Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение 2 класс "Воспитание трудолюбия у младших школьников с использованием сказки"»
Конспект урока внеклассного чтения.
Тема: воспитания трудолюбия у младших школьников с использованием сказки.
Цели:
образовательная: сформировать понятие «трудолюбие»,
развивающая: развивать разговорную речь, побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
воспитательная: воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость, положительную самооценку.
Задачи: закрепить понятие трудолюбие, уважение к труду человека.
Оборудование: текст сказки, пословицы о труде.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский.
Форма проведения: беседа.
Ход занятия
Организационный момент.
Хлопните в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. А те ребята, у кого плохое настроение улыбнитесь вместе со всеми, и мы начнем наше занятие с радостными лицами.
Постановка учебной задачи
Послушайте стихотворение и определите, о ком мы будем сегодня читать?
На болоте у опушки
Жили – были две старушки-
Две толстушки-хохотушки
И от пяток до макушки зелёные.
У старушек в кладовушке
Есть запасы, но в кадушке
Не чернушки, не волнушки,
А кузнечики и мушки солёные.
Что за странные старушки? Е. Явецкая.
- Правильно, о лягушках.
- Как называют лягушку в сказках? (квакушка)
- Что вы знаете о лягушках? (земноводные)
- Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.
- Чем они питаются? (Комарами)
Послушайте сказку Л. Пантелеева «Две лягушки».
Жили-были две лягушки. Были они подругами и жили вместе. Только одна лягушка была храбрая, упорная, весёлая, а другая — трусливая и ленивая.
Один раз ночью пошли лягушки погулять. Идут по лесу и вдруг видят: стоит дом. А около дома погреб. И пахнет от погреба очень вкусно. Забрались они в погреб и стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и попали в горшок со сметаной. И стали тонуть.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого горшка были очень высокие стенки. И лягушки оттуда никак не могли выбраться. Трусливая, ленивая лягушка подумала: «Всё равно мне отсюда не выбраться. Уж лучше я сразу утону». Перестала барахтаться — и утонула.
А другая лягушка была храбрая и упорная. Она подумала: «Нет, утонуть я всегда успею. Лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Может, что-нибудь и выйдет».
Плавает, плавает, барахтается, барахтается и вдруг чувствует под ногами уже не сметану, а твёрдое масло.
— Ну вот, хорошо я сделала, что сразу не утонула.
Выпрыгнула из горшка и поскакала к себе домой — в лес. А вторая лягушка так и осталась в горшке! Ну что ж! Сама виновата.
Учитель: благодаря чему лягушке удалось выбраться? (старанию и труду). Сформулируйте задачи урока (Трудолюбие, уважение к труду).
Работа по теме урока
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии.
– Как вы понимаете смысл слова «трудолюбие»?
Дети. Трудолюбие – это любовь к труду.
Учитель. О ком говорят, что он трудолюбивый человек?
Дети. О человеке, который любит и умеет трудиться.
Учитель. Если мы обратимся к составу слова, то что мы увидим?
Дети. Слово имеет 2 корня, соединенные соединительной гласной.
Учитель. А какие ещё вы знаете сказки о труде и трудолюбии?
Учитель. К какому литературному жанру относится это произведение?
Дети. Сказка.
Учитель. Какой вид сказки?
Дети. Сказка о животных.
Физкультминутка:
Лягушонок потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Мошку видно не нашёл
Чтобы мошку достать,-
Нужно на носочки встать.
Продолжение работы по теме урока
Учитель: вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.
Учитель: давайте поиграем в игру «Собери пословицу».
-Терпенье и труд все перетрут.
-По труду и награда.
-Дело мастера боится.
-К большому терпенью придет и уменье.
(По ходу игры значение некоторых пословиц объясняют.)
Учитель. Как вы думаете, наших детей в классе можно назвать трудолюбивыми?
Дети. Да.
Учитель: а как вы об этом узнали? Давайте спросим у старосты класса.
(У каждого ученика есть свои обязанности. Они ответственно их выполняют)
Учитель: а кто у вас следит за чистотой? (Дежурные.)
Учитель: ребята, наверняка вы все, время от времени, делаете важные и полезные дела. (Кто-то помогает маме по дому, кто-то сажает на даче цветы, кто-то ухаживает за животными). Давайте вместе их вспомним и составим список.
Смотрите, какой большой список хороших дел у нас получился. (На доске записывается список)
Подведение итогов урока
- Сегодня мы с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.
- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?
- Кто написал эту сказку?
- Какие задачи мы поставили в начале урока?
- Достигли мы их?
Сегодня мы то и дело слышим: «Как стать миллионером?», «Выиграй миллион!» и порою кажется, что стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании и всё будет! Но только трудом и старанием человек может достичь желаемого результата.
Учитель: а какая у вас сейчас основная работа?
(Учиться и выполнять школьные правила, быть ответственными)
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки «Две лягушки», найти объяснение непонятных слов.