Конспект урока аудирования по русскому языку в начальной школе, как иностранному на тему «Наше здоровье»
Конспект урока аудирования по русскому языку в начальной школе, как иностранному на тему «Наше здоровье»
Данный конспект поможет учителю в проведении русского языка, как иностранного в начальной школе., познакомив учащихся с правилами перевода диалогической речи в монологическую, развивать фонематический слух, способность понимать на слух русскую речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока аудирования по русскому языку в начальной школе, как иностранному на тему «Наше здоровье»»
Конспект урока РКИ говорения на тему «Наше здоровье»
Подготовила и провела учитель начальных классов КовалеваИ.И.
Цель: познакомить с правилами и конструкциями перевода диалогической речи в монологическую; научить переводить диалогическую речь в монологическую; актуализировать слова лексико-тематической группы «Здоровье» и лексико-семантической группы «Болеть»; совершенствовать навыки составления монологических текстов; развивать навыки устной продуктивной монологической речи; воспитывать культуру здорового образа жизни,развиватьслуховую память и языковую догадку; развивать фонематический слух, развивать способность понимать на слух русскую речь.
Оборудование и материалы:
1) Карточки для доски со словами по теме урока.
2) Аудиотексты «Михаил в регистратуре», «На приёме».
3) Учебный видеофильм «Доктор! Доктор!» (Из серии «Речевые ситуации»).
ХОД УРОКА
1. НАЧАЛО УРОКА
1.1. Оргмомент.
(Просмотр мультф «Азбука здоровья»Смешарики…)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?...
- Конечно же о нашем здоровье.
– Все мы часто или редко, но болеем. Нам приходится обращаться к врачу: вызывать врача на дом, ходить на прием в поликлинику. На занятии мы рассмотрим такие ситуации, научимся действовать в них и рассказывать о них.
1.2. Вступительная беседа.
– Вы часто болеете?
– Чем болели последний раз?
– Вы вызываете врача на дом или ходите в поликлинику?
– Как лечите простуду?
– Где можно приобрести нужное лекарство?
– Дайте какой-нибудь совет из народной медицины, как лечить простуду (например, горячее молоко с мёдом – от кашля, чай с малиной – от высокой температуры).
2. Основная часть урока
2.1) Работа со словами лексического минимума.
Задание 1. Слушайте вопрос и называйте слово-ответ.
Учитель задает вопрос и после того, как ребята называют слово, фиксирует карточку с нужным словом на доске.
– Как называется человек, который лечит людей? (врач, доктор)
Слова для доски: врач, доктор, лекарь
– Как называется место, куда идет заболевший человек? (поликлиника)
Слово для доски: поликлиника, больница
– Где мы покупаем лекарства? (в аптеке)
Слово для доски: аптека
– С помощью чего мы измеряем температуру тела? (с помощью градусника/ термометра)
Слово для доски: градусник
– Как вы понимаете слово «больница»? (лечебное учреждение; место, где находится больной человек в течение определенного времени, получает лечение)
Слова для доски: больница, болеть – заболеть.
– Какие заболевания вы знаете? (ангина, грипп, кашель, насморк)
Слова для доски: ангина, грипп, кашель, насморк, болит (горло, голова, живот, зуб).
– Когда мы болеем и не можем пойти в поликлинику, мы вызываем врача на дом.
Слова для доски: вызывать – вызвать (врача)
– Назовите антоним слова «заболеть» (выздоравливать – выздороветь, вы́здоровею, вы́здоровеет)
Слова для доски: заболеть, выздороветь
– Что нужно принимать, чтобы выздороветь? (лекарство)
Слово для доски: лекарство
– Больного человека принято навещать, т.е. посещать в больнице или дома.
Слова для доски: навещать – навестить (кого?)
– У больного человека спрашивают: «Как вы себя чувствуете? Как ваше здоровье?»
Слова для доски: чувствовать себя (хорошо/плохо)
– Назовите антоним слова «больной»
Слова для доски: больной – здоровый; болен, больна – здоров, здорова
Просмотрите фрагмент учебного фильма «Доктор! Доктор!». Часть 1 – «Ник заболел» (до вызова врача по телефону). – 1 минута. После просмотра фрагмента ответьте на вопросы:
1) Где находится Ник?
2) Как вы поняли, что Ник заболел?
3) Назовите симптомы заболевания.
Задание 2. Прочитайте названия специальностей врачей.Скажите, что они лечат. Выберите правильные ответы.
Ребятам необходимо установить соответствие между словами правого и левого столбиков.
хирург
глаза
окулист
кожные заболевания
оториноларинголог (ЛОР)
зубы
невропатолог
ухо, горло, нос
дерматолог
делает операции
стоматолог
нервные болезни
Задание 3. Прочитайте слова и составьте с ними предложения.
Ребята составляют предложения с данными словами. Каждый может добавить только одно слово к уже составленному предложению.
Когда нам нужно передать прямую речь в виде косвенной, то мы используем следующие правила.
Камила: «Рухшона, куда ты идёшь?»
Рухшона: «Я иду в поликлинику».
Камила спросила Рухшону, куда она идёт.
Рухшона ответила, чтоона идёт в поликлинику.
Врач: «Скажите, пожалуйста, где вы работаете?»
Муоз: «Я работаю в школе».
Врач спросил Муоза, где он работает.
Муоз сказал, чтоон работает в школе.
Врач сказал Мариане: «Принимайте лекарства 3 раза в день».
Врач сказал Мариане, чтобыона принимала лекарства 3 раза в день.
Регистратор сказал Азизу: «Позвоните завтра в первой половине дня».
Регистратор сказал Азизу, чтобыон позвонил завтра в первой половине дня.
2.3) Закрепление нового материала.
Задание 4. Прочитайте диалог. Передайте прямую речь в виде косвенной. (Представьте диалог в виде монолога.)
А) Работа полусамостоятельного характера.
Ребята читают диалог по ролям, а затем совместно с учителем работают по цепочке, изменяя по одной реплике.
Диалог 1. «Ариана заболела».
Аня: Вставай, Ариана, уже 7 часов.
Ариана: Сейчас, ещё минутку.
Аня: Вставай, вставай… В школу опоздаешь!
Ариана: Нет, не могу встать.
Аня: Что у тебя болит?
Ариана: Голова кружится, и глотать больно.
Аня: Надо вызвать врача.
Ариана: Нет, я не хочу врача. Лучше сегодня полежу в кровати.
Аня: А я думаю, что надо всё-таки вызвать врача. Пусть тебя посмотрит. А где у нас градусник?
Ариана: Градусник? Зачем?
Аня: Как зачем? Чтобы узнать, какая у тебя температура!
Ариана: Он лежит в тумбочке на верхней полке.
Аня: Нашла. Ну, что делать! Придётся поставить градусник.
Ариана а: Ставь, ставь…
(через некоторое время)
Аня: Давай сюда. Да, я так и думала. 38,4 (тридцать восемь и четыре).
Ариана: Правда?!
Аня: Да. Иду вызывать врача. Здоровье надо беречь. Знаешь, как у нас говорят? Здоровье не купишь.
Ариана: Хорошо, вызывай.
Просмотрите фрагмент учебного фильма «Доктор! Доктор!». Часть 3 – «Осмотр» (до похода в аптеку). – 2 минуты 10 секунд.Подчеркните на листе те названия симптомов, заболеваний и рекомендаций доктора, которые вы услышали:
1) Ник жаловался на жар, тошноту, высокую температуру, кашель, головную боль, насморк.
2) Врач называла такие заболевания, как бронхит, воспаление легких, ангина, ринит, грипп.
3) Врач сказала, что Нику нужно много гулять, много отдыхать, принимать лекарства.
Б) Работа самостоятельного характера.
Ребятам необходимо представить данный диалог в виде монолога, используя конструкции для передачи косвенной речи.
Просмотрите фрагмент учебного фильма «Доктор! Доктор!». Часть 2 – «Вызов врача на дом» (до приезда врача). – 1 минута.
Расскажите, что нужно сделать, чтобы вызвать врача на дом? Какие сведения о себе нужно сообщить регистратору?
Диалог 2. «Вызов врача на дом».
Фирдавс: Алло! Это поликлиника?
Регистратор: Да. Слушаю Вас.
Фирдавс: Мне нужно вызвать врача на дом.
Регистратор: Что с вами?
Фирдавс: У меня болит горло и высокая температура.
Регистратор: Сколько вам лет?
Фирдавс: Двадцать девять лет.
Регистратор: Где вы живёте? Скажите ваш адрес.
Фирдавс к: Улица Лесная, дом 27, квартира 64.
Регистратор: Я всё записала. Врач будет во второй половине дня.
Фирдавс: Хорошо. Спасибо. Буду ждать. До свидания.
Просмотрите фрагмент учебного фильма «Доктор! Доктор!». Часть 4 – «В аптеке» (до похода в поликлинику). Напишите ответы на вопросы:
1) Куда пришли друзья Ника?
2) Зачем они пришли в аптеку?
3) Опишите ситуацию.
2.4) Речевая практика.
Задание 5. Прочитайте диалог «На приёме у врача». Разыграйте диалог по ролям.
Дети читают текст по ролям, совместно с учителем выясняют значение непонятных слов, а затем пересказывают по ролям близко к тексту.
– Здравствуйте, доктор.
– Здравствуйте. На что жалуетесь?
– У меня была ангина. Вы приезжали к нам.
– Так… Ваша фамилия?
– Меня зовут Камила Шахназарова.
– Как Вы себя чувствуете? Давайте я посмотрю ваше горло. Да… почти всё хорошо. Ещё немного и всё будет в порядке.
– Да, доктор, спасибо.
– Раздевайтесь до пояса. Я Вас послушаю. Дышите… дышите. А теперь не дышите. Хорошо. Всё хорошо.
– Мои лёгкие в порядке?
– Да. Теперь измерим давление. Садитесь. Давление у Вас нормальное. Хорошо бы сделать анализ крови и пройти флюорографию.
– А это обязательно?
– Да, это обязательно для всех один раз в год.
– Ну, хорошо.
– И ещё медсестра выпишет Вам направление на анализ. Флюорография в семнадцатом кабинете с восьми утра до пяти вечера ежедневно, кроме субботы и воскресенья. До свидания.
Задание 6. Расскажите вашему другу (вашей подруге), как вы ходили на прием к врачу.
Задание 7. Вы прочитали в газете объявление:
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Медицинский центр «Семейный Доктор» пригашает на лечение:
- высокая квалификация специалистов;
- индивидуальный подход к каждому пациенту;
- нетрадиционные методы лечения;
- народная медицина;
- массаж, гимнастика, водные процедуры.
Более подробную информацию Вы можете получить по телефону: (817) 6443569
Это объявление Вас заинтересовало. Позвоните по указанному телефону и расспросите обо всем как можно более подробно, чтобы решить, стоит ли Вам обращаться в этот медицинский центр. А затем порекомендуйте этот центр вашей подруге (вашему другу).
Задание 8. Просмотрите отрывок из м/ф «Трое из Простоквашино», сцена «Дядя Федор болен». (Начало: 14 мин 27 сек, конец: 16 минут). Составьте рассказ по видеосюжету.
Вопросы:
1) Почему Дядя Федор заболел?
2) Какая у него была температура?
3) Кто и чем лечил мальчика?
3. Завершающая часть урока
– Итак, сегодня на уроке мы вспомнили лексику, которая необходима нам при обращении в поликлинику, к врачу, научились представлять диалогическую речь в виде монологической с помощью специальных конструкций. Также мы составляли диалоги и монологи, необходимые в различных ситуациях, на уроке мы слушали различные диалоги по теме «Здоровье», мы совершенствовали наши навыки понимания звучащей русской речи.
Домашнее задание: повторить речевые ситуации, диалог и монолог.