kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать патриотические чувства,любовьк Родине,к народу,гордостьза них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»»

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Цели: ввести обучающихся в мир литературы о ратных подвигах нашего народа; воспитывать патриотические чувства, любовь к нашей Родине, к народу, гордость за них; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к близким людям.

Подготовка к уроку: дети читают рассказы, стихи, очерки, исторические повести, статьи из справочной литературы по теме Урока. Учитель наблюдает за подготовкой, чтобы знать, как выстроить предстоящий урок. Можно использовать литературу:

Полуян Е. Святополк Окаянный. М.: А-ГРАФ, 1996.

Гордин Я. Полтавская битва. М.: Малыш, 1989.

Митяев А. Адмирал Нахимов. М.: Малыш, 1988.

Алексееве. Рассказы о маршале Жукове. М.: Малыш, 1977.

Алексеев С. Рассказы о маршале Коневе. М.: Малыш, 1982.

Воскобойников В. Девятьсот дней мужества. М.: Малыш, 1987.

Твардовский А. Рассказ танкиста. М.: Детская литература, 1983.

Внуков Н. На чужих крыльях. М.: Детская литература, 1983.

Мустафин Р. Красная ромашка. М.: Малыш, 1988.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

(Краткий обзор книг, самостоятельно отобранных и прочитанных учащимися.)

— Коротко сообщите, о чем рассказала книга. Подумайте, с каких книг мы начнем рассказ и как оформим нашу выставку.

(Расставляют книги, начиная с изданий о давних событиях. Ученики кратко говорят, о чем книга, и ставят на нужную полку.)

— Я вижу книгу из серии «Введение в историю». Кто прочитал ее? Какой отрывок из книги хотите нам рассказать? (Примерный ответ. Книга называется «Святополк Окаянный». Написала ее Елена Полуян. Художники М. Петров, К. Ишин. Издана в Москве в 1996 г. Святополк Окаянный (около 980—1019 гг.) — старший приемный сын киевского князя Владимира. Расправившись со своими братьями, незаконно завладел киевским престолом. За это получил прозвище Окаянный. Убиенные братья Борис и Глеб были канонизированы русской церковью как святые мученики. Из Киева Святополка изгнал Ярослав Мудрый.

Мне понравился отрывок, в котором говорится, как... (рассказ ученика).)

— Кто еще приготовил рассказы о том далеком времени? (Ответы детей.)

— Я вижу на выставке книгу, на обложке которой Петр I. Что скажете о ней? (Примерный ответ. Эту книгу написал Яков Гордин. Называется она «Полтавская битва». Проиллюстрировал художник В. Перцов. Книга вышла в московском издательстве «Малыш» в 1989 г. 27 июня 1709 г. русская армия под командованием Петра I одержала блестящую победу над войском шведского короля Карла XII в битве под Полтавой. Полтавское сражение переломило ход Северной войны в пользу России. Двадцать один год длилась война между Россией и Швецией за возвращение русских северных земель на берегах Балтийскою моря, захваченных шведами. О Полтавском сражении и рассказывает эта книга...)

— «Житие свое не дорого, только бы жила Россия» — эти слова Петра I стали лейтмотивом книги Анатолия Васильевича Митяева «Ветры Куликова поля. Рассказы о воинской доблести предков». Кто читал ее и может о ней рассказать? (Примерный ответ. Книга посвящена борьбе России с внешними врагами на протяжении девяти веков, с IX по XVIII. Автор прослеживает рост воинского умения наших предков и становление русской государственности, прямо связывая усиление влияния России в мире с ее военной мощью. В книге представлена галерея прославленных русских полководцев, описаны крупнейшие сухопутные, а потом и морские сражения прошлого. Однако это не исторический боевик, а увлекательные уроки военной истории, показывающие справедливость той борьбы, которую вели наши предки.)

— О какой еще книге этого автора вы знаете? (Примерный ответ. Я хочу рассказать о книге Анатолия Митяева «Адмирал Нахимов». В XIX в. служили во флоте Нахимов-пер- вый и Нахимов-второй. Старший из братьев — Нахимов- первый, Платон Степанович, — был моряком недолго. Он уволился с военной службы и поселился в Москве. А младший брат — Нахимов-второй, Павел Степанович, — не расставался с морем до конца жизни: строил корабли, плавал на них, командовал ими в сражениях. О нем, знаменитом русском адмирале, эта книга. Путь к адмиральскому чину Павел Степанович начал очень рано, одиннадцатилетним мальчиком. С тех пор его жизнь была полна суровых трудов. Увезенный из смоленского села в Петербург, в Морской корпус, мальчик подолгу не видел родных и своего дома. На игры и развлечения времени не оставалось совершенно. В Морском корпусе занятия длились ровно полсуток: четыре часа утром, четыре днем и четыре часа вечером. Будущие военные моряки изучали двадцать наук! Кроме занятий в классах, учение шло в море: прокладывали курсы кораблю, определяя направление по солнцу и звездам. Наводили пушки в цель — и в тихую погоду, в штиль, и при сильном ветре, когда корабль то вздымается на волне, то проваливается в пучину. Ставили паруса, убирали их, быстро взбираясь на мачты и реи по веревочным лестницам-вантам.

Учиться было тяжело. На Павел Нахимов учился прилежно. Ему хотелось командовать кораблем, а первое, что надо было для этого, — знания. Экзамены на чин мичмана Нахимов сдал лучше ста четырех своих товарищей. К высоким оценкам экзаменаторы, старые и суровые адмиралы, прибавили запись: «К службе усерден и знающ».)

— Кто еще хочет рассказать о событиях далекой истории нашей страны? (Ответы детей.)

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

• Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.

• Кто за свое дерется, тому и сила двойная дается.

• Кто на войне не бывал, тот и страху не видал.

(На фоне музыки ученик читает стихи Константина Симонова.)

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

 

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

 

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

 

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

 

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

 

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

 

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

(Дети читают стихи о Советской Армии, рассказывают о книгах Сергея Алексеева «Рассказы о маршале Жукове», «Рассказы о маршале Коневе» из серии «Легендарные герои».)

Сергей Петрович Алексеев (1922—2008) родился на Украине в семье сельского врача. С 10 лет жил и учился в Москве. В 1940 г. после окончания средней школы поступил в авиационное училище. Война застала его близ границы в полевом лагере. С группой товарищей он был откомандирован в Оренбургское летное училище. Без отрыва от учебы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута, полный курс которого прошел за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 г. По окончании летного училища был оставлен в нем инструктором и до конца войны учил молодых летчиков. С авиацией расстался в конце 1945 г. из-за тяжелых травм, полученных в учебном полете.

За сорок лет работы в литературе он создал более тридцати оригинальных книг, посвященных истории России на протяжении четырех веков: от середины XVI до середины XX. «Суровый век» Ивана Грозного и крестьянская война под предводительством Разина, петровские преобразования и пугачевское восстание, Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, подготовка и свершение Октябрьской революции, красные и белые в их непримиримой борьбе, знаменитые стройки 1930-х гг. и Великая Отечественная война — все эти события составляют сюжетную основу книг Алексеева.

— Перед нами книга Валерия Воскобойникова «Девятьсот дней мужества». Отправимся в путешествие по ней. Расскажите о первых часах войны семьи Пахомовых. (Примерный ответ. В воскресенье 22 июня 1941 г. Иван Семенович пришел вместе с сыном Алешей и дочкой Дашей в зоосад. Они стояли в очереди на карусели, ели мороженое... И вдруг по радио объявили, что началась война. Фашистская Германия напала на нашу страну. С этой минуты изменилась жизнь советских людей. Прежние дни стали казаться светлыми, беззаботными, их называли «до войны». Новые дни обещали трудности и горе.)

— Как город готовился к обороне? (Примерный ответ. Через несколько дней маме пришла повестка. Она собрала еды на день, взяла кружку, ложку, ватник, лопату и поехала строить военные укрепления. Даша тоже готовила к обороне Ленинград. Отведет братишку Алешу в детский сад и вместе со старшими школьниками строит в городе огневые укрепления: в домах — гнезда для пулеметов, на улицах — баррикады.)

— В Ленинграде столько знаменитых памятников! Взрывы их могут изуродовать. Как их защитить? (Примерный ответ. Рыли глубокие ямы, памятники аккуратно заворачивали в полотно и опускали в эти ямы. Другие памятники обкладывали мешками с песком, обшивали досками. А вот памятники полководцам — Суворову и Кутузову — не стали укрывать. Они так и стояли, словно демонстрировали свое бесстрашие перед вражескими налетами. И удивительно, ни один осколок не тронул их!)

— Что в это время делал отец Иван Семенович? (Сначала он продолжал работать на заводе, а затем вместе с другими отправился на фронт. Он защищал родной город в окопах, которые вырыли жители.)

— В городе есть улица имени Алексея Севастьянова. Кто он и что сделал для Ленинграда? (Примерный ответ. Он летчик. Охранял город на своем самолете. Однажды в бою у него закончились боеприпасы. Фашист легко мог разделаться с ним, а потом сбросить бомбы на город. И тогда Алексей Севастьянов разогнал свою машину, приблизился к врагу вплотную и пропеллером отрубил фашистскому самолету хвост. Вражеский бомбардировщик закувыркался в воздухе и с ревом полетел к земле. Он воткнулся в нее носом на краю Таврического сада, в самом центре города. Летчик выпрыгнул с парашютом.)

— Город был в блокаде. 28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом. С 10 ноября многие получали в день 125 г хлеба. Расскажите о дневнике Тани Савичевой. (Ответы детей.)

Ей было 11 лет. Вот страницы из дневника Тани Савичевой. «Женя умерла 28 дек. в 12—30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. в 3 час. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г. Мама 13 мая в 7—30 час. утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда. Но спасти ее не удалось.

— Кто такой немой мальчик? (После одного из сильных обстрелов военный привез в детский дом мальчика. От сильного испуга он молчал. Даша случайно увидела его потом на вокзале, когда детский дом эвакуировали. Она записала адрес, куда они отправлялись. Алеша узнал сестру и заговорил.)

— Даша стала бойцом бытового отряда. Чем она занималась? (Ответы детей.)

Бойцы бытового отряда должны были помочь больным ленинградцам пережить страшное время. Утром Даша обходила жителей дома. Подниматься по лестнице было трудно: пройдет несколько ступенек и отдыхает. Во многих квартирах лежали больные люди. От голода они ослабели, не могли подняться и ждали Дашу. Придет Даша, принесет немного дров, маленькую печку затопит — станет теплее.

Даша получала по карточкам хлеб, аккуратно заворачивала в бумагу и относила им. Больные люди верили девочке, знали — она честная. Никогда в жизни Даша не отщипнула бы от чужого хлеба даже крошечки, хотя есть хотелось очень. Однажды в холодной квартире на четвертом этаже она обнаружила двоих детей. Мальчик и девочка сидели и ждали маму, которая не вернулась домой. Скорее всего, что она погибла или умерла от голода. Она спустилась с детьми вниз, в дежурную комнату, где кипятилась вода для всех жильцов и было тепло. Посмотрела Даша на свой маленький остаток хлеба, разделила его на две части и отдала детям.

Ребята, так боролись люди в тылу. Мне хочется прочитать вам стихотворение Александра Твардовского, которое тронуло меня до глубины души, так же как и строчки книги, о которой вы сейчас рассказали.

— Давай-ка, товарищ, вставай, помогу,

Мороз подступает железный.

На голом снегу лежать на боку

Совсем тебе не полезно.

Держись-ка за шею, берись вот так,

Шагаем в полном порядке.

Замерзли руки? Молчишь, чудак.

Примерь-ка мои перчатки.

Ну как, товарищ? Опять — плечо?

А вот и лесок. Постой-ка.

Теперь пройти нам столько еще,

Полстолько да четверть столько.

Ты что? Оставить тебя в лесу?

Да ты, дорогой, в уме ли?

Не хочешь идти — на себе донесу.

А нет — дотащу на шинели.

— Какие они, наши герои — защитники Родины? (Все они храбрые, мужественные, готовы прийти на помощь товарищам.)

— Ребята, когда они выполняли свой долг или шли на подвиг, легко ли им это давалось? Как вы думаете, было ли им страшно? (Ответы детей.)

Рукопашная — это самый страшный бой, когда с врагом встречались лицом к лицу, в упор расстреливали друг друга, кололи штыками, давили друг друга за горло. Как ярко сказала о нем фронтовичка поэтесса Юлия Друнина:

Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву и тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

V. Подведение итогов урока

— Так почему сражения с врагом всегда заканчивались нашей победой, как бы ни тяжело было ее добыть? Чьими словами мы можем закончить наш урок? (Словами Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»)































Конспект урока математики 4 класс

Урок математики 4 класс

Автор: Юрченко Валентина Петровна, учитель начальных классов МКОУ «Октябрьская СОШ №1» р.п. Октябрьский, Волгоградской области.

Описание материала: Предлагаю конспект урока математики. Материал будет интересен учителям начальных классов. Урок разработан для 4 класса, по УМК « Школа России» (учебник Моро). Урок был проведён во время зимней олимпиады в Ванкувере, при желании может легко быть переработан для Сочинской олимпиады.

Тема: Письменное умножение чисел, оканчивающихся нулями.

Цели: 1. Познакомить с письменным приёмом умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Закрепление навыка решения задач на движение.

Развитие логического мышления.

Формирование навыка самостоятельности.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи, патриотизм.

Ход урока.

I. Организация на урок.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука - Эта математика!

Сегодня у нас необычный урок.


Я приглашаю всех отправиться вместе с царицей наук Математикой на другую часть Земного шара в Канадский город Ванкувер, где в эти дни проходят XXI Зимние Олимпийские игры!

Слайд 1 (г. Ванкувер, олимпийская символика)


Не забудем взять с собой быстроту мыслей, находчивость, смекалку, сообразительность, взаимопомощь.

Итак, мы отправляемся в дальнее путешествие через Атлантический океан.

Там волшебница - математика подарит нам новые знания, а за одно и проверит то, что мы уже умеем и знаем.


Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят,

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5». (Число, классная работа).

II. Устный счёт.

Ну - ка, в сторону карандаши,

Ни костяшек. Ни ручки. Ни мела.

Устный счёт.

Мы творим это дело

Только силой ума и души.


  1. «На чём путешествуем?» Слайд 2 (изображение разных видов транспорта)

( на слайде цепочка примеров, возле транспорта – ответ, выбираем верный.)


  1. математический диктант « Купим билет на самолёт»

( решение устных задач)

Хоккейный период длится 20 минут. Сколько минут идёт весь матч, если в нем 3 периода? (60)

Сколько девушек участвуют в командной лыжной гонке, если всё расстояние 28км, и каждая пробегает по 7 км (4)

Скорость полета в слаломе - 140 км/ч, а скорость лыжника - 28 км/ч. На сколько одна скорость больше другой? (на 112 км/ч)

Конькобежец пробежал 100 метров за 5 секунд. Найди его скорость. (20 м/с)

Фигуристка, стоя на одной ноге, весит 40 кг. Сколько она будет весить, если присядет на одну ногу? (40)

ИТОГ УСТНОГО СЧЁТА.


III. Изучение нового материала.

1) Постановка проблемы. СЛАЙД 3

Ребята, билет до Ванкувера стоит примерно 900 долларов.

Сколько затрачено денег, чтобы перевести в Канаду команду из 500 человек?

500*900

А как нашли значение этого выражения?


Сегодня мы откроем эту тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Давайте вместе попробуем разобраться.

СЛАЙД 4

сочетательное свойство умножения

запись нулей


2) Правило в учебнике стр. 11 (запись столбиком)

устный разбор


3) Первичное закрепление

А) группа С (самостоятельно) СЛАЙД 5,6 ( слайд 5- задания, слайд 6 – с ответами для проверки)

9560 * 400 30920 * 500 6300 * 900


Б ) группа А (цепочкой у доски)

1580*400 20900*30 59070* 900


В) Разбор нового знания в группах.

Учащиеся получают карточки с заданиями и исправляют ошибки.

Объясняют свои действия, решение. Почему они исправили именно так.

(примеры записаны столбиком, но оформлены неправильно)

4030*90=36270 2400*600=1440000 450*60=260000

( 2 человека у доски)

Итог работы:

Молодцы, ребята, мы справились с трудностями, которые стояли перед нами и успешно прибыли в город Ванкувер.


Физминутка Слайд 7(записанные примеры появляются по одному)

Сколько раз ногою топнем? 60:20 =3

Сколько раз руками хлопнем? 45:9=5

Мы присядем столько раз 3 0:15=2

Мы наклонимся сейчас 100:25=4

Мы подпрыгнем ровно столько 91 * 0 =0

Ай да счёт! Игра и только!


VI. Закрепление изученного

Давайте поддержим нашу сборную на соревнованиях.

Решение примеров, задач, уравнений приходит в форме игры -презентации.


СЛАЙД 8 (условие задачи)

решение задачи ( группа С- самостоятельно, А - по памятке) - 1 человек у доски


СЛАЙД 9 (записаны примеры по теме)

решение примера (группа С- самостоятельно, А - с доской) - 2 человека у доски

СЛАЙД 10 ( x*50=45000 876- x*300=176 1000+ x*800-1300= 70*30)

решение уравнений (разноуровневая работа) - 3 человека у доски

Итог работы



V. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Узнали ли что-нибудь новое?

Итоговый вопрос: назови зимний вид спорта, в котором наша команда уже завоевала 2 золотые и серебряную медали (биатлон)

(Примеры - на доске - на магнитах)


Ответ - буква. Запиши числа- ответы - в порядке убывания.

780 *500 569 *90 8090 * 400 23700 *300 56 * 800 145 *600 20*928

СЛАЙД 11 ( с буквами)

390 000-а

51 210-л

236 000-и

7 110000-б

44 800-о

87 000-т

18 560- н


Психологическая рефлексия (лестница) Слайд 12

Оцените свою личную работу на уроке.

На какую ступеньку лестницы вы себя поставили?

« ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ» ___________ «5»

« СЕРЕБРЯННАЯ МЕДАЛЬ»__________ «4»

« БРОНЦОВАЯ МЕДАЛЬ»____________ «3»


VI Домашнее задание:

Страница 11 № 57























Конспект урока русского языка в 4 классе по программе «Школа России» Урок русского языка в 4 классе

Автор: Жукова Елена Николаевна учитель начальных классов МКУ СОШ №12 города Нижнеудинска Иркутской области

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока  русского языка в 4-ом классе. Он будет полезен учителям начальных классов при изучении темы « Творительный  падеж имен существительных. В своем конспекте я использовала сказку о падежах из книги В.Волиной « Учимся играя».

Конспект урока русского языка в 4 классе «Творительный падеж имен существительных»

Цели: Изучить особенности имен существительных  в творительном падеже. Формировать умение разбирать предложение по членам и определять части речи. Развивать устную речь учащихся, воображение, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей. Прививать культуру общения на уроке, интерес к предмету.

Ход урока

1.  Организационный момент.

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

И не только деревья в серебре, но и окна домов. Посмотрите на наши окна. Что вы  увидели?

А теперь посмотрите  на наше волшебное окно на доске. Какие узоры вы на нем увидели?

2.     Минутка чистописания.

Что вы можете сказать об этом узоре? 

(Можно использовать любой узор на усмотрение учителя)

Какие буквы в нм спрятались?

Пропишите в тетради эти буквы, запишите число и классная работа

Ребята скажите, почему над словом декабрь у нас упала снежинка?

- Да совершенно верно, это словарное слово и написание мы должны запомнить.

3. Работа над предложением.

Я сегодня шла в школу и у меня нечаянно выпала сумка из рук и  все карточки со словами  у меня рассыпались, помогите мне составить из данных слов предложение.

Морозной декабрьской ночью выпал пушистый снег.

Какое задание вы можете предложить к этому предложению?

Совершенно верно, разобрать его по членам предложения.

(1 ученик разбирает предложение по членам)

А что вы можете сказать об имени существительном ночью?

В каком падеже оно стоит? 

(дети затрудняются)

3.  Изучение нового материала.

Об этом падеже  мы сегодня и будем вести речь на нашем уроке.

Продолжаем слушать сказку о падежах:

- Он еще не родился, а все думали, как его назвать?

Родился и стал родительным. Это имя ему больше понравилось.

Он был малышом и ему все давали, от этого он стал дательным.

Он был озорником, его часто винили за шалости. От этого он стал винительным.

А потом он вырос и стал творить добрые дела. Как вы думаете , какое имя ему дали люди?

Верно творительный.

Вывод чтение правила в учебнике.

Что вы можете сказать об окончаниях существительных стоящих в творительном падеже?

4.     Физ. минутка

5.     Закрепление изученного материала

Работа с учебником  выполнение упражнения № 223

Поставить существительные в форму творительного падежа единственного числа и выделить окончания

( самостоятельное выполнение работы, проверка на оценку)

А теперь играем в игру «Наборщик»

Вам дано слово- звездочка. Ваше задание составить как можно больше существительных, используя только буквы этого слова. После с этими словами составить словосочетания так, чтобы существительные стояли в творительном падеже.

6.     Рефлексия: Что вы нового и интересного узнали на уроке?

