выслушивайте друг друга, чтобы прийти к общему мнению.
- Давайте обдумаем критерии оценки групповой работы. Результат обсуждения открывается на доске в виде таблицы.
Критерии
I
группа
II
группа
III группа
IV группа
V
группа
VI группа
Кто быстрее?
Число характеристик с доказательствами
Аккуратность
Вариант заполнения таблицы группой.
Главный герой
Какой он?
Докажите!
Ёжик
мечтательный
задумчивый
заботливый
знающий
решительный
…
сидел на горке и смотрел
подумал
поудим для тебя рыбки
на горох облака не ловятся (на одуванчик)
решил пойти в туман, куда-то летит
…
Медвежонок
выдумщик
подвижный
обидчивый
артистичный
почемучка
…
вообразил себя деревом, подумал: «А что если мы поймаем облако…»
бегает, кувыркается
обиделся на Белку
раскачивает ветвями и поёт
спрашивает: «Почему рыба не клюёт?»
…
Отчёт групп. Представитель группы, выполнившей работу первой, выступает с результатами работы перед классом. Остальные оценивают, дополняют.
Учитель в процессе обсуждения делает записи на доске под карточками:
ЁжикМедвежонок
мечтательный выдумщик
задумчивый подвижный
одинокий артистичный
грустный обидчивый
наблюдательный общительный
исследователь почемучка
добрый впечатлительный
заботливый
знающий
решительный
медлительный
2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»
- Продолжаем наблюдать за героями.
После просмотра дети подмечают, что появился новый герой – Заяц. (Слайд 10.)
Характеристики первых двух героев дополняются:
ЁжикМедвежонок
… …
хороший друг фантазёр
(собирает другу Зайцу (придумал страну, где все
в подарок ромашки) ходят на головах)
- Каков Заяц? (Друг, ищет их, беспокоится…)
- Затрудняетесь? Читайте новые сказки, посмотрите до конца мультфильм!
3. Обобщение
Учитель обращает внимание детей на карточки зелёного цвета под схемой-цветком на доске.
- Что больше всего ценят герои сказок Сергея Козлова?
В процессе выслушивания ответов открываются карточки со словами:
красотадобродружбалюбовь
- Вот на чём держится внутренний мир героев сказок Сергея Козлова!
- Каков сам автор, по-вашему?(Добрый, весёлый, выдумщик…)
- Что ценит больше всего? (Красоту, дружбу, доброту, жизнь…)
Дети читают хором девиз автора и его героев (Слайд 11.)
Подготовленный ученик кратко рассказывает об авторе:
- Сергей Григорьевич Козлов родился в Москве в 1939 году. Свои первые стихи он написал, когда учился в школе. Окончил Литературный институт имени Горького как поэт. Прежде чем стать писателем, он был рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, геологом и экскурсоводом. Сергей Козлов написал больше 30 книг для детей, больше 20 пьес для кукольных театров. По его сценариям снято больше 20 мультфильмов. Книги Сергея Козлова изданы на многих языках мира. Это талантливый сказочник, писатель и поэт. Его сказки весёлые и грустные, забавные и серьёзные. В них много фантазии, выдумки, озорства. Сергей Козлов умер от воспаления лёгких в 2010 году.
VI. Подведение итогов. Рефлексия
- С кем из героев хотели бы подружиться? Почему?
- Что запомнилось на уроке больше всего?
- Появилось ли желание прочитать другие сказки Сергея Козлова?
Учитель рассказывает детям о сайте памяти сказочника, писателя, поэта Сергея Григорьевича Козлова, где можно больше узнать об авторе, прочитать другие его произведения. (Слайд 12.) По ссылке заходим на сайт.
VII. Домашнее задание
Прочитать новую сказочную историю про Ёжика и Медвежонка; досмотреть мультфильм до конца.
Приложение 1.
Тексты
Первый ряд
Когда пришла пора птицам улетать на юг и уже давно увяла трава и облетели деревья, Ёжик сказал Медвежонку:
- Скоро зима. Пойдем поудим напоследок _________ рыбки. Ты ведь ___________ рыбку!
И они взяли удочки и пошли к реке.
На реке было так тихо, так спокойно, что все деревья склонились к ней ______________ головами, а посередине медленно плыли облака. Облака были ____________, ____________, и Медвежонку стало страшно.
Второй ряд
- Что-то очень __________, - шепнул Медвежонок. – В прошлом году здесь утонуло ____________ облако. Может, это оно?..
- Держи, держи! – повторил Ёжик.
Но тут удочка Медвежонка согнулась дугой, потом со свистом распрямилась – и высоко в небо взлетела ____________ ____________ луна.
- Луна! – в один голос _____________ Ёжик с Медвежонком.
А луна покачнулась и тихо поплыла над рекой.
Третий ряд
А перед рассветом, когда горох кончился, Медвежонок свесился с мостка и вытащил из воды два оранжевых кленовых листа.
- Лучше нет, чем ловить на кленовый листик! – сказал он.
И стал было уж задрёмывать, как вдруг кто-то крепко схватился за крючок.
- Помоги!.. – шепнул Ёжику Медвежонок.
И они, ___________, сонные, вдвоем еле-еле ____________ из воды солнышко.
Оно ____________, ____________ по узенькому мостку и _____________ в поле.
Кругом было тихо, хорошо, и последние листья, как маленькие кораблики, медленно плыли по реке…
Приложение 2.
Проверка
Когда пришла пора птицам улетать на юг и уже давно увяла трава и облетели деревья, Ёжик сказал Медвежонку:
- Скоро зима. Пойдем поудим напоследок для тебя рыбки. Ты ведь любишь рыбку!
И они взяли удочки и пошли к реке.
На реке было так тихо, так спокойно, что все деревья склонились к ней печальными головами, а посередине медленно плыли облака. Облака были серые, лохматые, и Медвежонку стало страшно.
- Что-то очень тяжёлое, - шепнул Медвежонок. – В прошлом году здесь утонуло старое облако. Может, это оно?..
- Держи, держи! – повторил Ёжик.
Но тут удочка Медвежонка согнулась дугой, потом со свистом распрямилась – и высоко в небо взлетела огромная красная луна.
- Луна! – в один голос выдохнули Ёжик с Медвежонком.
А луна покачнулась и тихо поплыла над рекой.
А перед рассветом, когда горох кончился, Медвежонок свесился с мостка и вытащил из воды два оранжевых кленовых листа.
- Лучше нет, чем ловить на кленовый листик! – сказал он.
И стал было уж задрёмывать, как вдруг кто-то крепко схватился за крючок.
- Помоги!.. – шепнул Ёжику Медвежонок.
И они, усталые, сонные, вдвоем еле-еле вытащили из воды солнышко.
Оно отряхнулось, прошлось по узенькому мостку и покатилось в поле.
Кругом было тихо, хорошо, и последние листья, как маленькие кораблики, медленно плыли по реке…