kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой " Акула"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения.Тип урока:: урок закрепления материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой " Акула"»


Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 3 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)

Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Акула»

Тип урока: урок закрепления материала.

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании поступка героя.



3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н Толстого;

-продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции;

-способствовать умению выделять главную мысль произведения;

- формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте;

- развивать навыки анализа художественного произведения,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся

совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.



Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная



Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);

2)проектор-компьютер;

3)презентация

4) карточки для работы в группах, парах



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент



Цель: организация направленного внимания на начало урока

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.


-Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе.

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.




Смотрят друг на друга, улыбаются








Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.
















Актуализация знаний, мотивация, (подготовка к восприятию)

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.

Речевая разминка


















Постановка цели и задачи урока.

Цель: формирование цели урока учителем.







Сообщение об акуле
















Речевая разминка. (Слайд 2 )

Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!

-Прочитать текст жужжащим чтением.

-С восклицанием

Работа со скороговоркой (Слайд3) Корабли лавировали, лавировали, Да не вылавировали.

-Что значит «лавировали»?


-Как вы думаете, почему я для речевой разминки предложила упражнения на морскую тематику?

-С каким произведением познакомились на прошлом уроке?


– Что вы знаете о нем? О чём пишет Л.Н. Толстой?

 (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе)

 

К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? (Это рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев) - Назовите героев этого рассказа (мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист) 


-






- Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие.

Во время путешествия мы с вами: (задачи урока) - будем учиться анализировать поступки героев; - научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.- Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования. 

- Ребята, что вы знаете об акулах?


- Послушайте внимательно текст об акуле.

Акулы - это водные животные, принадлежащие классу рыб,если быть точнее - к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и их ближайшие родственники - скаты.

Не следует путать их с животными-млекопитающими,

обитающими в морях и океанах - китами, дельфинами,

касатками, тюленями и другими водными млекопитающими.

Акулы - это рыбы.

 Здесь стоит уточнить, что все акулы - хищные рыбы,

Все акулы плотоядны, независимо от того, что является

их пищей - планктон или гигантские черепахи, независимо

от размеров и среды обитания.

Среда обитания акул - почти исключительно морские и океанические воды.

Среди редких исключений - разновидности серой бычьей акулы,

которая может значительное время жить в опресненных и пресных водах

Что нового узнали об акулах?

- Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему?









Проговаривают с нужной интонацией.









Отвечают на вопросы учителя











Дети помогают учителю в формулировке задач урока







ответы детей



Ученик зачитывает статью об акуле













Умение слушать и работать в соответствии с целевой установкой

Взаимодействие с учителем и друг с другом































Регулятивные: формулировка задач урока с помощью учителя.





Словарно-лексическая работа.

Работа в парах











Зрительная гимнастика
















Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением

























Составление композиционной схемы





























Работа над сюжетом произведения. Составление плана рассказа






физкультминутка





















Творческие задания для групп





























































Рефлексия






















Домашнее задание





(Карточки)

-Давайте выясним, как вы запомнили значение непонятных слов.

Соедините слово с правильным значением

Купальня – строение для купанья.

Артиллерист –  военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия (пушки, минометы).

Палуба – часть судна. 

Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела

Ропот – неуверенный, тихий возглас



Подготовим глаза к работе с текстом

















- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать.

- Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние.

- Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? ( Прочитайте)

- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?


- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?

- Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?


-Зачитайте самый волнительный момент, по вашему мнению.

-Найдите момент, как Толстой описал переживания «старого артиллериста».

-Порассуждайте, почему старый артиллерист закрыл лицо руками?

-Мы поработаем с вами с элементами сюжета.


Экспозиция –вступительный фрагмент текста, до завязки действия.

Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.

Развитие событий до кульминации

Кульминация – самый важный напряженный момент

Продолжение событий после кульминации

Развязка – эпизод, завершающий развитие действия

-Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?)



- Как дальше развивались события?



-Какой момент стал самым напряженным, кульминационным?




- Какова развязка сюжета?




- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе

1.Купальня в парусе

2.Мальчики в открытом море

3.Акула

4.Выстрел

5.Дети спасены



Положите головы на парты, закройте глаза, послушайте море

Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море»



















1гр. – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана

- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? 
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость) 

 Название части

Настроение


1.Купальня в парусе.


Спокойное


2.Мальчики в открытом море.


Волнение


3.Акула.


Тревога, страх


4.Выстрел.


Ужас


5.Дети спасены.


Радость и облегчение

2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.

Душа в пятки ушла

Лёгок на помине

Сам не свой

Риск – благородное дело

Держать ухо востро

Хлопот – полон рот

Ум и смекалка – что брат с сестрой.

3гр.- заполнить схему

Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные

Моряки: добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за других, быстрые в решениях и действиях.

-Как вы относитесь к поведению мальчиков? Осуждаете ли вы их?

4 гр. - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.

• сильный духом трусливый
• мудрый мужественный
честный слабохарактерный
• веселый опытный
• беззащитный смелый

бывалый решительный 




-Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.

На доске кораблики , приклейте паруса в соответствии с оценкой вашей работы на уроке

Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались не такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!




-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.


1 вариант подготовить пересказ текста от лица мальчика,

2 вариант от лица артиллериста.









































Гордился сыном, болел за него, как на соревновании

Испуг, страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.

Пронзительный визг мальчиков.Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам)

Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков














Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул: «Акула!»

Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке

Выстрел из пушки



Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль









Работают с деформиро-

ванным планом























Работают в группах


Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат


Формирование лексических умений

(Познавательные УУД.)



Понимание ценности здоровья

(Личностные УУД)













Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.














Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, выделять нужное, анализировать.


Личностные УУД: содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.
















































Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.















Развитие способности резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

(Регулятивные УУД)



Регулятивные:, самооценку учебной деятельности,




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой " Акула"

Автор: Басинских Виктория Вячеславовна

Дата: 28.12.2022

Номер свидетельства: 621916


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства