ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК. «АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ. ПРИСКАЗКА».
Цели:начать знакомить учащихся с произведениями Д. Н. Мамина-Сибиряка; прививать ученикам интерес к чтению, к литературе; развивать воображение, выразительную речь детей.
Ход урокаI. Организационный момент.II. Вводная беседа. - Здравствуйте, ребята. Зовут меня Зинфира Васильевна. Сегодня мы с вами вместе проведем урок литературного чтения. III. Изучение нового материала. 1.Вступительная беседа - Посмотрите внимательно на экран и догадайтесь, о чем будем говорить сегодня на уроке. (просмотр видеоролика)- Можете сказать, о чем будем говорить на уроке? (о сказках)
- Я думаю, что сказки любят все.
Мы знаем сказки назубок, Ведь с детства их читаем. Но что – то новое, дружок, Сейчас о них узнаем - Давайте вспомним все, что вы знаете о сказках. – Молодцы! Все правильно сказали. – На какие две большие группы можем разделить все сказки?
- Что бы ответить на этот вопрос, и освежить свои знания, прочитаем статью в учебнике на странице 180.
- Читать будем по цепочке, каждый ученик будет читать только одно предложение, при чтении обратите внимание на моменты, где говорится об особенностях народных и литературных сказок. (читают по цепочке)
- Итак, на какие две большие группы можно разделить сказки?
– Что вы можете сказать о литературных сказках? (у них есть автор) - Значит, как по- другому можно назвать литературные сказки? (авторские сказки) - Молодцы! Давайте найдем и прочитаем отрывок, где говорится, в чем особенность народных сказок. (2 абзац)
– Правильно. А сейчас прочитайте, что говорится об особенностях литературных или авторских сказок (2 абзац)
- У литературных и народных сказок много общего. Найдите в тексте отрывок, где говорится об общих чертах литературных и народных сказок . (2абзац) - Что вы можете сказать о сказках А.С.Пушкина? (Пушкин писал свои сказки в стихах) - А сейчас проверим, можете ли вы узнать сказку по картинке и определить, народная она или литературная. Рассмотрите иллюстрации на странице 181.
- Первая иллюстрация, к какой сказке? (Сказка о Золотом петушке) - Кто написал эту сказку? ( А.С.Пушкин), значит сказка, какая? (литературная или авторская) - Правильно. Рассмотрите вторую иллюстрацию и т.д.
– Молодцы, вы все правильно определили.
– А сейчас посмотрите на экран. (показать слайды обложки с книгами)
- Какая книга лишняя на этой выставке сказок? (Колобок) - Почему? (народная сказка) она исчезает
- А к какой группе можно отнести оставшиеся книги? - Так будет называется новый раздел, который мы начнем сегодня изучать? - Переверните страничку назад, хором прочитаем (литературные сказки) прочитать ниже, до конца страницы
– Мы сегодня говорим о сказках. Любая сказка имеет свою последовательность.
-Может, кто – то помнит, из каких частей состоит сказка? - Хочу вам напомнить, из каких частей состоит сказка.
- Итак, с чего начинается любая сказка. (слайд) - Говорят: «Это присказка не сказка, сказка будет впереди» - Что такое присказка?
- Для чего она нужна? (она нужна, чтобы заинтересовать читателя, настроить на нужный лад)
-Определите, к какой части сказки относится то, что я вам прочитаю:
1. В некотором царстве, в некотором государстве (присказка)
2.Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец (концовка)
3. Жили – были старик со старухой (присказка)
- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и разыграть одну присказку. Встали и повторяем за мной движения
ФИЗМИНУТКА Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался. – Молодцы. Сели.
– Отдохнули. Тогда продолжаем. - Сегодня мы познакомимся с творчеством русского писателя Д. Н. Мамина – Сибиряка.
- Давайте хором прочитаем, как его зовут. - Может, вы уже читали книги этого писателя, слышали о нем? Это наш земляк. (слайд)
- Дмитрий Наркисович написал много книг для взрослых, но среди его книг, есть и книги для детей (слайд)
-А так же он писал сказки. Я хочу рассказать вам историю возникновения одной книги. (слайд)
- Дмитрий Наркисович один растил и воспитывал дочь. Аленушка часто болела. Пока она была маленькой, он часами сидел у ее кроватки и рассказывал ей сказки, сначала те, что знал, потом начал придумывать свои сказки. Аленушка просила рассказать еще и еще. Дмитрий Наркисович записал их в одну книгу, которую назвал… (Аленушкины сказки)
- Его «Аленушкины сказки» ежегодно издаются, переводятся на другие языки. В них рассказываются необычайные истории, которые происходят с животными.
- Сегодня мы с вами познакомимся с присказкой Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка.
- Сядьте удобно, посмотрите на экран и послушайте. (слушают)
- Понравилась ли вам присказка? Захотелось ли вам послушать дальше? - В том и состоит цель присказки, чтобы заинтересовать слушателя, чтобы ему захотелось узнать продолжение.
- Присказка задушевная, с колыбельной интонацией. Стиль присказки близок к народному. Раньше считали, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой детям, поэтому у Аленушки появился сибирский кот Васька.
– Ребята, скажите, как надо читать присказку? (Спокойно, не торопясь. Мы ведь Аленушку укладываем спать, значит читать надо негромким голосом)
- Я предлагаю вам прочитать присказку вполголоса и подготовиться к выразительному чтению (читают) - Прочитали.
- Тогда сейчас я слушаю вас. Представьте, что вы - старший брат или сестра Аленушки, и прочитайте присказку, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке. Читать будем абзацами. (читают) - Молодцы! Скажите, какими словами начинается и заканчивается присказка? Почему? (Чаще всего сказки рассказывают на ночь) - Какие слова подчеркивают любовь, нежное отношение автора к дочери?
- Ребята, обратите еще раз внимание на название книги. ( Аленушкины сказки. Присказка)
- В чем особенность присказки писателя?
(Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам.
- Какие герои сказок в ней собираются? (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей)
- Правильно, в сказках Мамина – Сибиряка происходят удивительные истории с животными и все они собираются в этой присказке.
ИТОГ Наш урок подходит к концу. Подведем итог. (слайд)
- Ребята, мне очень понравилось с вами работать. А теперь я предлагаю вам оценить нашу с вами работу. Так как это урок литературного чтения, я принесла вам вот такие книги. На ваших столах приклеены закладки.