Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»»
Урок литературного чтения
Класс : 4
Тема: А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»
Цель: Познакомить со стихотворением А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»
Задачи:
Образовательные: познакомить с творчеством писателя; обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста;
Развивающие: развивать поэтический слух, развивать навыки навыков анализа лирического произведения, развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей; формировать начальное представление о патриотической лирике.
Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; бережное отношение к русской природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: знают биографию писателя и стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в немосновной мысли, отбор опорных ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция);
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысления правил взаимодействия в паре и группе;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Чтение стихотворения Е. Синицына.
Берегите Россию – Берегите Россию -
Нет России другой. Без неё нам не жить.
Берегите её тишину и покой, Берегите её,
Это небо и солнце, Чтобы вечно ей быть.
Этот хлеб на столе . Нашей правдой и силой,
И родное оконце . Всею нашей судьбой
В позабытом селе… Берегите Россию -
Нет России другой.
Как называется раздел, произведения которого мы изучаем? (Родина)
Проверка домашнего задания.
– С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (С произведением Спиридона Дмитриевича Дрожжина “Родине”)
– Прочитайте стихотворение С. Дрожжина “Родине”.
Индивидуальная работа по карточкам.
– Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.
Родина - мать,
что соловей без песни.
На чужбине родная землица
во сне снится.
Человек без Родины,
умей за неё постоять.
(Для пояснения третьей пословицы можно использовать текст « Далеко от Родины»)
Далеко от родины
Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под пальмой гнездо соловья. Оно где-нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.
(По Н. Надеждиной)
III.Сообщение темы урока. Определение целей урока.
Откройте учебник на с. 138. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
Мы познакомимся с ...
Мы узнаем.......
Мы вспомним....
Мы будем уметь ......
Мы сможем поразмышлять ....
– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, родина!..”
IV. Новая тема
Знакомство с автором
1 января в 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне»
В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961), а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором.
Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.
В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.
Умер А.В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года.
Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..”
Первичное чтение стихотворения.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста Большого театра Диомида Виноградова.
Первичное закрепление
- О чем это стихотворение? (о любви к Родине, о том, что дорого поэту)
- Как можно его озаглавить?
- Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?
4) Словарная работа (работа с толковым словарем)
– Объясните значение слов, записанных на доске. Проверьте свои ответы по словарю.
Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.
Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.
Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.
Анализ произведения
- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)
- Как вы об этом догадались?
- Что любит автор? Найдите в первой строфе (просёлки, перелески)
- Найдите первую строчку. Как понимаете выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.
- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)
- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующим)
- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).
- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).
- Читаем второе четверостишие. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе? (в ней говорится о том, что любит автор)
- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)
- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)
- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)
- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)
- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)
- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)
- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)
– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)
- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.
- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны?
- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?
- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)
- Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему?(Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение)
- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.
Чем является Родина для автора этого стихотворения?
(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)
– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).
Художественно языковые средства
– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? (Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.
Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)
– Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, как быстро проходят чувства обиды и прощенья)
Самостоятельная работа.
– Прочитайте текст самостоятельно, “про себя”
– Отметьте места, где надо делать короткие паузы.
– Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу.
V.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Карточка
Назовите автора стихотворения «Родине»
2) Укажите пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения А.В.Жигулина.
1) Своя земля и в горсти мила.
2) О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
3) Всякому мила своя сторона.
4) И пылинка родной земли - золото
3) Соедини имя и отчество поэта с фамилией.
Иван Саввич Жигулин
Спиридон Дмитриевич Никитин
Анатолий Владимирович Дрожжин
4) Запиши значение слов:
Проселки-
Перелески-
Жнивье-
Проверяем правильность выполнения (самопроверка)
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Изучение какого раздела заканчиваем?
- С каким произведением мы познакомились сегодня?
-О чём это стихотворение?
-Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?
Чтение стихотворение детьми.
- Ребята, какой уголок России вы считаете своей малой Родиной?
- Чем вы дорожите в своём посёлке, что считаете ценным?
Что мы Родиной зовём? Васильев
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Итог урока.
О чём мы говорили сегодня на уроке?
Для каждого человека родина является чем – то своим, особенным. А чем для вас является родина?
Домашнее задание.
Письменно продолжить предложение: «Родина для меня – это… »