За что бы вам хотелось себя похвалить?

7.     Домашнее задание: Выучить правило. Упражнение в учебнике №234

































Конспект урока по окружающему миру «Пищеварительная система», 4 класс Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Пищеварительная система. Как пища переваривается»

Цели: познакомить учащихся с органами пищеварения и их работой; показать необходимость соблюдения гигиенических правил питания; закреплять знания о работе мышц и значении физической культуры в укреплении мышц и костей.

Оборудование: таблицы «Органы пищеварения», «Скелет и мышцы».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

1. Вступительное слово учителя: сообщение темы и целей урока.

2. Работа по вопросам с опорой на таблицу «Скелет и мышцы».

- Из каких костей состоит скелет?

- Какова функция скелета?

- Что вы знаете о мышцах?

- Что происходит с мышцами, если они выполняют одну и ту же работу?

- Что нужно делать, чтобы мышцы не утомлялись?

- Какое значение имеют тренировки, физкультура и физическая работа для развития мышц?

- Какие мышцы (рук, ног, туловища) упражняются при ходьбе, игре в мяч, при езде на велосипеде, во время гребли на лодке?

- Что улучшает осанку человека, а что ухудшает?

3. Учащиеся объясняют смысл пословиц.

Кто труда не боится, того хворь сторонится.

Физкультура и труд здоровье несут.

4. Чтение рассказа учителем.

- Послушайте рассказ.

В столовой за одним столом сидели мальчик и пожилой человек - учёный.

Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.

- Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? - обратился он к мальчику.

Тот удивился.

- Разве вы не видите? Я ем кашу.

- Но ведь ты её совсем не пережёвываешь!

Мальчику стало смешно.

- А зачем я её буду жевать - она и так жидкая.

- Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твёрдой её сделать жидкой.

Всякая пища нуждается в обработке. Во рту пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут её полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.

Мальчик смущённо молчал.

- Запомни, что кусочек чёрного хлеба, хорошо прожёванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.

По Я. Трахтману

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием - пищеварительная система; названиями органов пищеварительной системы.

III. Объяснение нового материала с опорой на таблицу «Органы пищеварения».

Учитель. В теле человека всё время расходуются питательные вещества. Когда вы занимаетесь спортом или работаете, расход их увеличивается. Питательные вещества нужны мозгу, чтобы он хорошо работал и не уставал, мышцам, чтобы они становились крепкими и сильными, всем органам тела.

Особенно важно питание для детей. За счёт питательных веществ их организм растёт и крепнет. Пища должна быть разнообразной. Наряду с хлебом, молочными и мясными продуктами нужно употреблять разные овощи и фрукты. Тогда организм получит все нужные ему вещества.

Но как же мясо и каша, хлеб и овощи, молоко и сахар попадут в мозг, мышцы и другие органы? Оказывается, в органах пищеварения все продукты превращаются в питательные вещества, которые через кровь поступают ко всем органам нашего тела.

Обработка пищи начинается во рту. Здесь она пережёвывается зубами, смачивается слюной, перемешивается. Под действием слюны пища начинает перевариваться уже в ротовой полости. Проглоченная пища по пищеводу поступает в желудок. В желудке пища переваривается под действием желудочного сока в течение 3-4 часов.

Из желудка пища поступает в кишечник, где переваривается сначала под действием желчи, образующейся в печени, и сока поджелудочной железы, а затем окончательно под действием кишечного сока. Питательные вещества через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит питательные вещества по всему организму (во время рассказа учитель показывает расположение основных органов пищеварения: желудка, печени, поджелудочной железы и кишечника).

1. Работа с учебником.

1) Знакомство со статьёй на с. 15 учебника «Как пища переваривается» (чтение про себя).

Ответы на вопросы:

- Для чего организму нужно питание?

- Назовите органы пищеварительной системы и покажите их на таблице.

2) Работа с рубрикой «Этот удивительный мир» (с. 15).

2. Беседа о необходимости соблюдения гигиенических правил питания.

Учитель. Чтобы не болел желудок, чтобы пища приносила больше пользы, нужно знать и соблюдать правила питания.

- Какие правила питания вы знаете?

Дети называют правша питания.

• Не разговаривайте и не читайте во время еды. Разговоры и чтение мешают хорошему пережёвыванию пищи.

• При пережёвывании пищи не раскрывайте широко рот, не чавкайте. Это неприятно для окружающих.

• Когда едите только вилкой, держите её в правой руке. Если пользуетесь вилкой и ножом, держите вилку в левой руке, а нож - в правой.

• Соль берите специальной ложечкой.

• Следите за тем, чтобы остатки еды не падали на стол или пол.

3. Сообщения учащихся о витаминах на темы: «История открытия витаминов», «Значение витаминов для организма», «Содержание витаминов в продуктах», «Правила сохранения витаминов в пище».

IV. Подведение итогов урока.

- С какими понятиями познакомились на уроке?

- Покажите путь пищи по органам пищеварения.

- Для чего человеку нужно питаться?

- Какие правила питания вы знаете?

- Что нового узнали о витаминах?

Домашнее задание: подготовить таблицу «Продукты, богатые белками, жирами, углеводами»; сделать к ней рисунки.



















































Конспект урока по окружающему миру «Куликовская битва», 4 класс. Плешаков Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Куликовская битва» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, тест, слоги ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я, карта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Блицопрос

• Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?

• Как возникали монастыри?

• Как назывался монастырь около города Радонежа?

• Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?

2. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвание?

Карточка 2

Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?

3. Тест

1. Какое прозвание дал народ князю Ивану Даниловичу?

а) Невский

б) Долгорукий

в) Калита        +

2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?

а) Киев

б) Москва        +

в) Ростов

3. Что такое калита?

а) большая калитка

б) кошель с деньгами     +

в) головной убор

4. Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

а) не изменялись

б) стала больше, чем была     +

в) стала меньше, чем была

4. Сообщения учащихся

(Прослушивание сообщений о Москве и Кремле.)

III. Самоопределение к деятельности

- Попробуйте из данных слогов сложить название битвы, и вы прочтете тему урока.

ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я (Куликовская.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о битве.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Рассказ учителя

(Рассказ сопровождается показом слайдов.)

На прошлом уроке вы узнали, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские набеги. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового.

Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.

В 1380 г. на московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: панцири, кольчуги — рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчуг, употреблялись еще кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата с нашитыми на них маленькими железными или медными пластинками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий вооружался по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева — лук в особом чехле, налуче. Колчан и налуч делали из кожи или сафьяна и украшали шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий, употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

На битву князя благословил Сергий Радонежский - основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов — Пересвета и Ослябю.

Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг — навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 г. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца спрятались в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы сыпались дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту.

Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. С победой у русского народа появилась крепкая надежда на освобождение от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского — так народ в память о победе на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали столкновения с Русью в больших сражениях. Таким образом, Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Со времен Батыева нашествия Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие московские князья покрыли себя неуведаемой славой. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монгольского ига, а внук Ивана III Иван Грозный завоевал три татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.

V. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику

С. 70-72

— Прочитайте текст. Какими качествами должны были обладать воины в ту пору? (Воины должны были быть смелыми, отважными, любить свою Родину.)

— Когда состоялась битва на поле Куликовом?

2. Работа с картой

— Найдите на карте место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение войск. (Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголов вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Назовите имена исторических личностей по их описанию в задании 1 на с. 24. (Александр Невский, Дмитрий Донской.)

— Выполняя задание 2, поработайте в парах. Назовите выбранные вами ответы. (Дунай, Дмитрий Донской, 8 сентября 1380 г., Мамай, победой русских войск.)

— Если вы внимательно читали текст, то легко разгадаете кроссворд в задании 3 на с. 25. (По горизонтали: 6. Куликово. 9. Сергий. 10. Дмитрий. 11. Ослябя. По вертикали: 1. Челу- бей. 2. Калита. 3. Москва. 4. Донской. 5. Непрядва. 7. Мамай. 8. Пересвет.)

2. Викторина

1. Кто из русских князей бросил вызов Орде? (Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович перестал платить дань.)

2. Что происходило в ту пору в Орде? (Шла ожесточенная борьба за власть.)

3. Почему Мамай выступил против Руси? (Он решил наказать Русь за неповиновение.)

4. Когда это стало известно? (Летом 1380 г.)

5. Что предпринял Дмитрий Иванович? (Разослал гонцов в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу.)

6. Кто откликнулся на этот призыв? (Всколыхнулась вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины.)

7. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? (Основатель Троицкого монастыря Сергий.)

8. Где было намечено сражение? (На Куликовом поле, между Доном и рекой Непрядвой.)

9. Когда состоялась битва? (8 сентября 1380 г.)

10. Как расставил свои войска князь Дмитрий Иванович? (По центру поставил передовой и большой полки, а отборная русская рать была в засаде.)

11. Где находился сам князь? (Князь в одежде простого ратника стоял в общем строю.)

12. Как проходила битва?

13. Чем закончилась битва?

14. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича? (Донским.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 74 учебника.)

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 70—74 учебника.

2. Выполнить задание 4 на с. 26 рабочей тетради.



Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Басни Толстого Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Басни Л. Н. Толстого. Специфические особенности басни как жанра

Цели: вспомнить прочитанные произведения Л.Н. Толстого, факты его биографии; познакомить с баснями «Кто прав?» и «Мудрый старик»; воспитывать любовь и уважение к окружающим; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Рассказы обучающихся о Л.Н. Толстом.)

— Что нового вы узнали о писателе? Каким он был?

(Если есть возможность, то можно показать кадры диафильма «Детство Льва Толстого».)

III. Работа по теме урока

— Какие его произведения вы знаете и помните?

— На какие группы можно разделить эти произведения? (Рассказы и басни.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— Что такое басня? (Примерный ответ. Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Первичное чтение басни «Кто прав?» учителем.)

— Ваши впечатления?

— В чем смысл, мораль басни?

— Прочитайте басню «Мудрый старик» про себя.

— Прочитайте выразительно вслух.

— Что делал старик?

— Что он ответил людям? Согласны ли вы с ним?

— Какие черты характера проявились у старика? (Ум, благородство, доброта, внимательное отношение к окружающим.)

— В чем заключается главная мысль басни Л.Н. Толстого?

— Прочитайте еще одну басню Л.Н. Толстого — «Два товарища». Определите, в чем ее мораль.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?

Домашнее задание

Найти и прочитать другие басни Л.Н. Толстого. Подготовить выразительное чтение одной из них.



































Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

Автор: Левинская Надежда Сергеевна, МБОУ МО город Краснодар СОШ №6, учитель начальных классов

Описание материала: данную методическую разработку урока можно использовать в 4 классе при изучении полезных ископаемых Краснодарского края. Некоторые материалы представленной разработки можно использовать при изучении полезных ископаемых на уроках окружающего мира в начальной школе. Это конспект урока, направленный на закрепление знаний детей о полезных ископаемых и, в частности, подробное рассмотрение полезных ископаемых родного края, воспитание патриотизма, любви к малой родине.

Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

Цели урока:

образовательные -  обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам  родного края, и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы.

Ход урока. I. Организация начала урока

- Чтоб узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок кубановедения, вам нужно отгадать загадки:

Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

 

3. Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

 

4. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

 

5. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

 

7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

 

10. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

- Как назвать все эти отгадки одним словом?  (Полезные ископаемые)

- Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».  В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

3. Где они применяются?

1. Работа по теме урока.

1. Вступительная беседа.

- Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

- На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные ( металлические)

2. Работа по карте

- Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми  богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

 - Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

 -  В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? ( на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края  - на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

4. Беседа по прочитанному.

- О каких полезных  ископаемых, которые  мы ещё не искали на карте,  говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

- А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

Практическая работа. Песок и глина.

 - Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической  работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

 - Какое строение имеет песок? Глина?

 - Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

 - В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

 - В один стакан с водой  насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли  глина  в воде? Растворился ли песок  в воде?

 - А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина.  (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

- Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

- Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Рассказ учителя:

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых час­тиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

- На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные по­лезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавли­вать земли на месте карьеров, потому что добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина- белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

- Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржа­веет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

II.  Закрепление

- Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

- Из чего образуется в природе песок и глина?

 - Где применяют глину и песок?

III.  Итог урока

 - Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

- Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

IV.  Домашнее задание

- Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.





















































ТЕМА: Деревня – деревянный мир. ОБРАЗ ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО ДОМА.

Цели и задачи: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; раскрыть роль искусства в понимании гармоничной связи русского жилья с природой; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками-пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства; укреплять межпредметные связи.

Оборудование: для учителя – репродукции, методические таблицы; для учащихся – графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии северной деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукция картины Н. М. Ромадина «Село Хмелевка». Литературный ряд: А. Твардовский «Воспоминания о детстве»; стихотворения С. Есенина, Н. Языкова, Л. Мартынова. Музыкальный ряд: запись народных инструментальных мелодий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Чтите науки, любите искусства,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

II. Беседа по теме урока.

Учитель. Чтобы узнать тему урока, вам нужно прочитать ребус:

(Слайд 1)

У ч е н и к и (читают тему урока). Деревня – деревянный мир.

Учитель. Сегодня мы побываем в русской деревне, познакомимся с различными видами изб, будем любоваться красотой деревянной храмовой архитектуры.

Звучит запись инструментальной русской народной мелодии.

Учитель читает отрывок из воспоминаний о детстве А. Твардовского:

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна».

С чего начинается родина, отчизна?

Ученики. С дома, улицы, деревушки или города, то есть с малой родины.

Учитель. Тонкие березки, русские избы и огороды, обнесенные простеньким плетнем, – все это такое близкое и родное. Это все малая родина, о которой с любовью рассказывает в картине-пейзаже «Село Хмелевка» Н. М. Ромадин.

Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в семье железнодорожника. Художник пишет: «Детство мое было полно лишений и приключений. Никакие блага не могли заставить отца мирно жить и работать в одном месте… Он объездил чуть ли не все города России». С одиннадцати лет Николай Ромадин стал сам зарабатывать деньги и помогать большой семье. Он одновременно учился и работал – был продавцом газет, служил переплетчиком, затем пекарем. Юношей ушел добровольцем в Красную гвардию, чтобы защищать завоевания Октябрьской революции.

Ромадин получил художественное образование в Москве, во Вхутемасе (высшие художественно-технические мастерские). Он написал очень много картин-пейзажей. Все они говорят о глубокой любви художника к русской природе с ее широкими далями, многоводными реками, с холмами и лесами.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть пейзаж «Село Хмелевка» Н. М. Ромадина.

Вопросы по картине:

– Какие чувства рождает у вас эта картина?

– Где расположено село Хмелевка?

– Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

– Сравните окраску осеннего леса с окраской воды, берегов и неба. Какое настроение выражено в этой картине?

– Почему изменилась окраска дальнего берега реки?

– Можно ли сказать, что пейзаж освещен солнцем? Почему?

– Как связан между собой образ русской природы и образ русской деревни?

– Какое впечатление создает у вас картина в целом?

Учитель. Художественный язык картины «Село Хмелевка» очень выразителен.

На берегу Волги живописно раскинулось большое село Хмелевка, привольно расположившееся среди широких русских просторов. Спускающаяся к реке балка открывает синюю гладь Волги, далекие подчеркнутые дымкой берега сливаются с горизонтом. Стоит прощальная пора, когда на смену лету приходит золотая осень. Деревья еще в багрово-желтом одеянии, но листья уже поредели и, падая, устилают побуревшую землю. Дыхание осени рождает грустные чувства о чем-то прошедшем и безвозвратно потерянном. Ближе к реке лес более густой с золотисто-коричневыми кронами.

Сизые избы, крытые где тесом, а где и соломой, разбросанные по склонам балки, оставляют впечатление какой-то сиротливой и нежной горечи.

В селе тихо, почти безлюдно, только две женщины неторопливо идут по косогору. И все же пейзаж картины говорит о жизни мужественных и трудолюбивых людей в тяжелое для Родины время – войне с фашисткой Германией. Через тревожно лирическое восприятие природы художник выражает свою горячую любовь к русскому народу.

Пейзаж проникнут глубоким чувством природы. Он немногословен, ничто здесь не отвлекает внимания на частности. В картине много воздуха и света. Солнце мягко, без блеска, но четко освещает село и окружающий пейзаж. Небо ясное и чистое, без единого облачка.

Раздолье Волги, ее мощь и величие созвучны думам о свободе русского народа. Художник как бы говорит картиной: не может мириться Волга с врагами-захватчиками русской земли. Вот она, красавица Волга, синеет вдали, такая спокойная и величавая, суровая и неприступная. В картине органически слилась русская природа и жизнь села Хмелевка.

В годы военных испытаний избы, огороды, обнесенные простеньким плетнем, и сиротливые березки, молодой кустарник, величавая река объединены общим настроением – грусти и печали. Так художник показал единство и гармоничную связь русской природы и русского человека.

III. Художественное слово о родном крае, о русской деревне.

Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения.


Несказанное, синее, нежное … .

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег на плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я люблю этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.


Голос громкий и всхлипень зычный,

Как о ком-то погибшем, живом.

Что он видел, верблюд кирпичный,

В завывании дождевом?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С. Есенин

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

С. Есенин

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Н. Языков

Учитель. Какое чувство объединяет эти художественные произведения и живописное полотно Н. М. Ромадина «Село Хмелевка?»

Ученики. Чувство гордости и любви к Родине, к русской природе и русскому народу.

Физкультминутка

IV. Знакомство с деревянной храмовой архитектурой.

Учитель демонстрирует фотографии северной деревянной архитектуры и ансамбля Кижи.

Учитель. Красив русский Север. Это край густых лесов, бескрайних озер и чистых прозрачных рек.

Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города. Славился Север своими искусными мастерами плотниками. Леса в изобилии поставляли самый доступный материал для строительства – дерево. Главным инструментом в руках мастера был топор. С его помощью оставили крестьянские избы, церкви, боярские хоромы.

Русские мастера умели строить так, что творения их рук казались нераздельными с окружающей природой. Чудом называют Преображенскую церковь, что стоит на острове Кижи в Онежском озере. Смотришь на нее и кажется, что ты находишься в сказке.

Будто мастер вырезал храм из одного целого куска дерева. В постройке нет ни одного гвоздя! Все легкое, невесомое, ажурное: и 22 главки, похожие на луковички, и крылечки с точеными столбиками.

Вот что рассказывает легенда. Выстроил мастер церковь Преображения, да и забросил свой топор в Онежское озеро, приговаривая: «Не было и не будет больше такой!»

V. Самостоятельная работа учащихся.

1. Повторение составных частей русской избы:

 сруб – часть здания, состоящая из четырех или более стен бревенчатой конструкции;

 выпуски – концы бревен, выступающие из сруба, поддерживающие свесы кровель, крыльца;

 крыша – верхняя часть здания, служащая его покрытием и защитой от непогоды;

 конек – верхний стык двух скатов кровли, этот стык покрывается выдолбленным бревном – охлупенем;

 причелина – доска, закрывающая торцы подкровельных слег, она обычно покрывается резьбой, это неотъемлемая часть тесовых кровель;

 полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин;

 гребень – резная доска, стоящая на коньке кровли по всей его длине;

 чело (лоб) – верхняя часть здания под кровлей;

 лобовая доска – закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно бывает покрыта резьбой;

 наличник – декоративное обрамление «лица» избы – дверного или оконного проема.

2. Групповая работа.

Панно, изображающее русскую деревню, выполняется группой детей на больших листах гуашью. Прежде чем начать выполнение задания, учитель обращает внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. В игровой форме, привлекая внимание класса к демонстрационному планшету, на котором расположились заготовки изб (сделанные детьми на предыдущем занятии), совместными усилиями решается проблема: как выразительней, естественней, красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу. Передвигая по плоскости планшета заготовки домов, дети сами делают вывод о том, при каком расположении дома выглядят разобщенными. Они возражают против четкой выстроенности построек в ряд. В качестве самого удачного расположения учащиеся выбирают такое, при котором есть ближние и дальние дома, одни загораживают другие, то есть создается естественная композиция. В результате дети легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно: дома должны загораживать один другой; то, что дальше, по размеру меньше, а то, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже. (Слайд 2)

(Слайд 3)

Вариант конструктивной работы.
Коллективное панно «Образ русской деревни»

Следующей трудной задачей является колористическое решение панно. Перед началом работы учитель должен обратить внимание детей на характерный цвет деревенских изб (серебристо-серые, золотисто-коричневые, как сказочная хохлома), показать приемы работы цветом для передачи выразительности бревенчатого сруба, обратить внимание на контраст между гранями избы. Учитель кладет широкие, горизонтальные мазки, оставляя узкие пробелы между ними. Смежные стены решаются в контрасте.

Композиция (лат. compositio – сочинение, составление, соединение, связь) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением, расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое.

Перспектива (фр. perspective) – в изобразительных искусствах способ изображения объемных тел на плоскости.

VI. Итог урока.

Экспресс-выставка, оценка работ.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: подобрать репродукции картин с изображением образа русской женщины.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Убоженко Любовь Александровна

Дата: 06.11.2020

Номер свидетельства: 562673


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства