kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Художник- илюстратор Костромской области Кузнецов Иван Александрович."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Художник- илюстратор Костромской области Кузнецов Иван Александрович.

Цели: ознакомить с биографией и творчеством художников- иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; учить детей сравни­вать произведения словесного и изобразительного искусства; обо­гащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться срав­нивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; находить отрывки из текста к иллюстрациям.

Оборудование: книги и картины В. Васнецова и И. Билибина, И Кузнецова по теме урока; карточки с текстом речевой разминки, презентация.

Ходурока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний. Введение в тему
  • Кто из вас любит рисовать? Что вы любите рисовать? (От­веты детей.)
  • Как вы думаете, для чего в книге помещаются иллюст­рации?
  • Определите тему и цели урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Художник- илюстратор Костромской области Кузнецов Иван Александрович."»

Тема: Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Художник- илюстратор Костромской области Кузнецов Иван Александрович.

Цели: ознакомить с биографией и творчеством художников- иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; учить детей сравни­вать произведения словесного и изобразительного искусства; обо­гащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться срав­нивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; находить отрывки из текста к иллюстрациям.



Оборудование: книги и картины В. Васнецова и И. Билибина, И Кузнецова по теме урока; карточки с текстом речевой разминки, презентация.

Ходурока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний. Введение в тему

  • Кто из вас любит рисовать? Что вы любите рисовать? (От­веты детей.)

  • Как вы думаете, для чего в книге помещаются иллюст­рации?

  • Определите тему и цели урока.

  1. Работа по теме урока

  • Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них вам больше всего понрави­лись?

(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)

  • Попробуйте дать определение слова «иллюстрация». (От­веты детей.)

Иллюстрация — это рисунок или любое изображение, поме­щенное в книге. Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Иллюстрация может быть цветной или черно-белой.

  • Пролистайте страницы прочитанных сказок. Рассмотрите иллюстрации к ним. Кто их автор?

(Дети просматривают и замечают, что художники-иллюстра­торы — И. Билибин и В. Васнецов.)

  • Откройте с. 35 учебника. Сравните картину В. Васнецо­ва и иллюстрацию И. Билибина. Чем они отличаются? (На картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» более объемное изображение, выделены главные герои, изобра­жение более реалистичное, другой колорит.)

  • Почему картина Васнецова называется «Иван-царевич на Сером Волке»? Почему слово «серый» написано с за­главной буквы? (Серый Волк для художника не менее важ­ный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что на картине отражен только один эпизод сказки.)

Найдите в тексте отрывок, который

  • соответствует этому эпизоду. (Дети находят.)

  • Какой эпизод изобразил иллюстратор И. Билибин?

Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) получил известность как один из самых оригинальных мастеров графики, создатель особого типа ил­люстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся автором не только рисунков, но и всех декоративных элементов кни­ги — обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.

В 1901—1903 гг. Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна- лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и др. Известны его работы к «Сказке о царе Сайта не», «Сказке о золотом петушке», «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Одна из особен­ностей иллюстраций Билибина — это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Сказоч­ные герои — добрые и злые, прекрасные и безобразные — волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, не­справедливость.

  1. Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме урока

  1. В. Васнецов «Аленушка»

Как, по-вашему, выглядит Аленушка, какой она вам представляется.

  • В какой момент повествования вы особенно переживали за Аленушку?

  • А каким вы представляете облик Аленушки в момент, когда с ней случилась беда?

Художник В. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

(Учитель показывает картину.)

Рассмотрите внимательно картину.

  • Отличается ли ваше представление от представления художника?

  • Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Поче­му?{Это не иллюстрация, это картина, на которой В. Вас­нецов показывает нам как бы обобщенный образ русской де­вушки, выражает свое отношение к ней.)

  1. В. Васнецов «Сивка-Бурка»

  • Откройте с. 43 учебника. Вы видите репродукцию картины В. Васнецова «Сивка-Бурка». Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду.

(Дети зачитывают отрывок.)

  • Кто изображен на переднем плане картины? {На переднем плане изображен Иванушка на коне, целующий Елену Пре­красную.)

  • Что вы видите на заднем плане картины? {На заднем плане изображены народ и дома.)

  • Расскажите о людях, на глазах которых произошло чудо. {Они все в изумлении. На их лицах удивление, восхищение. Мо­жет быть, даже зависть.)

  • Опишите коня. (Дети рассказывают о коне.)

  • Ребята, проследите по сказке, как Иванушка общался со сво­им конем. Как конь обращался к нему? (Ответы детей.)

Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) написал «Аленушку» в 1881 г., пребывая в самом расцвете творческих возможностей, ему уже не была нужна сюжетная основа сказки, чтобы создать узнаваемый об­раз. Ведь на первый взгляд указаний на то, что эта тоскующая девочка- подросток - героиня знаменитой сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, нет. Действительно, прямых отсылок нет. Ни злой ведьмы, ни козленка... Но проникшись сюжетом картины, ее мелкими деталями, гармоничным одушевленным пейзажем, цветовым решением картины, начинаешь понимать и сочувствовать ее героине.

Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утом­ленной девочки — все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни, которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.

Такой видел Аленушку Васнецов, и уже невозможно представить ее по-другому, и декорацией для сказки может служить только печальный и таинственный сказочный русский лес, такой, каким увидел его когда-то замечательный русский художник.

  1. Знакомство с художниками с Кузнецовым Иваном Александровичем.


Иван Александрович Кузнецов родился 23 мая 1908 года в деревне Монетово Вохомского района Костромской области. Он был двенадцатым ребёнком в семье. Мальчик горячо любил еловые леса своего края, с интересом наблюдал за всяким лесным зверьём. И на любом найденном клочке бумаги, на любой стенке пытался изобразить то, что жило в его памяти и воображении. Был и такой случай. После окончания в селе Вохма школы крестьянской молодежи Иван решил осуществить свою самую заветную мечту - уехать учиться дальше.
Кузнецов закончил Полиграфический институт со званием художника книги.

В тридцатые годы появляются первые книги, оформленные Иваном Кузнецовым. Среди книги для детей "Мы с приятелем" и "А что у вас?" С.Михалкова,
Самой большой любовью художника Ивана Кузнецова стал удивительный мир сказки. В книгах с рисунками Ивана Кузнецова есть сказки разных народов. Иван также увлёкся русской сказкой. Вновь ожили для него переживания детских лет, проведенных на вохомской земле. Работая над каждой новой иллюстрацией, он воображает её среди знакомой с детства природы. Здесь оживали образы природы и приметы быта, хорошо знакомые ему с малых лет. Тоненькие книжечки с его рисунками, такие, как "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Козёл - стеклянные глаза, золотые рога", многие люди старшего поколения помнят с детства. С пятидесятых годов выходят иллюстрированные художником сборники сказок: "Гора самоцветов", "Русские народные сказки", "Волшебное кольцо", "Чудесная мельница", "Наши сказки" и другие. Позднее появляется его известная "Лебёдушка", где героинями каждой сказки является добрая, трудолюбивая и сметливая русская женщина. Среди оформленных Иваном Кузнецовым книг есть и стихи, и проза. С его рисунками вышли сочинения таких авторов, как Е.Благинина и С.Щипачев, К.Паустовский и А.Платонов, Л.Толстой и М.Горький.
Оригиналы работ Ивана Кузнецова находятся в разных художественных музеях, в том числе в музее на его родине в Вохме, в Шушенской картинной галерее, в музее изобразительных искусств города Ирбит. Многие оригиналы работ и иллюстрированные им книги хранятся в семье художника, у его дочери.

- Расскажите, какие книги иллюстрировал Кузнецов. Найдите в интернете, или в библиотеке еще названия книг, иллюстрации к которым нарисовал это художник.

  1. Рефлексия

  2. Подведение итогов урока

  • Чему учились на уроке?- Что нового узнали? Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаблова Светлана Владимировна

Дата: 09.10.2018

Номер свидетельства: 480141


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства