Актуализация знаний, мотивация, (подготовка к восприятию) Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения. Речевая разминка Постановка цели и задачи урока. Цель: формирование цели урока учителем. Сообщение об акуле | Речевая разминка. (Слайд 2 ) Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видали! -Прочитать текст жужжащим чтением. -С восклицанием Работа со скороговоркой (Слайд3) Корабли лавировали, лавировали, Да не вылавировали. -Что значит «лавировали»? -Как вы думаете, почему я для речевой разминки предложила упражнения на морскую тематику? -С каким произведением познакомились на прошлом уроке? – Что вы знаете о нем? О чём пишет Л.Н. Толстой? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе) К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? (Это рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев) - Назовите героев этого рассказа (мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист) - - Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие. Во время путешествия мы с вами: (задачи урока) - будем учиться анализировать поступки героев; - научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.- Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования. - Ребята, что вы знаете об акулах? - Послушайте внимательно текст об акуле. Акулы - это водные животные, принадлежащие классу рыб,если быть точнее - к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и их ближайшие родственники - скаты. Не следует путать их с животными-млекопитающими, обитающими в морях и океанах - китами, дельфинами, касатками, тюленями и другими водными млекопитающими. Акулы - это рыбы. Здесь стоит уточнить, что все акулы - хищные рыбы, Все акулы плотоядны, независимо от того, что является их пищей - планктон или гигантские черепахи, независимо от размеров и среды обитания. Среда обитания акул - почти исключительно морские и океанические воды. Среди редких исключений - разновидности серой бычьей акулы, которая может значительное время жить в опресненных и пресных водах Что нового узнали об акулах? - Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему? | Проговаривают с нужной интонацией. Отвечают на вопросы учителя Дети помогают учителю в формулировке задач урока ответы детей Ученик зачитывает статью об акуле | Умение слушать и работать в соответствии с целевой установкой Взаимодействие с учителем и друг с другом Регулятивные: формулировка задач урока с помощью учителя. |
Словарно-лексическая работа. Работа в парах Зрительная гимнастика Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением Составление композиционной схемы Работа над сюжетом произведения. Составление плана рассказа физкультминутка Творческие задания для групп Рефлексия Домашнее задание | (Карточки) -Давайте выясним, как вы запомнили значение непонятных слов. Соедините слово с правильным значением Купальня – строение для купанья. Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия (пушки, минометы). Палуба – часть судна. Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела Ропот – неуверенный, тихий возглас Подготовим глаза к работе с текстом - Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? - Как случилось, что мальчики оказались в открытом море? - Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать. - Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. - Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? ( Прочитайте) - Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? - Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? - Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики? -Зачитайте самый волнительный момент, по вашему мнению. -Найдите момент, как Толстой описал переживания «старого артиллериста». -Порассуждайте, почему старый артиллерист закрыл лицо руками? -Мы поработаем с вами с элементами сюжета. Экспозиция –вступительный фрагмент текста, до завязки действия. Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия. Развитие событий до кульминации Кульминация – самый важный напряженный момент Продолжение событий после кульминации Развязка – эпизод, завершающий развитие действия -Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?) - Как дальше развивались события? -Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? - Какова развязка сюжета? - Давайте восстановим последовательность событий в рассказе 1.Купальня в парусе 2.Мальчики в открытом море 3.Акула 4.Выстрел 5.Дети спасены Положите головы на парты, закройте глаза, послушайте море Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море» 1гр. – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана - Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? (тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость) Название части | Настроение | 1.Купальня в парусе. | Спокойное | 2.Мальчики в открытом море. | Волнение | 3.Акула. | Тревога, страх | 4.Выстрел. | Ужас | 5.Дети спасены. | Радость и облегчение | 2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему. Душа в пятки ушла Лёгок на помине Сам не свой Риск – благородное дело Держать ухо востро Хлопот – полон рот Ум и смекалка – что брат с сестрой. 3гр.- заполнить схему Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные Моряки: добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за других, быстрые в решениях и действиях. -Как вы относитесь к поведению мальчиков? Осуждаете ли вы их? 4 гр. - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств. • сильный духом трусливый • мудрый мужественный честный слабохарактерный • веселый опытный • беззащитный смелый бывалый решительный -Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. На доске кораблики , приклейте паруса в соответствии с оценкой вашей работы на уроке Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой! Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались не такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! -У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой. 1 вариант подготовить пересказ текста от лица мальчика, 2 вариант от лица артиллериста. | Гордился сыном, болел за него, как на соревновании Испуг, страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным. Пронзительный визг мальчиков.Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам) Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул: «Акула!» Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке Выстрел из пушки Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль Работают с деформиро- ванным планом Работают в группах | Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи. Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат Формирование лексических умений (Познавательные УУД.) Понимание ценности здоровья (Личностные УУД) Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи. Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, выделять нужное, анализировать. Личностные УУД: содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия. Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать. Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи. Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия. Развитие способности резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. (Регулятивные УУД) Регулятивные:, самооценку учебной деятельности, |