Сквозная тема: | Традиции и фольклор. |
Школа: СШ 16 |
Дата: «17» февраля 2020г. | ФИО учителя: Омарова Г.Б. |
Класс: 2 «В» класс. | Количество присутствующих: 31 отсутствующих: |
Лексическая тема: | Волшебные сказки. |
Тема урока: | Группы слов с различным лексическим значением. Слова, близкие или противоположные по значению. |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других. 2.2.2.1 различать синонимы, антонимы, омонимы и понимать их роль в тексте. 2.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; определять их роль в предложении. |
Развитие навыков: | 1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения. 2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте. 3.8 Соблюдение грамматических норм. |
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Все учащиеся смогут: Повторить об употреблении в речи прилагательных – синонимов и антонимов. Большинство учащихся смогут: Исследовать прилагательные. Подбирать слова с близким и противоположным значениями. Исправлять ошибки, анализируя словосочетания. Участвовать в диалоге, высказывая свое мнение самостоятельно и выслушивая мнения других. Различать антонимы и синонимы и понимать их роль в тексте с помощью учителя. Различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги и определять их роль в предложении с помощью учителя. Некоторые учащиеся смогут: Составлять предложения о сказочном персонаже, используя прилагательные синонимы и антонимы. |
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: Имена прилагательные, признаки предметов, род, окончание, лексическое значение слова, слова с близким и противоположным значением, слово, предложение, упражнение, словосочетание, пословица, сказка, загадка, таблица, постер. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопросы для обсуждения: Могут ли в реальной жизни встречаться люди с положительными и отрицательными характеристиками, как у сказочных персонажей? |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | |
Навыки использования ИКТ | Презентация по теме урока |
Предварительные знания | Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова, лексическое значение слова, слова- предметы, слова-признаки, слова-действия, имена собственные, омонимы, синонимы, антонимы, части речи, имя существительное, слова с абстрактным и конкретным значением, род имен существительных, единственное и множественное число существительных, имя прилагательное, род имени прилагательного, сочинение. |
|
Ход урока |
Этапы урока, t | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока 0-2 | Создание положительного эмоционального настроя. Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! слайд | |
3-6 мин. 7-12 мин. 13-15 мин. | Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. -Какую сквозную тему мы с вами изучаем? Традиции и фольклор -Что такое фольклор? Какие жанры устного народного творчества вы знаете? -Посмотрите на картинки. Можно ли эти предметы назвать сказочными? Какими свойствами они обладают? (картинки)слайд Сегодня мы поговорим о волшебных сказках.(Билим ленд) Просмотр видеоролика Какие виды сказок знаете? Сказка – на казахском языке –ертеги, на английском языке – фэйри тэйл fairy tale карточка -Открываем тетрадь. Записываем число, классная работа. Минутка чистописания: работа с пословицей Красив тот, кто красиво мыслит. слайд Объясните смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит? Найдите прилагательное в этой пословице. (Краткое прилаг) Сегодня мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси – лебеди». (Слайд2)Гуси-лебеди унесли маленького братца. Сестра побежала искать его и на пути встретила печку, яблоньку, речку. Но прежде чем помочь девочке, они её попросили выполнить задания. Она очень волнуется за братца и переживает, что не справится. Но мы ей поможем! Сначала поработаем над памятью Мнемотехника (К,И). - Давайте вспомним то, что мы уже знаем. Вам нужно выбрать правильное утверждение. Проверка пройденных знаний: сигнальные карточки -
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. + -
Имя прилагательное отвечает на вопросы: кто? что?- -
Антонимы – это слова, противоположные по значению.+ -
Синонимы – это слова близкие по значению.+ Молодцы ребята! Хорошо справились с пройденным материалом Бросилась девочка догонять гусей. Бежала-бежала, увидела – печь стоит. (Слайд) - А печка отвечает: «Выполните, ребята «Орфографическая работу» так как любит, чтобы все непроверяемые гласные были правильно написаны Словарные слова: -Послушайте загадки, запишите отгадки 1) Летом бродит без дороги между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь) 2)Бежит с горушки, Прижав ушки. (Заяц) 3)Ест траву, жуёт, молчит… А потом полдня мычит: — Мне погладите бока – Дам парного молока… (Корова) 4)Во дворе я - королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна. (Ворона) 5)Лежит – молчит, подойдёшь – заворчит. (собака) ФО - пальцы Подберите прилагательное к слову собака: большая а подберите синоним прилагательное громадная. К прилагательному большая, а противоположное слово маленькая. -Назовите ещё раз прилагательные. большая- громадная большая- маленькая ( слайд). -Что вы можете сказать о паре прилагательных? О второй? Какова будет, по вашему мнению, тема нашего урока? (Синонимы и антонимы) -Какие мы поставим цели перед собой на уроке? -различать синонимы и антонимы; -находить в тексте синонимы и антонимы; -подбирать к прилагательным синонимы и антонимы. Повторение. - Ребята, понятия «синонимы» и «антонимы» нам уже знакомо. Дайте определение этим группам слов.(слайд) - Печка указала дорогу. Побежала девочка дальше. Стоит яблонька. (Слайд6 - А яблонька говорит: послушайте сказку Сказка о синонимах и антонимах. | |
Середина урока 16-21 мин | Работа с правилом учебник стр. 59 - И тут увидела девочка, как промелькнули гуси-лебеди за тёмным лесом. Играем с героями волшебных сказок. У доски … Упр.4. С помощью учителя или самостоятельно учащиеся по признакам, данным в учебнике, отгадывают, о каком герое идет речь (Василиса Премудрая, Тридесятое царство, Кощей Бессмертный, Дремучие леса, Храбрые портные, Живая вода); записывают полученные словосочетания. Долго бежала девочка по полям, по лугам. Видит, стоит избушка на курьих ножках. В избушке Баба Яга прядёт свою пряжу. А на лавочке сидит её братец. Девочка взяла братца и пустилась в обратный путь. Физминутка А Баба Яга, не раздумывая, отправила за ними гусей-лебедей в погоню. Наступили сумерки. Прибежала девочка к речке и стала просить помощи. (Слайд12) -А речка отвечает: «Спрячу я и сестру и брата, если вы, ребята, выполните моё задание на карточке А за доску… 1. Подбери близкие по значению слова ( синонимы) имена прилагательные. Весёлый - ________________, сырой - __________________, морозный -________________ 2. Подбери противоположные слова ( антонимы) имена прилагательные. Радостный - _______________, старый - ______________, короткий - ________________ Критерии. -Может подобрать и записать синонимы ( имена прилагательные) -Может подобрать и записать антонимы ( имена прилагательные) Оцените работу синим цветом и красным сигн.карточкой -Укрыла речка девочку с братцем. Гуси-лебеди не увидели их, пролетели мимо. Побежала девочка дальше. Видит на пути яблоня. (Слайд13) - А яблонька говорит: работа в группе (Г) 1 группа Разгадать кроссворд. Подбери противоположные по смыслу слова и помоги Иванушке-дурачку из сказки «Сивка-Бурка» добраться до высокого терема и допрыгнуть до башни Елены Прекрасной. Молодцы!
добрый громкий светлый низкий вредный (продукт) 2 группа Найти пары антонимов: близкий-…, старый –…умный –…мокрый –…горячий – .. .. Слова для справок: далёкий, сухой, молодой, холодный глупый. | |
23-30 мин. | 3 группа Найти пары антонимов: здоровый –…,высокий –…,весёлый –…, храбрый –…, сладкий –… Слова для справок: больной, низкий, горький, грустный, трусливый. 4 группа- Собрать пословицу из слов. Записать пословицу. Маленькое, лучше, безделья, дело, большого. Маленькое дело лучше большого безделья. 5группа-Подбери прилагательные …плач-… смех …день- …ночь …враг- ….друг 6 группа-Объедините по признакам прилагательные: | собрать, нужно соединить пары |
32-37 мин | Спрятала их печка. в сказке противопоставляются добро и зло (девочка и баба яга) Вывесить на доску изображения героев сказки. На карточках подобраны прилагательные, характеризующие этих персонажей. Дети по одному берут карточки и крепят рядом с нужной картинкой. Должно получиться: Баба яга – старая, злая, грубая, седая, жестокая. Девочка – молодая, добрая, смелая, нежная, ласковая. Составьте пары синонимов и антонимов (устно). Придумайте предложения с этими словами (устно) Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. | картинки героев сказок, карточки с прилагательными. |
37-40 мин | А сестра с братцем возвратились домой (К, И) Творческое задание -Ребята, давайте вспомним: кто помогал девочке, указывал дорогу и спасал от гусей-лебедей? -Это сказочные персонажи. А могут ли в реальной жизни встречаться люди с такими характеристиками? (Ответы детей) - С какими людьми вам приятнее общаться? Сделать выводы. Я надеюсь, что вы будете стремиться развивать в себе только хорошие, положительные качества. Рефлексия «Яблоня» На доске нарисована яблоня. Учащимся учитель раздаёт нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Дети приклеивают яблоки на яблоню: зелёные - я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. Д/з стр.60 упр.7,правило Скажу я слово высоко, А вы ответите низко, Скажу я слово далеко, А вы ответите близко. Скажу тебе я слово трус. Ответите смельчак. Теперь начало я скажу, Ну, отвечай: конец. | Красные, жёлтые и зелёные сердечки |