-повторить признаки зимы, названия зимних месяцев, зимние явления природы: мороз, снег, лёд, иней, метель;
- включить в словарный запас обучающихся новое обобщающее понятие «зимняя одежда»;
-учить выбирать среди предложенных предметов одежды те, которые соответствуют времени года, погодным условиям;
- учить сушить одежду после зимней прогулки.
- расширять активный словарный запас посредством использования в речи названий предметов одежды (неговорящие используют средства альтернативной коммуникации);
- предупреждать переутомление обучающихся на уроке путём избегания гиподинамии, периодически снимать мышечное напряжение в течение урока, совершенствовать координацию, развивать произвольность, точность движения частей тела.
- формировать элементы осознанного отношения к собственному здоровью на основе использования умения выбирать одежду в соответствии с погодными условиями.
Этап урока | Виды работы: формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые БУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I Организация начала урока | Организа-ционная зарядка Дыхательная гимнас-тика. Артикуляционная гимнастика | 1. Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И урок наш начинать. Белая звёздочка с неба упала. Мне на ладошку легла и пропала. -Возьмите снежинку, положите на ладошку, подуйте медленно на снежинку. Поет вьюга песню свою - Завывает ветром, Кружит снегом, Метет по земле поземку. | Повторение движения за учителем по образцу и словесной инструкции. Выполнение дыхательного упражнения по образцу (3-4 раза) Проговаривание звука [о]; звука [y]; звука [а]; звука [ш]. | Умение смотреть на учителя, выполнять действия по образцу. Умение целенаправленно направлять струю воздуха. Устойчивый взгляд на собеседника. Умение слушать и выполнять инструкцию. | Активизация внимания обучающихся, включение в работу на уроке. Активизация работы речевого аппарата. Снятие напряжения. Правильное звукопроизношение с установленной громкостью, протяжностью |
II Мотивационный этап. | Беседа Слушание, рассматривание иллюстраций, погружение в речевую среду. Беседа. Беседа с опорой на мнемотаблицы Слушание рассказа с опорой на иллюстрацию. Погружение в речевую среду. Беседа | - Какое сейчас время года? - Какой месяц? - Открываем календарь - Начинается январь. В январе, в январе много снегу во дворе. Снег - на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом. (С. Маршак) - Какие ещё зимние месяцы вы знаете? Повторите за мной: декабрь, январь, февраль. -Сколько месяцев длится зима? - Какими природными явлениями нас удивляет зима? - Я хочу прочитать вам рассказ К.В. Лукашевич «Зима». А вы внимательно слушайте и смотрите на иллюстрацию. Она явилась закутанной, белой, холодной. - Кто ты? – спросили дети. - Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы. - Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети. - Подождите, дети…Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы? - Вы любите зиму? - А не боитесь заболеть от её холода? - А вы хотите научиться одеваться зимой так, чтобы не бояться мороза и метели? - Да, зимой холодно, чтобы не замёрзнуть, нужно просто правильно одеваться. Зимой выбирают тёплую одежду. | -Зима - Январь Смотрят на иллюстрацию и слушают стихотворение. -Декабрь, февраль. Повторяют за учителем, смотрят на иллюстрации. - Три Называют с опорой на мнемотаблицы: - Снег, лёд, мороз, метель, иней. Слушают рассказ, рассматривают иллюстрацию. Отвечают хором – Любим! - Нет - Да! | Умение отвечать на поставленный вопрос, поддерживать эмоционалный контакт с собеседником. Появление заинтерисованности в изучении новой темы. Удерживание взгляда на иллюстрации, осознанное, произвольное слушание собеседника, восприятие информации на слух с опорой на наглядность. Формирование целеполагания. | Узнавание времени года- зима, знание названий зимних месяцев. Знание, называние (узнавание) отдельных зимних явлений природы: снег, лёд, мороз, метель, иней. Осознанное восприятие информации, появление мотивации познания нового, интереса к обучению. |
Музыкальная пауза | Выполнение движений под музыку по образцу. | Танцевальные движения под музыку «Мягкий беленький снежок». | Выполняют танцевальные движения. | Корригирование координации, точности движения, формирование организованности, умения следовать инструкции, образцу. | Снятие напряжения, предупреждение усталости. |
III Этап актуализации знаний. | Дидактическая игра «Лото» | - Чтобы правильно выбрать одежду, нужно очень хорошо знать, что же из одежды есть у нас? Вспомним названия предметов одежды. Поиграем в игру «Лото». | Играют в лото в соответствии с правилами. | Умение следовать правилам игры. | Повторение знакомых названий предметов одежды, обощающего понятия «Одежда» |
IV Выявление затруднения. | Дидактическая игра «Магазин одежды» | - Сейчас зима. Зимой надевают зимнюю одежду. - С нами на зимнюю прогулку пойдёт Маша. Мы поможем нашей подружке одеться по погоде. Сегодня мы будем учиться выбирать зимнюю одежду. Итак, нам нужно купить зимнюю одежду для Маши. Одежду покупают в магазине. И мы отправляемся с вами в магазин «Одежда», чтобы купить зимнюю одежду для Маши. | Выбирают катринки и называт: шуба (куртка), шапка, шарф, варежки, лыжные штаны. | Умение следовать правилам игры, сотрудничать с педагогом и сверстниками. | Знание названий предметов зимней одежды. |
V Физкультурная пауза | Зарядка | Пришла зима. Принесла мороз. Пришла зима. Отмерзает нос. Снег, сугробы, гололёд. Все на улицу вперёд. Шубу тёплую наденем, Шапку, брюки, валенки. Руки в варежках согреем И завяжем шарфики. | Выполняют действия по образцу согласно речевой инструкции. | Произвольное выполнение действий по образцу. | Развитие координации, точности движений. |
VI Этап «открытия» нового знания. | Словарная работа Беседа | - Давайте внимательно рассмотрим наши покупки и выберем, что Маша наденет на прогулку. Шуба из меха - меховая шуба; Шапка из шерсти - шерстяная шапка; Шарф из шерсти - шерстяной шарф; Варежки из пуха - пуховые варежки. Давайте назовём ласково: Шуба- шубка; Шапка- шапочка; Шарф- шарфик. - Как мы видим, и зимняя одежда бывает очень тёплая и не очень. Если мы собираемся двигаться, играть, заниматься спортом, мы выберем спортивную, облегчённую одежду. Если мы планируем малоподвижный выход из дома – стоять на остановке, долго спокойно прогуливаться, мы оденемся теплее. - Как мы с вами выяснили на окружающем природном мире, снег, когда растает, превращается в воду. А значит вещи, если на них останется снег, будут мокрыми. Если мы наденем мокрые вещи и выйдем на мороз, мы обязательно заболеем. Поэтому зимой нужно после прогулки одежду и обувь отряхнуть от снего и просушить. | Работа у доски. Выполняют речевые упражнения. Слушание, участие в беседе. | Направленный взгляд на собеседника, установление эмоционального контакта, осознание полученной информаци, умение сотрудничать с педагогом. | Формирование речевой активности, расширение словарного запаса. Умение отличать зимнюю одежду, выбирать предметы зимней одежды, узнавать, называть. Формирование потребности заботиться о сохранности своего здоровья. Знакомство с особенностями ухода за одеждой зимой (отряхивание, просушивание) |
VII Первичное закрепление изученного материала. | Дидактическая игра «Одевайся – утепляйся» Дидактическая игра «Что изменилось?» | - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Одевайся - утепляйся». - Зимой на голову нужно надевать …(шапку) - Под шею завязывать …. (шарф) - На руки надевать… (варежки) - Нельзя выходить на улицу зимой без … (шубы или тёплой куртки) - Теперь мы можем отправиться на прогулку. Игра «Что изменилось?». Учитель просит закрыть глаза, убирает одну из картинок, дети вспоминают, чего не хватает. В конце учитель меняет картинку с варежками на раскраску. | Отвечают на вопросы | Умение отвечать на поставленный вопрос. Коррекция и развитие устойчивости и произвольности внимания, развитие памяти. | Закрепление в активном словарном запасе названий предметов зимней одежды. |
IX Пальчиковая гимнастика | Комплекс упражнений для кистей рук «Зима» | Наши ручки замерзают. Поиграем – ка немножко, Да похлопаем в ладошки. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Чтобы пальчики согреть, Надо сильно растереть. Пальчики мы согреваем, Их сжимаем – разжимаем! | Выполнение действий по образцу. | Улучшение в развитии мелкой моторики. | Снятие напряжения, подготовка рук к выполнению графических заданий. |
X Самостоятельная работа. | Раскрашивание | - После прогулки М аша забыла просушить свои варежки, они стали некрасивыми. Давайте украсим варежки. Нужно раскрасить варежки аккуратно, не выходя за контур. Постарайтесь работать бытро и качественно. | Раскрашивают варежки | Выполнения задания до конца с заданными качественными и временными параметрами. | |
XI Включение в систему знаний и умений. | Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Одень Машу» | Игра «Найди пару». После прогулки варежки и носочки нужно обязательно посушить. В корзинке всё перепуталось. Давайте разберём варежки и носочки по парам и повесим сушиться. - Итак, давайте оденем Машу для катания с горки; - для пешеходной прогулки с бабушкой; - для катания на лыжах; - для похода в школу в морозную погоду, в метель, в оттепель. | Выбирают пары, располагают на радиаторе для просушки. Выбирают одежду для предстоящего мероприятия в соответствии с погодой. | Увеличение доли самостоятельности при выполнении задания, включение полученных знаний в поседневные дела. | Умение выбирать пары предметов одежды, использованияе знаний об особенностиях ухода за зимней одеждой. |
XII Рефлексия. | Беседа Просмотр видеофильма «Наша зимняя прогулка» | - Сегодня мы с вами говорили о зиме. Вы научились выбирать зимнюю одежду. - Что нужно надеть на улицу в зимнее время? Если вы оденетесь правильно, то вам не страшен будет лютый зимний холод. Вы все замечательно работали на уроке. И я приготовила вам сюрприз. вспомним, как весело мы проводим время зимой. | Отвечают на вопросы. Смотрят фильм. | Осознание получения новых знаний и умений, установление связи с личным жизненным опытом. | Осознание важности полученных знаний и умений. |