Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Время листьям опадать».
Психологический настрой
- У меня хорошее настроение.
- Я буду внимателен на уроке.
- Я успею сделать всё.
- У меня всё получится.
Сообщение темы урока.
Устная работа (сообразительность, активизация словаря, тренировка памяти, определение темы урока).
- Что такое ребус? (загадка, слова, зашифрованные с помощью картинок, букв, цифр) Давайте вспомним, как отгадывать ребусы и это поможет вам узнать приметы времени года.
Приметы какого времени года зашифрованы в ребусах? (осени)
Почему выделена буква «а» в слове сапоги? Какое это слово? (словарное слово)
3.Какой цвет характерен для ранней осени? (жёлтый, золотая осень)
4.Какое правило обозначено в слове туча? (Ча-ща пиши с буквой «а»)
А теперь, попробуйте с помощью картинки вспомнить название раздела, который мы закончили изучать на прошлом уроке. (Время листьям опадать)
Зачем деревья сбрасывают листья? (Деревья не могут жить без воды, в листьях накапливаются вредные вещества, под тяжестью снега дерево сломается.Листопад нужен деревьям, чтобы подготовиться к зиме.)
Объясните значение выражений
1. Что в лесу родится – дома пригодится.
2. С добрым урожаем и зима не страшна.
3. Холоден сентябрь, да сыт. (объяснения детей)
Работа с содержанием учебника (с. 110) чтение по цепочке названий произведений
В разделе «Время листьям опадать» мы читали рассказы и стихотворения:
1. Наталия Антонова «Жёлтой краской кто-то…»
2. Наталья Абрамцева «Осенняя сказка»
3. Елена Благинина «Подарки осени»
4. Любовь Воронкова «Лесные подарки»
5. Александр Твардовский «Лес осенью»
6. Валентина Путилина «В осеннем лесу»
7. Николай Некрасов «Славная осень!»
8. Эдуард Шим «Отчего осень грустна»
9. Константин Бальмонт «Осень»
10. Юрий Коваль «Три сойки»
11. Николай Сладков «Холодная зимовка»
12. Алексей Плещеев «Скучная картина!»
13. Оксана Иваненко «Сказка про маленького жучка»
14. Константин Ушинский «Пчёлы и мухи»
15. Георгий Граубин «Время листьям опадать»
Соотнести рассказы и картинки к ним: жучок, пчелы,
Назовите, пожалуйста, стихотворения, которые мы изучили: соединить
1. Наталия Антонова «Жёлтой краской кто-то…»
2. Елена Благинина «Подарки осени»
3. Александр Твардовский «Лес осенью»
4. Николай Некрасов «Славная осень!»
5. Константин Бальмонт «Осень»
6. Алексей Плещеев «Скучная картина!»
Работа с опорными схемами, повторение стихотворений.
А кто помнит авторов этих стихотворений? Где мы можем быстро узнать кто автор? (в содержании). Чтение выразительно стих-й
Работа с учебником Назовите главных героев в рассказах: