kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока А.С.Пушкин. У Лукоморья дуб зеленый."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Дети продолжают знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока А.С.Пушкин. У Лукоморья дуб зеленый."»

Конспект урока литературного чтения.


Тема: А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»

3 класс

1. Оргмомент

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об А.С. Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют А.С. Пушкина.

На доске слова:

«Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.» (Н.Доризо.)

Как вы понимаете эти слова? Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.

- А отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.

3. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом?

(подготовить сведения о Пушкине)

Перед вами текст. Прочитайте его. (Приём «Чтение с пометками» v – уже знал; + - узнал новое; ? – хочу спросить)

Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда писал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей. В доме Пушкиных была большая прекрасная библиотека. Саша рано полюбил чтение. На его воспитание большое влияние оказали бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать. За свою короткую жизнь А.С.Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

- Что вы отметили v? Прочитайте.

-Что вы отметили +? Прочитайте.

- Какие вопросы у вас возникли после прочтения текста?

Что нового можете добавить?



- Став взрослым, А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки. Знаете ли вы сказки, принадлежащие перу Пушкина?

Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

Какие сказки Пушкина вы знаете?

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о попе и работнике его Балде»,

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Сказка о царе Салтане»,

«Сказка о золотом петушке». Какая особенность сказок Пушкина? (Они написаны в стихах)

Пушкин писал не только сказки, но и стихи и рассказы.

- Сегодня будем изучать ещё одно произведение А.С.Пушкина, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…».

-Наверняка вы его уже читали.

- Что вы знаете об этом произведении?

Физминутка

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.

Сказки Пушкина стоят –  нас к себе позвать хотят!

4. Усвоение новых знаний.

Дайте мы отправимся в лукоморье.

Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? Обращайте внимание на неизвестные слова.

Показ фильма

Произведение «У Лукоморья…» - это вступление к поэме «Руслан и Людмила». -Кто слышал эту поэму? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)

Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.

- А что такое ПОЭМА? Кто из вас знает? Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словарике в конце учебника )

- Давайте посмотрим. (Дети говорят, что в словарике нет объяснения этого слова)

- Как быть? Где будем смотреть? (В толковом словаре)

-Давайте посмотрим в словаре С.И.Ожегова.

- Какая пара найдет объяснение слова «ПОЭМА». Кто быстрее? (Дети работают в группах).

Ученик читает: поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

-Будем читать про лукоморье. А что это такое?

-Посмотрим в толковом словаре? (Лукоморье - морской залив (толковый словарь Ожегова))

В поэме нам встретятся такие слова:

Словарно – лексическая работа.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать

- В поэме А С Пушкин использует старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.

Златая берег

Брег золотая

Песнь чередой

Чредой песня

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.

Чтение отрывка сильными учениками

- Каким поэт изобразил лукоморье? (Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)

- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике)

- Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря

- Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации

5.Работа над структурой и эмоциональным строем текста

Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием.

-Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? ( Две части. Первая - состоит из шести строк.)

- Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?

Прочитаем по «цепочке» (Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира).

-Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?

(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).

- А каким вы представляете себе Кота учёного?

- Почему кот учёный? (Дрессированный, образованный, мудрый, знающий песни и сказки.)

-Это определение подтверждает, что кот волшебный.

Зарядка для глаз

-Что вы можете сказать о второй части? (Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса)

-Что же это за сказочные герои? Читаем дальше.

-Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта поэма – сказка).

- «Там леший бродит»… Каким вы представляете себе Лешего? Леший – хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми. А почему он не идёт, а бродит?

Бродить - ходить по разным направлениям, отыскивая что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись.) ( «Толковый словарь» В.И.Даля)

- Следующая героиня – русалка. А что вызнаете о ней? Русалки представляются в виде красивых девушек с длинными волосами. Ребята, а как вы думаете, может ли русалка на ветвях сидеть? В русальную неделю (следующая за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.

- Ребята, кто нарисует нам избушку на курьих ножках? Читаем следующую строку.

- А вот появляется и колдун. Каким вы представляете себе колдуна и что знаете о нём? Колдуны большею частью - люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями.

В словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к медведю и лисе.* Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его необычность, уникальность.

- Баба- Яга - злая колдунья. Обычно она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи с косматыми седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.

Там царь Кощей над златом чахнет; Злой чародей. Чаще всего кощей представляется костлявым и лысым стариком, который обитает в зловещем каменном замке . Кощей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц.

Там русский дух…там Русью пахнет!

Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? ( Гордость за Россию).

И я там был, и мёд я пил; Можно ли пить мед? Это переносное значение

“мед я пил” - наслаждался прелестью сказок

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Что напоминают последние строчки?( Концовку русских народных сказок).

-Смотрите, какая сказочная картина получилась! Здорово!

А.С. Пушкин у лукоморья собрал вместе сказочных героев.

“ Лукоморье – на синем море сказок, на острове Буяне…”. Пушкину тоже захотелось, также как и нам, попасть в сказочную страну. А почему бы и нет? Ведь он сказочник. И вот он садится под дуб, и кот учёный свои сказки говорит ему. Одну из них Пушкин поведал нам –это поэма – сказка “Руслан и Людмила”

Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? (Напевное, плавное).

-Какая должна быть интонация? (Интонация торжественности и таинственности).

6. Кульминационный момент.

-Прикрыли книжки.

-Кто какие строчки запомнил?

-Откройте книги. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.

Тест «Проверь себя»

7.Рефлексия.

- Понравилось ли вам это произведение? Что особенно вам понравилось?

-Какое настроение после прочтения и разбора данного произведения? --Чтобы ты дома рассказал об уроке? -Какими бы поделился впечатлениями?

8. Выставление оценок.

9.Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока А.С.Пушкин. У Лукоморья дуб зеленый."

Автор: Никитина Наиля Ришатовна

Дата: 30.12.2018

Номер свидетельства: 493405

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства