kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные:  подбирать и писать слова с орфограммой, следуя алгоритму.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;  формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные:  уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН».»

Предмет: русский язык

Класс:  3 класс

Тип урока: рефлексия

Учебно-методический комплекс:  «Перспектива»


Тема

«Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН».

Цель

Продолжать изучать девять правил орфографии. Формировать умение писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.

Задачи

1) вспомнить понятие «шипящие согласные звуки»;

2) вспомнить, почему написание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН носит традиционный характер и является орфограммой;

3) вспомнить алгоритм написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН;

4) тренироваться в написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН;

5)  развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, устную и письменную речь, память, внимание, мышление, восприятие;

6) воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям.

Решаемые проблемы

Как пишутся буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН?

Понятия

«Орфограмма»; алгоритм написания слов с буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН, названия этапов урока.

Формируемые УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь  исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений писать изученные буквосочетания. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Планируемый результат

Предметные: подбирать и писать слова с орфограммой, следуя алгоритму.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы:

- для учителя;


- для учащихся.

Учебник: «Русский язык» для 3 класса (авторы Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина); технологическая карта урока, ноутбук для учителя, проектор, мультимедийная доска, документ-камера, презентация, карточки с заданиями для учащихся.

Учебник, тетрадь, пенал, карточки для групповой и индивидуальной работы.



Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

1.







I. Самоопределе-ние к деятельности

Задача:

включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирую-щих мыслительную деятельность.

(2 минуты)

Приветствует обучающихся, настраивает на работу.

- Вспомним девиз наших уроков. («Хотим всё знать!»)

- А что нужно делать, чтобы всё знать?

- Начнём с вами урок с упражнений, которые помогают нам лучше думать.

- Молодцы! Садимся.

- Открываем тетради. Красиво и аккуратно записываем число, классная работа.

Дети приветствуют учителя.

Выполняют упражнения.

  1. «Точечный массаж»

- Сколько раз выполняем упражнения? (по 9)

  • носовой перегородки (по 9 раз в одну и другую стороны);

  • висков (по 9 раз в одну и другую стороны);

  • лимфоузлов (по 9 раз в одну и другую стороны);

  • точки под шеей (по 9 раз в одну и другую стороны);

  • точек между большими пальцами (по 9 раз в одну и другую стороны);

  1. Вертикальный и горизонтальный массажи ушей (по 5-6 раз в разных направлениях)

  2. «Думательный колпак» - 2 раза.

  3. «Вакуум» (3 раза).

2.

Актуализация опорных знаний.

Задача:

построение плана урока, актуализация опорных знаний, фиксация затруднений.

(6 минут)





Минутка чистописания.



(на доске вразброс названия этапов урока)

- Ребята, я так спешила к вам на урок, что забыла, в каком порядке у нас должен строиться урок. Поможете мне? Отлично.

1.Чистописание (каллиграфическая минутка).

2. Словарная работа.

3. Постановка проблемы.

4. Повторение, обобщение.

5. Закрепление, работа в парах.

6. Работа в группах.

7. Итог урока. Оценивание своей работы на уроке.

(Если затрудняются – в процессе всего урока: «Как назывался этот этап? Что сейчас повторили?»)

- Итак, как же называется первый этап урока?

- Чему мы учимся на этом этапе?

- Сейчас будет наша с вами любимая игра – кто первым разгадывает загадку, красиво на доске прописывает отгадку.

1. Эту букву жук жужжал

Чрезвычайно долго.

Может, песню напевал,

Только что в ней толку.

Потому что, юный друг,

В этой песне один звук.

Лишь его жук только знает,

Без конца и повторяет.

(Звук «Ж», а буква «Ж»)

- Прописываем 1 раз заглавную и строчную.

2. Это вилы и расчёска,

Где расчёска – там причёска.

А ещё смешной щенок,

Щи, щетина и щиток.            

(Буквы «Щ» и «Ш»).

- На этой же строке прописываем по одному разу заглавные и строчные буквы Ш и Щ.

3. Эта буква словно стул:

Утомился – отдохнул.          

(Буква «Ч»)

4. Аист, абрикос, арбуз -

Здесь она в начале.

А в словах: река, щека

В конце её встречаем.            

(Буква «А»)

  1. Столбик слева, столбик справа, поясок наискосок.              (Буква «И»)

- Что мы сейчас с вами повторили? (Или: «Какой был этап урока?»)

- Ребята, может быть кто-то из вас, глядя на записанные буквы, сможет определить название темы урока? Докажи, почему?

- Об этом узнаем немного позднее.

- Ребята, скажите, как называется раздел, который мы начали изучать?

- Что такое «орфография»?

- Проверим, как хорошо вы знаете названия правил орфографии. Для этого поиграем в игру «Молчанка». Судя по названию игры, как будем играть? Мы с вами в тишине слушаем задание, человек, первым поднявшим руку выходит к доске и прикрепляет карточку с названием правила, а мы с вами проверяем.

1. Это правило поможет правильно написать слова: Россия, Ирина, Тузик, Серпухов. Кто догадался? Согласны?

2. Это правило орфографии поможет не ошибиться в написании слов: весна, страна, деревня.

3. Благодаря этому правилу не ошибёмся в словах дуб, шарф, гриб.

4. Это правило знакомит с правильным написанием словарных слов.

5. Зная это правило, напишем правильно слова лестница, праздник.

6. А слова класс, русский поможет написать следующее правило.

7. Как написать слова вьюга и подъезд, узнаем, благодаря этому правилу.

8. Как перенести то или иное слово?




Строят план урока.


Предполагают.



















Тренируются в каллиграфическом написании букв.


Предполагают.










3.

Постановка проблемы, определение темы и целей урока.

Задача: форму-лирование уча-щимися темы и цели урока.

(3 минуты)

- Всё ли так на доске?

- Какое же правило забыли? Как вы думаете, почему?

- Молодцы! Проверим, правы мы или нет, открыв учебник на странице 39. Умницы!

- Как называется урок, когда мы не открывает новое знание, а что-то повторяем, обобщаем? (урок повторения и самоконтроля)

- Поставьте цели на урок.

Доказывают, рассуждают.

5.

Физкульт.

минутка

Чтобы ещё лучше запомнить все названия изученных правил, выполним упражнение «Ленивые восьмёрки».

Выполняют упражнения.


4.

Повторение.

(12 минут)

Задача: повторить правописание буквосочета-ний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.

1. Словарно-орфографичес-кая работа.


- Вспомним, «жи-ши» пиши с «и»,«ча-ща» пиши с «а», «чу-щу» пиши с «у»,«чк-чн» пиши без «ь».

- Молодцы. Потренируемся в написании изученных орфограмм.

- Посмотрите на доску. Предложите задание. (презентация) (Записать слова)

- Работаем самостоятельно. Кто запишет, поднимает руку.

- Оцените себя. У кого всё правильно? У кого 1 ошибка? 2? 3? Больше 3?

- Что мы сейчас с вами повторили? (Или: «Какой был этап урока?»)

- У вас на столах лежат листочки. Работаем в парах. Начали.

(Задание: вставь пропущенные буквы, определи границы предложений. )

Дети  идут  в  рощу  стучат дятлы  под  кустом шуршит  ёжик

Выполняют задания самостоятельно, в группах, парах. Рассуждают, высказывают своё мнение.


6.

Первичное закрепление и проговарива-ние во внешней речи

Организует работу по учебнику.


Дети выполняют упражнение № 105 на доске и в тетрадях с комментированием.


7.

Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

Организует индивидуальную работу. Демонстрирует интерактивное задание.

- Поднимите руку, у кого рыбалка была очень удачной, кто не допустил не одной ошибки? Молодцы!

- У кого были ошибки, можно еще раз выполнить это задание.

Дети работают индивидуально.



Дети, которые выполнили задание верно, выступают в роли консультантов.

8.

Включение в систему знаний и повторение

Организует работу по РТ - №59 с. 33. Игра «Кто быстрей»


Демонстрирует интерактивное задание.

Организует самостоятельную работу по учебнику – упр.109 с. 75

- Составьте из слогов слова. Запишите их. Подчеркните слоги с буквами шипящих согласных звуков.

Дети работают в парах, вставляют в слова пропущенные буквы.


Работают индивидуально.


Дети работают самостоятельно.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- С каким затруднением на уроке вы столкнулись?


- Какую цель ставили на уроке?



- Достигли цели?

Учитель демонстрирует текст/иллюстрацию «Жи-ши».

- Как пишутся буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?

- Оцените свою работу. Напишите слово « Я» на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

Понял


Понял, но …


Не понял

- А я хочу поблагодарить вас, дети, за активную и творческую работу на уроке.

- Не знали, как написать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Выяснить, как пишутся слова с этими буквосочетаниями.

- Да.



Проговаривают правило.







Определяют уровень освоения нового материала на уроке.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щербань Вера Александровна

Дата: 24.10.2020

Номер свидетельства: 561092


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства