kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Екатерина Великая "по окружающему миру 4 класс Куратор: Ванюшина Е.Е.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по учебнику Плешаков А.А. 2 часть 4 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Екатерина Великая "по окружающему миру 4 класс Куратор: Ванюшина Е.Е.»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»




КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

МБОУ «СОШ №37» г. Астрахани

Класс 4 «В», Тема: Екатерина Великая.





Выполнила студентка 3 «А» группы:
Афанасьева А.В.

Проверил учитель
Кавазова Г.Н.

Методист АСПК:

Осипова Л.В.

Оценка за урок: __________________



Астрахань, 2021

Класс: 4 «В».

УМК: «Школа России», учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир».

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока: Екатерина Великая

Цель: сформировать представления обучающихся о жизни в России в эпоху правления Екатерины II; познакомить с личностью императрицы Екатерины Великой и военачальниками периода ее правления.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Формировать представления о жизни и деятельности Екатерины II; иметь представление о деятельности А.В.Суворова и Ф.Ф. Ушакова.

- Формировать у учащихся стремление больше знать об истории своей страны;

- Формировать познавательный интерес к историческим материалам.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Определять цель деятельности на уроке;

- Выполнять задание по отбору материала к данной теме;

- Адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные:

- Воспроизводить по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- Формировать у учащихся стремление больше узнавать об истории своей Родины;

- Проводить ознакомительную работу с понятиями «Дворяне», «Крепостные крестьяне».

Коммуникативные:

- Участ­вовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;

- Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Личностные:

- Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям в группе;

- Понимать причину успеха в учебной деятельности.

Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс; карточки с заданиями, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, доска, дидактический материал, видео физкультминутки.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Васильевна, и сегодня урок окружающего мира проведу я. Проверьте, все ли приготовлено к уроку? Теперь тихо садитесь на место.

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.





Проверяют готовность к уроку.


Слушают учителя.

Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке? С кем вы познакомились?

-Достаньте листочки на доске будут вопросы и варианты ответов. Нужно записать номер вопроса и вариант ответа буквой.

1. Укажи год рождения Михаила Васильевича Ломоносова?

1) 2001 год

2) 1864 год

3) 1711 год +

4) 1832 год

2. Вспомни, со скольки лет отец Михаила начал брать его с собой на рыбные промыслы?

1) С 19 лет

2) С 10 лет +

3) С 5 лет

4) С 3 лет

3. Отметь, какое прозвище дали односельчане судну отца Михаила Ломоносова?

1) "Орёл"

2) "Баклан"

3) "Ястреб"

4) "Чайка" +

4. Выбери верный вариант. В каком возрасте Михаил Ломоносов стал обучаться грамоте?

1) В 5 лет

2) В 12 лет +

3) В 19 год

4) В 8 лет

5. Выбери верный вариант. Куда Ломоносов поступил учиться?

1) в Институт благородных девиц

2) в Славяно-греко-латинскую академию +

3) в Пажеский корпус

4) в Московском университете


-Теперь выполним взаимопроверку, обменяйтесь листочками и проверьте.

- А сегодня мы окажемся  в XVIII веке.

Послушайте стихотворение и определите о ком идёт речь?

В день весенний, вот картина…

Родилась, — Екатерина!

Светлый облик, Бог ты мой,

Словно лучик золотой!

 

Утонченная натура,

Все при Ней и «стать Орла»,

Что Величие Культуры

Для Отчизны – «Два Крыла»!

 

Сердце – «Пламень»! Глаз – «Огонь»!

Взгляд глубокий и прекрасный!

В шуме ветра Ей – покой,

А в затишье бурь – опасно!

 

Красотой наделена

И Ума, и Лика – вровень.

Ах, Душа – обнажена!

В жилах «Радугу Чувств» пролил.


-О ком идёт речь?

Постановка учебной задачи.

- Да ребята, верно. Сегодня мы с вами познакомимся с Екатериной Великой, и нам предстоит узнать, почему так называют эту женщину. Что она такого сделала, что её так называют. Это нам и предстоит узнать на уроке.

-Познакомились с Михаилом Васильевичем Ломоносовым






















-Выполняют взаимопроверку.















-О Екатерине Великой.



Открытие нового знания

Сейчас я вам расскажу биографию Екатерины Великой, а вы внимательно слушайте и следите за текстом:

Давно это было. В 1744 году четырнадцатилетней девочкой её, принцессу Цербстского княжества, привезли в Россию, где крестили по христианскому обычаю и нарекли невестой великого князя Петра Фёдоровича, с которым она обвенчалась в 1745 году.

- Екатерина в пятнадцать лет уже увлекалась серьёзными книгами, читала французских философов. Пожалуй, она вскоре стала самым образованным человеком при дворе Елизаветы Петровны. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. 

Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Что же приобрела Россия за тридцать четыре года, которые назвали целой эпохой?

     Укрепилась держава. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что «без её дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела».

     Население страны увеличилось почти вдвое

     Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города!

- Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт. «Второй хлеб» - картофель -  прижился в стране благодаря заботам императрицы.

     Территория государства увеличилась почти на четверть. Именно тогда Чёрное  море, которое с древности называли Русским, вновь, и теперь уже навсегда, стало пределом государства Российского.

При Екатерине был создан героический Черноморский флот, легендарный Севастополь «гордость русских моряков» и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе. За три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного поражения. Большая заслуга в этом и талантливых полководцев и флотоводцев: А.Суворова и Ф.Ушакова.


вопросы по тексту:

-Кого читала Екатерина в 15 лет?

-Сколько царствовала Екатерина?

-Чем наполнено время, когда правила Екатерина Великая?

- Что же приобрела Россия за тридцать четыре года, которые назвали целой эпохой?

-Какой мы можем сделать итог? (Екатерина Великая, была очень умной, трудолюбивой и образованной. За годы её правления много что поменялось в России. Можем сказать что Великой её назвали за личные качества, которые мы перечислили, за достижения. )

-Такой вопрос, какие полководцы одержали победы на суше и море? Сейчас узнаем.

Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского моря.

Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков.

-Откроем страницу 108, и прочитаем про этих военачальников.

задаю вопросы.

-Что отличало этих полководцев? Какие черты характера?

-Как называлась книга Суворова?

-В каком году Ушаков стал командующим Черноморским флотом?

-Какую победу одержал Суворов?

-Что хотел послать Суворов коменданту крепости?

-Сколько продолжался обстрел Измаила?


-Ребята какой мы можем сделать вывод о военачальниках?

(Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте, воодушевляя примером своих воинов.)


-Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.

-Ребята, а вы знаете кто такие дворяне? Кто такие крепостные крестьяне?

-Откроем страницу 107 и прочитаем определения этих слов. (читают)

-По цепочке читаем про дворян и крепостных крестьян.

-Ребята, ответьте на вопрос, как же жили крепостные крестьяне?














-Какой мы можем сделать итог? Ребята, скажите, кто такие дворяне?

Дворяне – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Они могли владеть землями, деревнями, крепостными крестьянами.

А  крепостные крестьяне?

Крепостные крестьяне – это крестьяне, “прикреплённые” к своим владельцам, то есть господин (дворянин) имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина. Он мог продать его, или обменять на что угодно. Например, на породистую собаку или проиграть крестьянина в карты.



























































Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, подарить, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.

Многие  крестьяне,  не  выдерживая  такой  жизни,  бежали. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей.

Емельян  Пугачёв  поднял  восстание, для того чтобы крестьяне получили независимость. Но силы были неравными. Обученные войска разгромили восставших.

-





Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо. (Изображают как качается деревцо. )

Ветер тише, тише. (Приседание или наклон)

Деревцо всё выше, выше. (Встают на носочки и тянуться вверх)





Итог урока. Рефлексия

-Ребята, давайте с вами немного поиграем Предлагаю вам поиграть в   игру «Историческое домино».

- У каждой группы на столе набор карточек.

- Победит та команда, которая быстрее всех составит большее количество  верных цепочек из карточек домино.

Возводится

в середине XVII в. на Дворцовой

площади

Царствование

 Екатерины II

34 года

Медный

всадник

Памятник

Петру I

Емельян

Пугачев

Предводитель

крестьян

Генералиссимус

А. В. Суворов

Эрмитаж

Крупнейший

музей

Прозвище 
Екатерины II

Великая

Ф. Ф. Ушаков

Командующий

Черноморским

флотом

Книга

Суворова

«Наука

побеждать»

Крепость

Измаил

Знаменитая

победа

Суворова

Зимний

дворец

-Подведём итоги:

-Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?

-Какие перемены произошли в России в это время?










-Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?


-Ребята, наш урок подходит к концу, поднимите зелёный карандаш, если вам понравился урок и вы всё поняли, поднимите жёлтый карандаш, если у вас были затруднения и поднимите красный карандаш, если вы ничего не поняли.

-Урок окончен.





















-умная, сильный характер, воля, трудолюбие, образованная.

- Укрепилась держава. 

Население страны увеличилось почти вдвое.

При Екатерине был создан героический Черноморский флот, легендарный Севастополь.

За три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море.


-Да, потому что за её годы правления много что изменилось.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Екатерина Великая "по окружающему миру 4 класс Куратор: Ванюшина Е.Е.

Автор: Афанасьева Анастасия Васильевна

Дата: 18.12.2021

Номер свидетельства: 595270


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства