Воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: игровое поле с секторами, юла со стрелкой–указателем, карточки с заданиями, карточки – помощь.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок. Начинается долгожданный урок. Интересный, познавательный И конечно, занимательный.
2. Психологический настрой
Перед вами человечки – настроения: весёлое, грустное, серьёзное. Выберите себе своё настроение.
У кого и какое? Почему?
Подумайте, какую оценку вы бы хотели сегодня получить за урок?
Подумали? Хорошо.
В конце урока посмотрим, ту ли оценку вы получите.
3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи
Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём его в форме игры – соревнования «Клуб знатоков». Будут задания, которые потребуют от вас хороших знаний. Ваша задача не только поиграть, но и показать, как хорошо вы поняли эту тему.
«Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать».
Кто догадался, как это стихотворение связано с темой нашего урока?
Правильно. Сегодня у нас с вами урок - закрепления по теме: «Правописание непроверяемых и проверяемых безударных гласных в корне слова».
Какова же цель нашего урока? ( Дети формулируют цели урока.)
Игра состоит из 7 раундов. На игровом поле с секторами лежат 7 конвертов с заданиями. Крутится юла со стрелкой. Выполняется то задание, на которое указала стрелка. Участвует 5 человек. За правильно выполненное задание будет даваться жетон. Кто из участников заработает самое большое количество жетонов, тот и окажется « Знатоком».
4. Минутка чистописания
Прежде чем начать игру, выполним минутку чистописания.
На доске записаны буквы:
а о у ы н э и
Какая буква здесь лишняя? Почему?
На первой строчке запишите гласные, а на второй в сочетании с буквой н.
ан он ун ын эн ин
Итак, мы начинаем нашу игру. Вращаем стрелку.
5. Повторение теоретического материала
1 раунд «Вопрос – ответ»
Каждому из участников задаётся по одному вопросу. Отвечает правильно получает жетон.
1. Объясните, что значит безударная гласная?
2. Почему безударные гласные нуждаются в проверке?
3. Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова? Как поступают в этом случае?
4. Сколько существует способов проверки безударной гласной в корне слова?
5. Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
( Кто ответил правильно, получает жетон.)
Вращаем стрелку дальше. Следующий…
6. Словарно – орфографическая работа
2 раунд «Это надо знать»
Каждый из вас записывает по памяти из словаря 10 слов, которые отвечают на вопрос кто? в ед. ч., а рядом это слово во мн. ч.
Например: воробей – воробьи
Выделяя при этом нужные нам орфограммы.
Какие гласные встретились вам в этих словах? Проверяемые или непроверяемые?
Самопроверка.
У кого всё правильно получает жетон.
Прежде чем перейти к следующему раунду, обратите внимание на карточку-помощь, которая поможет вам не допустить ошибку.
развернуть таблицу
Как искать проверочные слова для корня?
1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.
2. Измени проверяемое слово:
предмет
действие
признак
ед.ч. – мн.ч. кто? что? (ед.ч. или мн.ч.) много кого? чего?
что (с)делает? что (с)делал? что (с)делаю?
каков?
3. Если надо, выполняй два действия.
развернуть таблицу
(Карточка – помощь лежит у каждого ученика на парте.)
Переходим к следующему раунду.
7. Работа с пословицами
3 раунд «Объясни и напиши»
Каждому игроку выдаётся карточка с пословицей, где на месте безударной гласной - пропуск. Нужно правильно написать пословицу, объяснить её написание и смысл.
1. Посп.ш.шь – людей насм.ш.шь.
2. В.лков б.яться в лес не х.дить.
3. Д.рёному к.ню в зубы не смотрят.
4. Любишь к.таться, люби и саноч.ки в.зить.
5. Милости пр.шу к нашему ш.л.шу.
Тот кто правильно написал и объяснил, получает жетон.
Переходим к следующему раунду.
8. Физкультминутка
4 раунд «Отдохни»
А сейчас мы отдохнём. Но физ. мин. будет связана с темой нашего урока.
Я вам буду называть слова с безударной гласной. Если гласная в слове проверяемая - вы хлопаете, а если непроверяемая вы топаете. Понятно?
На доске в левом столбике записаны слова, в которых показан выбор букв. А в правом столбике проверочные слова. Ваша задача, к каждому проверяемому слову найти проверочное (соединить стрелкой) и объяснить выбор буквы.
развернуть таблицу
о
а
к. рмушка
снег
е
и
сн. гирь
верх
а
о
п . льто
кормит
е
и
б. глец
зверь
е
и
в. хушка
цепь
е
и
т. традь
беглый
е
и
ц. почка
лес
развернуть таблицу
Для каких слов нет пары? Почему?
За правильный ответ - жетон.
10. Работа над составлением предложений
6 раунд «Творческий»
Каждому из вас даются пары слов записанные на карточках. Ваша задача составить по 1 предложению из данных слов. Найти и подчеркнуть главные члены предложения. Указать части речи.
У кого получится полное, и красивое предложение получает жетон.