Просмотр содержимого документа
«Конспект урока А.С.Пушкин. У Лукоморья дуб зеленый."»
Конспект урока литературного чтения.
Тема: А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»
3 класс
1. Оргмомент
2. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить об А.С. Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют А.С. Пушкина.
На доске слова:
«Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.» (Н.Доризо.)
Как вы понимаете эти слова? Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.
- А отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.
3. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?
(подготовить сведения о Пушкине)
Перед вами текст. Прочитайте его. (Приём «Чтение с пометками» v – уже знал; + - узнал новое; ? – хочу спросить)
Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда писал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей. В доме Пушкиных была большая прекрасная библиотека. Саша рано полюбил чтение. На его воспитание большое влияние оказали бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать. За свою короткую жизнь А.С.Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.
- Что вы отметили v? Прочитайте.
-Что вы отметили +? Прочитайте.
- Какие вопросы у вас возникли после прочтения текста?
Что нового можете добавить?
- Став взрослым, А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки. Знаете ли вы сказки, принадлежащие перу Пушкина?
Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?
Какие сказки Пушкина вы знаете?
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о попе и работнике его Балде»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о золотом петушке». Какая особенность сказок Пушкина? (Они написаны в стихах)
Пушкин писал не только сказки, но и стихи и рассказы.
- Сегодня будем изучать ещё одно произведение А.С.Пушкина, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…».
-Наверняка вы его уже читали.
- Что вы знаете об этом произведении?
Физминутка
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться.
В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.
В сказке – смелый князь Гвидон,
Он Салтану шлет поклон.
В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.
Сказки Пушкина стоят – нас к себе позвать хотят!
4. Усвоение новых знаний.
Дайте мы отправимся в лукоморье.
Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? Обращайте внимание на неизвестные слова.
Показ фильма
Произведение «У Лукоморья…» - это вступление к поэме «Руслан и Людмила». -Кто слышал эту поэму? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)
Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.
- А что такое ПОЭМА? Кто из вас знает? Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словарике в конце учебника )
- Давайте посмотрим. (Дети говорят, что в словарике нет объяснения этого слова)
- Как быть? Где будем смотреть? (В толковом словаре)
-Давайте посмотрим в словаре С.И.Ожегова.
- Какая пара найдет объяснение слова «ПОЭМА». Кто быстрее? (Дети работают в группах).
Ученик читает: поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
-Будем читать про лукоморье. А что это такое?
-Посмотрим в толковом словаре? (Лукоморье - морской залив (толковый словарь Ожегова))
В поэме нам встретятся такие слова:
Словарно – лексическая работа.
На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.
Дол - долина.
Витязь - в старину: воин, богатырь.
Чредой - чередой, по очереди.
Дядька - в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье.
Мимоходом - по пути, проходя мимо.
Пленяет - берет в плен.
Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать
- В поэме А С Пушкин использует старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.
Златая берег
Брег золотая
Песнь чередой
Чредой песня
Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.
Чтение отрывка сильными учениками
- Каким поэт изобразил лукоморье? (Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?
Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике)
- Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря
- Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации
5.Работа над структурой и эмоциональным строем текста
Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием.
-Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? ( Две части. Первая - состоит из шести строк.)
- Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?
Прочитаем по «цепочке» (Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира).
-Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?
(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).
- А каким вы представляете себе Кота учёного?
- Почему кот учёный? (Дрессированный, образованный, мудрый, знающий песни и сказки.)
-Это определение подтверждает, что кот волшебный.
Зарядка для глаз
-Что вы можете сказать о второй части? (Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса)
-Что же это за сказочные герои? Читаем дальше.
-Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта поэма – сказка).
- «Там леший бродит»… Каким вы представляете себе Лешего? Леший – хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми. А почему он не идёт, а бродит?
Бродить - ходить по разным направлениям, отыскивая что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись.) ( «Толковый словарь» В.И.Даля)
- Следующая героиня – русалка. А что вызнаете о ней? Русалки представляются в виде красивых девушек с длинными волосами. Ребята, а как вы думаете, может ли русалка на ветвях сидеть? В русальную неделю (следующая за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.
- Ребята, кто нарисует нам избушку на курьих ножках? Читаем следующую строку.
- А вот появляется и колдун. Каким вы представляете себе колдуна и что знаете о нём? Колдуны большею частью - люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями.
В словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к медведю и лисе.* Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его необычность, уникальность.
- Баба- Яга - злая колдунья. Обычно она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи с косматыми седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.
Там царь Кощей над златом чахнет; Злой чародей. Чаще всего кощей представляется костлявым и лысым стариком, который обитает в зловещем каменном замке . Кощей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц.
Там русский дух…там Русью пахнет!
Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? ( Гордость за Россию).
И я там был, и мёд я пил; Можно ли пить мед? Это переносное значение
“мед я пил” - наслаждался прелестью сказок
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Что напоминают последние строчки?( Концовку русских народных сказок).
-Смотрите, какая сказочная картина получилась! Здорово!
А.С. Пушкин у лукоморья собрал вместе сказочных героев.
“ Лукоморье – на синем море сказок, на острове Буяне…”. Пушкину тоже захотелось, также как и нам, попасть в сказочную страну. А почему бы и нет? Ведь он сказочник. И вот он садится под дуб, и кот учёный свои сказки говорит ему. Одну из них Пушкин поведал нам –это поэма – сказка “Руслан и Людмила”
Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? (Напевное, плавное).
-Какая должна быть интонация? (Интонация торжественности и таинственности).
6. Кульминационный момент.
-Прикрыли книжки.
-Кто какие строчки запомнил?
-Откройте книги. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.
Тест «Проверь себя»
7.Рефлексия.
- Понравилось ли вам это произведение? Что особенно вам понравилось?
-Какое настроение после прочтения и разбора данного произведения? --Чтобы ты дома рассказал об уроке? -Какими бы поделился впечатлениями?