провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове;
соотносить количество звуков и букв в слове; учить созданию рассуждения.
Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Проверить готовность обучающихся их настрой на работу, создания эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока. | Всем! Всем! Добрый день! Прочь с дороги наша лень. В школу мы пришли знания добывать, Учиться думать, размышлять! – Ребята! Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу и учителю. А я желаю вам удачи и успехов в достижении новых знаний. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее Начнем скорей урок. – Мне хочется узнать, с каким настроением вы пришли на урок. | Учащиеся поворачиваются в парах лицом друг к другу и улыбаются. С помощью смайликов дети показывают свое настроение. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Актуализировать знания, достаточные для построения нового знания. | – С чего мы должны начать нашу работу? – А кто ответит, что значит учиться? – Я предлагаю вам побыть немного артистами. А что делают артисты перед концертом? Правильно, распеваются. – А какие звуки поют? (Гласные.) – А сколько гласных звуков в русском языке? (6) Давайте их назовем и пропоем (Дети поют гласные звуки.) – Так почему мы смогли спеть эти гласные звуки, сделайте вывод. (Гласный звук состоит только из голоса; при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград; гласный звук образует слог.) | С повторения необходимых знаний. Мы должны понять, что мы еще не знаем и попытаться открыть новые знания На карточках нарисованы “девочки-гласные” и учащиеся, играя в “хор”, узнают, какой звук поет каждый хорист. Дети делают самостоятельно вывод, отвечая на вопрос учителя. |
3. Самоопределение к деятельности (постановка учебной задачи). Формулирование темы. | – А сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв.) – Получается, что некоторые буквы “лишние”. – Так ли это? (Да.) – Назовите эти буквы (ё, е, ю, я). Мы называем эти буквы “волшебные”. Они обозначают то один звук, то два. Давайте разберемся. На доске вывешены карточки со словами: Якорь, мяч, ёжик, лёд, ель, юла, лес, малютка. На какие две группы можно разделить слова? (Якорь, ёжик, ель, юла; мяч, лёд, лес, малютка.) Как вы разделили слова? На другой стороне доски написаны другие слова: Играю, молния, вьюга, подъезд, друзья. Что вы заметили? | Отвечают на вопросы. В первой группе гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, а во второй группе слов эти же гласные обозначают один звук. Буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после гласного и разделительных ъ и ь знаков. |
| – Кто догадался, о каких буквах мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока? | Будем выяснять, для чего нужны буквы Е, Ё, Ю, Я и какую роль они выполняют в словах |
4. Открытие нового знания. Подведение детей к самостоятельному выводу. | (Записывается на доске число и классная работа.) Минутка чистописания. (Заранее образец букв написан в тетради.) На доске записаны буквы. Что вы заметили? Сегодня поучимся еще раз красиво и правильно писать эти буквы. Юю, Яя юнга, Яша Кто такой юнга? (Подросток-младший матрос на корабле.) (Почему слово Яша написано с заглавной буквы?) Составьте устно предложение с данными словами. Работа в парах. На карточках напечатаны слова (у каждой пары на парте). Звук мяч эхо слон ключ мел мак клен. – Прочитайте задание самостоятельно, найдите и соедините те пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук. Произнесите этот звук. – Какие звуки повторяются? | Будем писать буквы. речь о которых пойдет на уроке. Учащиеся работают самостоятельно в парах, после работа коллективно проверяется. |
| Физкультминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И на место все уселись. Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | |
5. Первичное осмысление (затруднение). Развитие умения распознавать и подбирать слова. | Упр. 6 (с.60) – устно. Гласные буквы располагались в два ряда, а потом “рассыпались”. – Вспомните, почему эти буквы располагаются в два ряда? Один ученик составляет на доске, а остальные проверяют с учебником. – Кто согласен с правильной работой на доске, оцените свою работу. Сделайте вывод. Почему вы расположили буквы в два ряда? Напишите по вариантам. 1-в а, о, у, ы, э 2-в я, ё, ю, и, е Упр.7 (с.60) устно – Рассмотрите записи. – Когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука?, – Когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают один гласный звук? | А, о, у, ы, э – указывают на твердость предшествующего согласного звука Е,ё. ю, я, и – указывают на мягкость предшествующего согласного звука В начале слова, после гласных, после разделительных ъ и ь. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ и самоконтроль). Научиться самостоятельно анализировать, обобщать и усваивать материал. | На доске (на карточках) записаны слова: Маяк, мяч, яхта, вьюга, люди, мёд Найдите слова, где буквы Е, Ё,Ю,Я обозначают 2 звука, а где один. Разбейте слова на два столбика и запишите самостоятельно. Подчеркните буквы, которые обозначают два звука. Обозначим слова звуками Маяк (май,ак)-4б, 5зв; мед (м,от) -3б, 3зв; Спросить значение слова ЯХТА. (Большая и легкая спортивная парусная лодка) Составить с данным словом предложение (Устно). | Дети сравнивают свою работу с образцом и делают вывод. Почему… (Взаимопроверка.) |
| Физкультминутка. Вот мы руки развели, словно удивились. И друг другу до земли в пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись. | |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Выявление границ применимости нового знания. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация. | Игра “Звуковички”. Необходимо отгадать загадки и определить, сколько в словах-отгадках звуков и сколько букв. После отгадки показывается картинка и доказывается, почему. У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц – 4 буквы, 5 звуков.) Круглое, румяное, Я расту на ветке, Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко – 6 букв, 7 звуков.) Из леса принцесса На праздник пришла. Бусы надела Огнём расцвела. (Ёлка – 4 буквы, 5 звуков.) – Какую цель мы ставили на уроке? – Достигли ли мы результатов? – Какие функции выполняют буквы е, ё, ю, я? – Оцените свою работу на уроке. Оценивается работа класса в целом | |
8. Итоги урока. Рефлексия. | | |